1.Пояснительная записка
Введение
в дополнительную образовательную программу
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.
Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Направленность
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Капли радуги» имеет художественно-эстетическую направленность.
Кружковые занятия по обучению рисованию направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя,как целостной единицы. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Программа рассчитана на обучающихся первой ступени образования, т.е. на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы духовной и коммуникативной культуры. В процессе работы учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.
Новизна
дополнительной образовательной программы
Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации...
Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия,отображащего суть внутриличностного состояния.
В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Актуальность
дополнительной образовательной программы
Стратегической направленностью школы XXI века становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.
Данная программа отвечает этим задачам.
Кроме этого, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей данному виду изобразительного и декоративно – прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе освоения программы решаются вопросы образования, духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта.
В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаюся рисовать, а постигают как, посредством арт-терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное,декоративно – прикладное,театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира,прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.
Цель программы
Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Воспитательные:
- привитие интереса к художественному творчеству;
-воспитания эстетического отношения к действительности;
- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе,окружающему миру;
-воспитание коммуникативной культуры.
Обучающие:
-углубление и расширение знаний об в области изобразительного искусства;
-формирование знаний по основам композиции, цветоведения,лепки;
Развивающие:
- ослабление или устранение имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;
- формирование положительной самооценки;
- реализация творческого потенциала;
- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.
Возраст учащихся
Данная программа предназначена для детей 7-10 лет.
Срок реализации программы
Содержание программы реализуется за один год обучения.
Общий объем реализации программы-144 часа.
Режим занятий
Форма занятий - групповая
Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты
-Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
-Адекватная самооценка;
-Удовлетворенность собой и своим окружением;
-Свобода творческого самопроявления;
-Умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);
-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
-Стремление к самопознанию и самовыражению.
-Развитое чувство внутреннего контроля.
Способы проверки ожидаемых результатов
- беседа;
- устный опрос;
- викторина;
-инсценировка;
- выставка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- выставки;
- педагогическая диагностика образовательного процесса.
2. Учебно-тематический план.
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Введение в дополнительную образовательную программу.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
« Познай себя в искусстве».
|
10
|
2,5
|
7,5
|
3
|
« Мир вокруг нас».
|
12
|
3
|
9
|
4
|
Работа с песком и манкой.
|
16
|
4
|
12
|
5
|
«Путешествие в волшебный мир».
|
22
|
5,5
|
16,5
|
6
|
«Сказка в нашей жизни».
|
16
|
4
|
12
|
7
|
«Леплю себя сам».
|
14
|
3,5
|
10,5
|
8
|
Рисуем вместе!
|
10
|
2,5
|
7,5
|
9
|
« Театр в нашей жизни».
|
10
|
2
|
8
|
10
|
« Я и моя жизнь».
|
4
|
1
|
3
|
11
|
Организационные работа.
|
22
|
___
|
22
|
Итого: 138 30 108
3. Содержание программы.
№ п/п
|
Тема
|
Краткое содержание
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
|
Формы занятий. Формы подведения итогов.
|
1
|
Введение в дополнительную образовательную программу
(2 часа)
|
Теория (2 часа):
Цель и задачи работы объединения.
Организация рабочего места.
Правила техники безопасности.
|
Знатьпонятия «форма», «конструкция», «пропорции» предмета; что основу любой формы составляют простейшие геометрические тела); теплые и холодные цвета в живописи;
правила работы с акварельными красками,
технику безопасности.
Уметьорганизовывать рабочее место.
|
Беседа
|
2
|
« Познай
себя
в искусстве».
(14 часов)
|
Теория(4,5часа):
История развития художественного творчества со времен античности до наших дней.
История развития изобразительного искусства .
Знакомство с различными видами изобразительного искусства.
Практика (9,5 часов ):
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.
Освоение основ рисунка.
Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.
|
Знатьпонятие «объем» предмета; что все предметы окружающего мира имеют плоскую или объемную форму,
понятие «колорит»; что с помощью колорита художник передает свои идеи, свои переживания,
понятие «композиция».
Уметьопределять форму, конструкцию, пропорции предмета; различать основные и составные, холодные и теплые цвета,
называть картины с теплым и холодным колоритом; анализировать художественные средства; рисовать по представлению,
анализировать художественные средства; составлять свою композицию в рисунке.
|
Беседа.
Демонстрация материала.
Практическая работа.
Устный опрос.
Педагогическая диагностика.
|
3
|
« Мир вокруг нас»
(14 часов)
|
Теория( 3 часа):
История развития художественного искусства в отображении мира человеческих взаимоотношений.
