Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Один рисунок стоит тысячи слов».. Программа по арттерапии для младших школьников.

 

1.Пояснительная записка

 

Введение

в дополнительную образовательную программу

 

«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

 

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

 

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

 

Направленность

дополнительной образовательной программы

       Дополнительная образовательная программа «Капли радуги» имеет художественно-эстетическую направленность.

       Кружковые занятия по обучению рисованию направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя,как целостной единицы. Развитие  художественного восприятия  и  практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Программа рассчитана на  обучающихся первой ступени образования, т.е. на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы духовной и коммуникативной культуры. В процессе работы учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

 

Новизна

дополнительной образовательной программы

       Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации...

    Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.

   Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.      Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия,отображащего суть внутриличностного состояния.

             В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

 

Актуальность

дополнительной образовательной программы

        Стратегической направленностью школы XXI века  становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся. 

       Данная программа отвечает этим задачам.

       Кроме этого, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей данному виду изобразительного и  декоративно – прикладного творчества.

                               

Педагогическая целесообразность программы

       В процессе освоения программы решаются вопросы образования, духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта.

    В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаюся рисовать, а постигают как, посредством арт-терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

  

Отличительные особенности программы

        Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное,декоративно – прикладное,театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира,прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

 

Цель программы

Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного и  декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи программы

Воспитательные:

- привитие интереса к художественному творчеству;

-воспитания эстетического отношения  к действительности;

- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе,окружающему миру;

-воспитание коммуникативной культуры.

Обучающие:

-углубление и расширение знаний  об в области изобразительного искусства;

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения,лепки;

Развивающие:

- ослабление или устранение имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций,  импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

Возраст учащихся

Данная программа предназначена для детей 7-10 лет.

 

Срок реализации программы

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы-144 часа.

 

Режим занятий

Форма занятий - групповая

Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 

 

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

-Стремление к самопознанию и самовыражению.

-Развитое чувство внутреннего контроля.

 

Способы проверки ожидаемых  результатов

- беседа;

- устный опрос;

- викторина;

-инсценировка;

- выставка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- выставки;

- педагогическая диагностика образовательного процесса.

 

                   2. Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную образовательную программу.

2

2

-

2

« Познай себя в искусстве».

10

2,5

7,5

3

« Мир вокруг нас».

12

3

9

4

Работа с песком и манкой.

16

4

12

5

«Путешествие в волшебный мир».

22

5,5

16,5

6

«Сказка в нашей жизни».   

16

4

12

7

«Леплю себя сам».

14

3,5

10,5

8

Рисуем вместе!

10

2,5

7,5

9

« Театр в нашей жизни».

10

2

8

10

« Я и моя жизнь».

4

1

3

11

Организационные работа.

22

___

22

                                     Итого:    138           30          108

 

 

3. Содержание программы.

№ п/п

Тема

Краткое содержание

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Формы занятий. Формы подведения итогов.

1

Введение в дополнительную образовательную программу

(2 часа)

 

Теория (2 часа):

Цель и задачи работы объединения.     

Организация рабочего места.

Правила техники безопасности.

Знатьпонятия «форма», «конструкция», «пропорции» предмета; что основу любой формы составляют простейшие геометрические тела); теплые и холодные цвета в живописи;

  правила работы с акварельными красками,

технику безопасности.

Уметьорганизовывать рабочее место.

 

 

Беседа

2

« Познай

себя

в искусстве».

(14 часов)

Теория(4,5часа):

История развития художественного творчества со времен античности до наших дней.

История развития изобразительного искусства .

Знакомство с различными видами изобразительного искусства.

Практика (9,5 часов ):

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Освоение основ рисунка.

Передача настроения

в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

 

Знатьпонятие «объем» предмета; что все предметы окружающего мира имеют плоскую или объемную форму,

понятие «колорит»; что с помощью колорита художник передает свои идеи, свои переживания,

понятие «композиция».

Уметьопределять форму, конструкцию, пропорции предмета; различать основные и составные, холодные и теплые цвета,

называть картины с теплым и холодным колоритом; анализировать художественные средства; рисовать по представлению,

анализировать художественные средства; составлять свою композицию в рисунке.

 

 

Беседа. 

Демонстрация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа.

Устный опрос.

Педагогическая диагностика.

3

« Мир вокруг нас»

(14 часов)

Теория( 3 часа):

История развития художественного искусства в отображении мира человеческих взаимоотношений.

Знакомство с творчеством  художников  эпохи Возрождения.

Практика( 11 часов):

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Произведения живописи, их связь с жизнью.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

Знатьпонятия «наброски», «зарисовки», «архитектура»; какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки; виды изобразительного искусства.

