Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р. п. Красный Октябрь» Саратовского района Саратовской области
Практика создания ЭОР на уроках литературы
В настоящее время резко понизился интерес учеников к урокам литературы. Это связано с общей тенденцией падения интереса к чтению в обществе и с отменой обязательного экзамена, который стимулировал наших учеников в плане обязательного чтения. Чтобы повысить интерес к предмету, учителя используют на уроках различные ЭОР: презентации, аудио- и видеофрагменты, печатные документы для проведения проверочных работ, тестов и т. п. В методической литературе, в профессиональных сообществах сети интернет, на различных сайтах опубликовано множество презентаций разнообразной тематики и разного уровня пригодности, статей, в которых даётся теоретическое обоснование подобным ресурсам и описано их практическое применение. Но ни разу не встретилось обсуждение темы создания ЭОР непосредственно на уроке учениками и учителем.
Электронные образовательные ресурсы – неотъемлемая составляющая современного урока. Их использование позволяет учителю расширить рамки программы, повысить мотивацию учащихся, развивать основные компетенции школьников, рационально распределять время урока. В настоящее время резко понизился интерес учеников к урокам литературы. Это связано с общей тенденцией падения интереса к чтению в обществе и с отменой обязательного экзамена, который стимулировал наших учеников в плане обязательного чтения. Чтобы повысить интерес к предмету, учителя используют на уроках различные ЭОР: презентации, аудио- и видеофрагменты, печатные документы для проведения проверочных работ, тестов и т. п. В методической литературе, в профессиональных сообществах сети интернет, на различных сайтах опубликовано множество презентаций разнообразной тематики и разного уровня пригодности, статей, в которых даётся теоретическое обоснование подобным ресурсам и описано их практическое применение. Но ни разу не встретилось обсуждение темы создания ЭОР непосредственно на уроке учениками и учителем.
Такую работу я веду в течение двух лет, используя компьютер и мультимедийную установку. Началом этому послужил урок-проект в 10 классе «Я вас любил…», продуктом которого стал электронный альбом любовной лирики А. С. Пушкина, составленный на уроке из отдельных страниц-слайдов, подготовленных ребятами в качестве домашнего задания. В этом альбоме собраны сведения о женщинах – музах великого поэта, стихи, им посвящённые, их портреты. В течение урока ребята рассказывали о «богинях», читали стихи и постепенно составляли альбом из любимых произведений. Потом обсудили принципы, по которым расставили слайды, оформили их, предложили музыкальное сопровождение. Таким образом прямо на уроке был создан ЭОР (Всего 22 слайда, объём 25 Мг).Конечно, это не идеальный продукт, в нём есть недочёты, некоторые недоработки, но главное его значение в том, что такая работа очень заинтересовала учеников, поэтому к ней мы обращались неоднократно в течение учебного года.
Используя этот опыт, я предложила ребятам в 6 классе составить электронный альбом репродукций картин русских художников к стихам русских поэтов о природе и Родине. Этот альбом оказался менее удачным, чем у десятиклассников, но ребят очень заинтересовала подобная работа с компьютером. И следующие презентации, составленные на уроках, получились более качественными. В классе стали соревноваться в составлении презентаций, ревностно относится к их содержанию, отыскивать интересные факты из жизни и творчества поэтов и писателей, преследовался плагиат.
Пятиклассникам я показала основы работы в программе Power Point, и мы с ними составили презентацию о жизни и деятельности И. А. Крылова (учебник В. Я. Коровиной), используя материалы статьи учебника и портрет и иллюстрации к произведениям, подготовленные мною заранее. Пятиклассники с увлечением оформляли каждый свой слайд, печатали текст, вставляли иллюстрации. Подобная работа по составлению презентаций по статьям учебника в 5 и 6 классах проводится регулярно. Требуется, конечно, и определённая дополнительная подготовка: нужно подобрать иллюстративный материал, который будет использован при создании ЭОР. Этот приём учит критически оценивать материал статьи, выбирать главное, творчески оформлять слайды. А главное – приучает к самостоятельной работе по составлению презентаций.
Так создаются ЭОР в программе Power Point. Не всегда они отвечают требованиям, предъявляемым к такого рода материалам, не всегда доводятся до определённого образца, но всегда являются результатом самостоятельного труда, продуктом сотворчества учеников и учителя.
Другие компьютерные программы также можно использовать на уроках литературы.
Самый простой пример – это создание текстовых документов в Word. Проверка домашнего задания путём создания вопросника по изученному произведению для одноклассников. Совместное создание тестов. Перепутанные логические цепочки. Создание текста при описании картины. Составление плана сочинения. Цитаты для эпиграфов. Создание синквейнов. И многие другие тексты, которые писались на доске. Школьники сами создают документы, учатся печатать. Здесь возможна организация как индивидуальной работы, когда один ученик выполняет задание и представляет его на оценивание, так и групповая работа, когда совместными усилиями создаётся текст, а один ученик работает за компьютером.
Работа с документами в программе Excel не требует особого навыка, ученики быстро осваивают её. В Excel составляются все таблицы: по теории литературы, хронологические таблицы жизни и деятельности писателей и поэтов, таблицы, создаваемые при анализе художественных произведений. К ним возвращаемся на протяжении всего времени изучения темы, дополняем, изменяем. С ними можно работать и в старших классах. В Excel можно составить таблицу для проверки знаний по определённой теме, предлагая ученикам самим придумать вопросы, ответить на которые нужно в соседней графе.
Работа в программе Publisher требует опыта работы с компьютером, поэтому предлагается в 8 классе. Здесь создаются буклеты к произведениям. Это могут быть рекламные буклеты прочитанных книг или представление произведения в иллюстрациях русских художников, буклет к виртуальному спектаклю по драматическому произведению, изученному в классе.
Использование компьютерных программ для создания ЭОР на уроках не ограничивается данным списком. Впереди у меня и у моих учеников создание рисунков и рисованных мультфильмов, видеоклипы и, возможно, создание фильмов. Главная цель использования этого приёма на уроках литературы – это возможность заинтересовать учеников предметом, научить самостоятельно работать в разных программах, приучить к систематическому чтению, увлечь чтением, помочь погрузиться в мир литературных героев, показать прелесть мира художественной литературы.
|