Знакомство с творчеством художников эпохи Возрождения.
Практика( 11 часов):
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Произведения живописи, их связь с жизнью.
Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.
|
Знатьпонятия «наброски», «зарисовки», «архитектура»; какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки; виды изобразительного искусства.
Иметь представление о видах архитектуры.
Уметьвыполнять наброски и зарисовки для изучения формы, строения предметов; анализировать виды архитектуры; выполнять наброски и зарисовки улиц родного города акварелью, рисовать человека,
отображать цветом свое отношение к изображаемому предмету.
|
Беседа.
Демонстрация материала.
Практическая работа.
Устный опрос
Выставка.
|
4
|
Работа с песком и манкой
(20 часов)
|
Теория( 4 часа):
История развития декоративно-прикладного искусства.
Практика(16 часов):
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.
Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка, акварель, гуашь, клей.
|
Знатьпростейшие сведения
о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения различных форм.
Уметь последовательно рисовать; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.
|
Демонстрация образцов. Обсуждение.
Викторина.
Практическая работа.
Выставка.
|
5
|
«Путешествие в волшебный мир».
(24 часа)
|
Теория(5,5 часов):
История развития устного народного творчества.
История развития декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников
Практика(18,5 часов):
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.
|
Знатьтехнику работы «мозаика»; понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России.
Уметьвыполнять мозаичное панно из кусочков цветной бумаги на тему наклеивать на картон и цветную бумагу различные элементы изображения из вырезанных кусков бумаги.
|
Демонстрация образцов. Обсуждение.
Практическая работа.
Выставка.
Устный опрос.
Педагогическая диагностика.
|
6
|
«Сказка в нашей жизни»
(18 часов)
|
Теория(5,5 часов):
Знакомство с творчеством российских и зарубежных сказочников.
История развития взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников, писателей.
Практика(16,5 часов):
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.
Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношения к природе, человеку и обществу.
|
Знать понятие «иллюстрация»о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи; использовать художественные материалы.
Уметьпоследовательно проводить работу над рисунком
по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка; называть произведения искусства, посвященные изображению животных,людей,сказочных персонажей; изображать их характерные очертания; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении.
|
Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.
Практическая работа.
Викторина.
Выставка .
|
7
|
«Леплю себя сам»
(18 часов)
|
Теория(3,5 часов):
История развития декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с великими мастерами скульптуры от античности до наших дней.
Практика(14,5 часов):
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению.
Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин, картон, бисер.
|
Знатьправила лепки различных изделий, технику работы с пластилином, приемы декоративно-прикладного искусства.
Уметьлепить человека, выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; передавать настроение в творческой работе с помощью,
композиции, объёма, материала
|
Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.
Практическая работа.
Выставка.
|
8
|
Рисуем вместе !
(12 сасов)
|
Теория(2,5 часов):
История развития декоративно-прикладного искусства, мозаичного творчества.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.
Практика(9,5 часов):
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.
Отработка техники коллективной работы над произведением.
|
Знатьпонятие «композиция».
Уметьанализировать художественные средства; составлять свою композицию в рисунке с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы,работать в команде, коллективно создавать художественное произведение.
|
Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.
Устный опрос.
Практическая работа.
Выставка.
|
9
|
« Театр в нашей жизни»
(8 часов)
|
Теория(2часа):
История развития театрального творчества.
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.
Практика(6 часов):
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.
Техника изготовления театральных масок, костюмов.
|
Знатьправила рисования с натуры, технику изготовления масок из пластилина,картона,ткани, выбирать и применять различные выразительне средств для реализации собственного замысла
Уметьвыражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; выражать свое отношение к произведению,обыгрывать выбранную роль.
|
Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение
Практическая работа.
Выставка.
Инсценирование сказки.
|
10
|
« Я и моя жизнь»
( 6 часов)
|
Теория(1час):
История развития изобразительного искусства,автопортреты художников.
Практика(5 часов):
Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
|
Знать о линии и пятне как художественных выразительных средствах живописи, о композиции и цвете.
Уметьсамостоятельно компоновать сюжетный рисунок, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, последовательно вести линейный рисунок на тему.
|
Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.
Практическая работа.
Викторина.
Выставка.
Педагогическая диагностика.
|
4. Календарно-тематический план.
Календарно- тематический план
Объединения «Капли радуги»
Педагог: Чернышёва Светлана Александровна
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
№ занятия
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Сентябрь
|
10
|
3,5
|
6,5
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
«Радуга эмоций».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
3
|
Экскурсия в парк.
