Знакомство учащихся с буквой Х и звуками, которые она обозначает. Междометия.
Submitted by Людмила Геннадьевна Бурдина on Tue, 22/11/2011 - 15:37
Повторение изученного материала.
Что мы изучаем на уроках чтения и письма? (Звуки и буквы)
Закончите предложения:
«Мы видим и пишем…..» (буквы)
«Мы слышим и произносим ….» (звуки)
На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
Назовите гласные звуки, с которыми мы уже познакомились? (а,у,о,и,ы)
Что отличает гласные звуки от согласных? (Они не встречают преграду при произношении, их можно петь).
Какие согласные разместились на верхнем этаже? (звонкие)
Назовите все буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
Какие согласные разместились на нижнем этаже? (глухие)
Назовите все буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками.
Звуко-буквенный разбор слова КАРТИНА.
Посмотрите, что мы видим на доске (картина). Сделаем в тетради звуко-буквенный разбор слова картина (один у доски).
На чем рисуют художники картины ? (на бумаге, на холсте)
Проведём звуковой анализ слова ХОЛСТ.
(В этом слове 5 звуков. Первый звук Х – согласный, глухой, твёрдый. Второй звук О – гласный. И т.д.).
А вот что о картине написал поэт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
Что написал поэт? СТИХИ
Проведём звуковой анализ слова СТИХИ.
Какие два новых звука встретились в этих славах? ([Х],[ Х,]). Эти звуки мы на письме будем обозначать буквой Х.
На что похожа буква Х?
Х на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Постановка задачи урока.
Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (писать букву Х, читать слова со звуками Х, х.)
Письмо буквы Х.
Откройте прописи на с. 17.
Найдите схему-человечка, который обозначен буквой Х.
Какие звуки он обозначает? Дайте им характеристику.
Какую шапочку мы ему наденем? Какие башмачки?
Рассмотрите строчную букву Х.
Из каких элементов она состоит?
Показ написания буквы.
Письмо буквы Х.
Чтение слогов и знакомство с междометиями.
Ребята, а вы знаете, кто изображён на этой картине? Слайд 1
Давайте посмотрим историю об этих двух человечках и познакомимся с ними. (просмотр фрагмента мультфильма). Слайд 2
Как же зовут наших героев? Ах и Ох.
Что вы о них узнали?
А как звали других героев мультфильма?
Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, а вы когда-нибудь их употребляете в речи? Слайд 3
Эти маленькие слова помогают нам выразить свои чувства. Их называют междометия.
Давайте прочитаем междометия, которые у меня записаны на доске так, как бы их прочитал Ах. Слайд 4
А теперь прочитаем так, как бы их прочитал Ох.
Читая одни и те же слова с разной интонацией, мы выражаем разные чувства.
Физкультминутка. Слайд 5
Ах зовёт всех на зарядку.
Рассчитайтесь по порядку.
Дружно встали все в ряды,
Руки вверх, присели мы.
Встали – руки опустили.
Всё ещё раз повторили.
А теперь наклоны вправо.
Влево тоже гнуться надо.
Раз и два. Раз и два.
Уходи скорей хандра.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкультпривет!
Чтение слов и предложений с изученными буквами.
А теперь, ребята, мы будем учиться читать слова с буквой Х.
Ребята, Ах и Ох приготовили для вас задания. Они принесли нам карточки со словами. (У каждого на парте набор карточек)
Ох составил слова с буквой Х, но они все растерялись. Вот и плачет теперь Ох, не может их найти. Давайте поможем Оху найти все слова с буквой Х. На столах у вас лежат карточки. Среди произвольно поставленных букв затерялись слова с буквой Х. Найдите их и подчеркните.
(Проверка на слайде) Слайд 6
ортспхомяккевррсёцхорварпбт
чвмехитрпьбухаипррпогсхема
ждвхорошийытрсблохатрвбдм
ывфхекьрвдыхромойсоьсмехм
Прочитайте слова которые приготовил для вас Ах. Он предлагает вам разбить эти слова на группы. Работа в парах.
А теперь Ох вспомнил, что слова эти выпали из предложений, которые написаны на карточках, лежащих на ваших партах. И вам надо вставить эти слова в предложения. Что для этого надо сначала сделать? (прочитать предложения)
Лиса – это очень _____________зверь.
Саша ___________ с горы на санках.
Я люблю читать ______________ русских поэтов.
_______________ - всему голова.
Работают самостоятельно. (Проверка) Слайд 7
Чтение текста.
Азбука. С. 124. Прочитаем историю о наших героях.
Чтение текста про себя, затем вслух по предложению.
Вопросы по ходу чтения.
К 1-му предложению:
Почему так неопределенно говорится о времени и месте?
Какие тексты зачастую так начинаются? (Сказки.)
Ко 2- 3-му предложению:
Какой характер был у Аха?
К 4-му предложению:
Что узнали об Охе? Как это скулил?
К 5-7-му предложению:
Как вы думаете, чему радуется Ах утром?
К 8-11 -му предложению:
Что не нравится Оху с утра? Какое у него настроение?
Как надо прочитать реплику Оха? (С неудовольствием, капризно.)
К 12-13-му предложению:
Можете ли предположить, кого работа испугает?
К 14-му предложению:
Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Как вы догадались?
К 15-16-му предложению:
Работает ли Ох? Чем он занят? (Ходит-бродит, охает.)
Почему у него ноги зябнут? (Он не работает, ищет причину, оправдание.)
К 17-18-му предложению:
Почему Ах радуется, а Ох стонет? (У них разные характеры.)
Как вы думаете, кому живется легче?
К 19-му предложению:
Ответьте на вопросы текста.
в) Выразительное чтение текста по ролям. Слайд 8
Вопросы ко всему тексту:
Что можно сказать про двух братьев? Какие они?
К какому фрагменту текста относится иллюстрация?
С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?
А хотите узнать, чем закончилась эта история?
Просмотр второй части мультфильма. Слайд 9
Релаксация.
Кто доволен тем, как он работал на уроке, прикрепит свой шарик к Аху.