Иметь представление о видах архитектуры.

Уметьвыполнять наброски и зарисовки для изучения формы, строения предметов; анализировать виды архитектуры; выполнять наброски и зарисовки улиц родного города акварелью, рисовать человека,

отображать цветом свое отношение к изображаемому предмету.

Беседа. 

Демонстрация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа.

Устный опрос

Выставка.

4

Работа с песком и манкой

(20 часов)

Теория( 4 часа):

История развития декоративно-прикладного искусства.

Практика(16 часов):

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка, акварель, гуашь, клей.

 

Знатьпростейшие сведения

о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения различных форм.

Уметь последовательно рисовать; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Демонстрация образцов. Обсуждение.

Викторина.

 

 

 

 

 

Практическая работа.

Выставка.

5

«Путешествие в волшебный мир».

(24 часа)

Теория(5,5 часов):

История развития устного народного творчества.

История развития декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

Практика(18,5 часов):

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

Знатьтехнику работы «мозаика»; понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России.

Уметьвыполнять мозаичное панно из кусочков цветной бумаги на тему наклеивать на картон и цветную бумагу различные элементы изображения из вырезанных кусков бумаги.

Демонстрация образцов. Обсуждение.

 

 

 

 

Практическая работа.

Выставка.

Устный опрос.

Педагогическая диагностика.

6

«Сказка в нашей жизни»   

(18 часов)                                 

Теория(5,5 часов):

Знакомство с творчеством российских и зарубежных сказочников.

История развития взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников, писателей.

Практика(16,5 часов):

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношения к природе, человеку и обществу.

 

Знать понятие «иллюстрация»о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи; использовать художественные материалы.

Уметьпоследовательно проводить работу над рисунком

по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка; называть произведения искусства, посвященные изображению животных,людей,сказочных персонажей; изображать  их характерные очертания; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении.

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.

 

 

 

 

 

Практическая работа.

Викторина.

Выставка .

 

7

                                     «Леплю себя сам»

(18 часов)

Теория(3,5 часов):

История развития декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с великими мастерами скульптуры от античности до наших дней.

Практика(14,5 часов):

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению.

Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин, картон, бисер.

 

Знатьправила лепки различных изделий, технику работы с пластилином, приемы декоративно-прикладного искусства.

Уметьлепить человека, выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; передавать настроение в творческой работе с помощью,

композиции, объёма, материала

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.

 

 

 

Практическая работа.

 Выставка.

8

Рисуем вместе !

(12 сасов)

Теория(2,5 часов):

История развития декоративно-прикладного искусства, мозаичного творчества.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Практика(9,5 часов):

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

Отработка техники коллективной работы над произведением.

Знатьпонятие «композиция».

Уметьанализировать художественные средства; составлять свою композицию в рисунке с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы,работать в команде, коллективно создавать художественное произведение.

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.

Устный опрос.

 

Практическая работа.

 Выставка.

9

« Театр в нашей жизни»

(8 часов)

Теория(2часа):

История развития театрального творчества.

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.

Практика(6 часов):

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

Техника изготовления театральных масок, костюмов.

Знатьправила рисования с натуры, технику изготовления масок из пластилина,картона,ткани, выбирать  и применять различные выразительне средств для реализации собственного замысла

Уметьвыражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; выражать свое отношение к произведению,обыгрывать выбранную роль.

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение

 

 

 

 

 

 

Практическая работа.

Выставка.

Инсценирование сказки.

 

 

 

 

 

10

« Я и моя жизнь»

( 6 часов)

Теория(1час):

История развития изобразительного искусства,автопортреты художников.

Практика(5 часов):

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

 

Знать о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи, о композиции и цвете.

Уметьсамостоятельно компоновать сюжетный рисунок, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, последовательно вести линейный рисунок на тему.

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.

 

 

Практическая работа.

Викторина.

Выставка.

Педагогическая диагностика.

 

 

4. Календарно-тематический план.

Календарно- тематический план

Объединения «Капли радуги»

Педагог: Чернышёва Светлана Александровна

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

                             Сентябрь

10

3,5

6,5

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

«Радуга эмоций».

2

0,5

1,5

3

Экскурсия в парк.

« Цвета осени».

 

2

2

-

4

«Дерево-это я». 

 

2

0,5

1,5

5

«Рисуем чувство: страх/гнев».

2

0,5

1,5

                                                       Октябрь

16

3,5

12,5

6

«Зеркало».

2

0,5

1,5

7

« Талисман удачи».

2

0,5

1,5

8

Выставка работ  учащихся.

2

-

2

9

« Моя семья».

2

0,5

1,5

10

«Истории в картинках».

2

0,5

1,5

11

«Дорога».