« Цвета осени».
|
2
|
2
|
-
|
4
|
«Дерево-это я».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
5
|
«Рисуем чувство: страх/гнев».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Октябрь
|
16
|
3,5
|
12,5
|
6
|
«Зеркало».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
7
|
« Талисман удачи».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
8
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
9
|
« Моя семья».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
10
|
«Истории в картинках».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
11
|
«Дорога».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
12
|
«День и ночь».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
13
|
«Добро и зло».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Ноябрь
|
18
|
3,5
|
14,5
|
14
|
« Я. Ты. Мы!»
|
2
|
0,5
|
1,5
|
15
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
16
|
Экскурсия в Гатчинский дворец.
« Мир в лицах».
|
2
|
-
|
2
|
17
|
"Здравствуй, песок".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
18
|
"Необыкновенные следы".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
19
|
«Царство песчаных человечков".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
20
|
"Радость».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
21
|
"Нарисованная сказка".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
22
|
« Аллея славы».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Декабрь
|
18
|
4
|
14
|
23
|
«Дерево жизни».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
24
|
«Несуществующее животное».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
25
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
26
|
"Рисуем волшебный мир".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
27
|
« Я- волшебник».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
28
|
«Пугающая маска».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
29
|
"Веселые и грустные кляксы".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
30
|
"Скульптура гнева".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
31
|
"Танец радости".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Январь
|
12
|
2,5
|
9,5
|
32
|
"Волшебные зеркала".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
33
|
«Снежная сказка».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
34
|
"Волшебные превращения".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
35
|
Коллаж "Сказочная птица".
|
2
|
0,5
|
1,5
|
36
|
Коллаж « Я и мой город».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
37
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
Февраль
|
18
|
4
|
14
|
38
|
« Что такое мечта?»
|
2
|
0,5
|
1,5
|
39
|
«Я придумываю сказку».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
40
|
«Маленькая фея мне помочь пришла».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
41
|
«Иллюстрация к любимой сказке».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
42
|
«Я рисую точками».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
43
|
«Кляксы».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
44
|
«Цветок желаний».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
45
|
«Сказочные герои».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
46
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
Март
|
18
|
3,5
|
14,5
|
47
|
Экскурсия в музей восковых фигур.
|
2
|
-
|
2
|
48
|
«Люди вокруг меня».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
49
|
«Кого я больше всего люблю».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
50
|
«Наши любимые игрушки».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
51
|
«Мой пушистый друг».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
52
|
«Что я люблю?»
|
2
|
0,5
|
1,5
|
53
|
«Чего я боюсь?»
|
2
|
0,5
|
1,5
|
54
|
«Я».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
55
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
Апрель
|
16
|
3,5
|
12,5
|
56
|
«Остров счастья».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
57
|
«Море волнуется…»
|
2
|
0,5
|
1,5
|
58
|
«Незнакомая планета».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
59
|
«Мы весело живем в садике своем».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
60
|
«Подарок».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
61
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
-
|
2
|
62
|
« Театральные маски».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
63
|
«Театр добра».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Май
|
18
|
3,5
|
14,5
|
64
|
Кукольный театр. Сказка «Теремок».
(подготовка)
|
2
|
0,5
|
1,5
|
65
|
Кукольный театр. Сказка «Теремок».
( инсценирование )
|
2
|
-
|
2
|
66
|
«Какой я».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
67
|
« Я в будущем мире».
|
2
|
0,5
|
1,5
|
68
|
Выставка работ учащихся.
|
2
|
___
|
2
|
4. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Условия набора обучающихся в объединение
На первый год обучения в объединение «Капли радуги» принимаются все желающие дети по собеседованию с разным уровнем подготовки и образования. Собеседование выявляет уровень мотивации ребёнка и его интереса к данной предметной области. Кроме этого, педагогом ведётся педагогическая диагностика, которая помогает решать проблемы обучения.
Методы обучения
На занятиях объединения «Капли радуги» используются следующие методы обучения:
Словесный:беседа, объяснение
Наглядный:демонстрация, просмотр, наблюдение
Практический:практическая работа, , выставки, беседа, устный опрос
Репродуктивный
Частично-поисковый
Дидактический материал
- наглядный материал;
- пособия по художественному творчеству;
- справочная литература.
Учебно-материальная база
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
- помещение с хорошим освещением
- рабочие столы, стулья, доска
- материалы и инструменты: акварельные краски,гуашь,восковые мелки,листы формата А4,пластилин,цветная бумага и картон,клей,крупа,песок..
Список литературы
1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.
4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
|