2

0,5

1,5

12

«День и ночь».

2

0,5

1,5

13

«Добро и зло».

2

0,5

1,5

                                                     Ноябрь

18

3,5

14,5

14

« Я. Ты. Мы!»

2

    0,5

1,5

15

Выставка работ  учащихся.

2

-

2

16

Экскурсия в  Гатчинский дворец.

« Мир в лицах».

2

-

2

17

"Здравствуй, песок".

2

0,5

1,5

18

"Необыкновенные следы".

2

0,5

1,5

19

«Царство песчаных человечков".

2

0,5

1,5

20

"Радость».

2

0,5

1,5

21

"Нарисованная сказка".

2

0,5

1,5

22

« Аллея славы».

2

0,5

1,5

                                                    Декабрь

18

4

14

       23

«Дерево жизни».

2

0,5

1,5

24

«Несуществующее животное».

2

0,5

1,5

25

Выставка работ  учащихся.

2

-

2

26

"Рисуем волшебный мир".

2

0,5

1,5

27

« Я- волшебник».

2

0,5

1,5

28

«Пугающая маска».

2

0,5

1,5

29

"Веселые и грустные кляксы".

2

0,5

1,5

30

"Скульптура гнева".

2

0,5

1,5

31

"Танец радости".

2

0,5

1,5

                                                     Январь

12

2,5

9,5

32

"Волшебные зеркала".

2

0,5

1,5

33

«Снежная сказка».

2

0,5

1,5

34

"Волшебные превращения".

2

0,5

1,5

35

Коллаж "Сказочная птица".

2

0,5

1,5

36

Коллаж « Я и мой город».

2

0,5

1,5

37

Выставка работ учащихся.

2

-

2

                                                      Февраль

18

4

14

38

« Что такое мечта?»

2

0,5

1,5

39

«Я придумываю сказку».

2

0,5

1,5

40

«Маленькая фея мне помочь пришла».

2

0,5

1,5

41

«Иллюстрация к любимой сказке».

2

0,5

1,5

42

«Я рисую точками».

2

0,5

1,5

43

«Кляксы».

2

0,5

1,5

44

«Цветок желаний».

2

0,5

1,5

45

«Сказочные герои».

2

0,5

1,5

46

Выставка работ учащихся.

2

-

2

                                                       Март

18

3,5

14,5

47

Экскурсия в музей восковых фигур.

2

-

2

48

«Люди вокруг меня».

2

0,5

1,5

49

«Кого я больше всего люблю».

2

0,5

1,5

50

«Наши любимые игрушки».

2

0,5

1,5

51

«Мой пушистый друг».

2

0,5

1,5

52

«Что я люблю?»

2

0,5

1,5

53

«Чего я боюсь?»

2

0,5

1,5

54

«Я».

2

0,5

1,5

55

Выставка работ учащихся.

2

-

2

                                                      Апрель

16

3,5

12,5

56

«Остров счастья».

2

0,5

1,5

57

«Море волнуется…»

2

0,5

1,5

58

«Незнакомая планета».

2

0,5

1,5

59

«Мы весело живем в садике своем».

2

0,5

1,5

60

«Подарок».

2

0,5

1,5

61

Выставка работ  учащихся.

2

-

2

62

« Театральные маски».

2

0,5

1,5

63

«Театр добра».

2

0,5

1,5

                                                        Май

18

3,5

14,5

64

   Кукольный театр. Сказка «Теремок».

            (подготовка)

2

0,5

1,5

65

  Кукольный театр. Сказка «Теремок».

( инсценирование  )

2

-

2

66

 «Какой я».

2

0,5

1,5

67

  « Я в будущем мире».

2

0,5

1,5

68

  Выставка работ учащихся.

2

___

2

 

 

 

4. Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы

Условия набора обучающихся в объединение

 

       На первый год обучения  в объединение «Капли радуги» принимаются все желающие дети по собеседованию с разным уровнем подготовки и образования. Собеседование выявляет уровень мотивации ребёнка  и его интереса к данной предметной области. Кроме этого, педагогом ведётся педагогическая диагностика, которая помогает решать проблемы обучения.

Методы обучения

На занятиях объединения  «Капли радуги» используются следующие методы обучения:

Словесный:беседа, объяснение

Наглядный:демонстрация, просмотр, наблюдение

Практический:практическая работа, , выставки, беседа, устный опрос

Репродуктивный

Частично-поисковый

 

Дидактический материал

- наглядный материал;

- пособия по художественному творчеству;

- справочная литература.

Учебно-материальная база

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски,гуашь,восковые мелки,листы формата А4,пластилин,цветная бумага и картон,клей,крупа,песок..

 

 

 

Список литературы

 

1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн