Автор:
Филимонова Ольга Николаевна
Место работы:
ГОУ СПО «Калужский колледж сервиса и дизайна» Должность: Преподаватель математики
Использование информационных технологий в процесе преподавания математики
В настоящее время многие преподаватели математики все чаще используют компьютер на своих уроках. Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока.
Целью применения компьютера на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления студентов.
Информационно-коммуникационные технологии видоизменяют традиционные формы обучения, позволяют более эффективно использовать педагогические методы в учебном процессе, дополняя традиционные источники информации образовательными возможностями Интернет и другими мультимедийными ресурсами.
Принципиальное новшество, вносимое ИКТ в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения как в рамках урока, так и во внеурочное время.
Типы электронных ресурсов:
инструменты учебной деятельности:
- программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео;
- виртуальные лаборатории;
- геоинформационные системы;
- информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;
- учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов:
- развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых ресурсов;
- создание инновационных учебно-методических комплексов (УМК с CD);
- информационные источники, объединяемые в предметные и тематические коллекции:
- элементарные информационные источники (тексты, фотографии, рисунки, схемы, чертежи, портреты, анимации, видео- и аудиоинформация, копии картин художников);
- источники сложной структуры (гипертекст, презентация с гиперссылками)
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в учебной школьной практике четыре основных:
- контроль знаний;
- лабораторный практикум;
- иллюстративное средство при объяснении нового материала;
- самообразование.
Основные этапы традиционного урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (мотивационный).
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Направления применения ИКТ на этих этапах следующие:
Организационный этап. На этом этапе можно применить презентацию (Power Point) в автоматическом режиме, видео- или анимационный ролик, слайд-шоу (с помощью программ ASDSee, Программы просмотра изображений и факсов) и т.д. по изучаемой теме для того, чтобы настроить учащихся на работу.
На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. В этом учителю может помочь дежурный системный администратор из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…
Этап проверки домашнего задания.
На экране представлено решение задачи, правильно выполненное задание, верно вычерченный чертеж, ответы уравнений и т.д. Если задание предполагает несколько ответов или решений, то все варианты могут располагаться на экранах разных компьютеров.
Запуск «разминочных тестов» - тесты готовятся заранее с помощью специальных программ, которые систематизируют результаты и представляют учителю в виде таблицы для анализа, благодаря которому преподаватель имеет возможность скорректировать дальнейший ход урока (такова, например, программа «Конструктор тестов».Таковыми могут являться и тесты, созданные в MS Excel, с аналитическим блоком, в который по сети передаются результаты с ученических компьютеров).
Один из учащихся сканирует свое задание (как рисунок) и демонстрирует его всей группе на одном или нескольких компьютерах. На этом материале происходят корректировки: групповая или индивидуальные (с дальнейшей демонстрацией группе).
Учащиеся, имеющие дома компьютер, могут представить пошаговое решение задачи (поэтапное построение и т.п.) в виде презентации или видеоролика.
Мотивационный этап (этап актуализации знаний).
На этом этапе можно применить презентацию (Power Point), видео- или анимационный ролик, слайд-шоу (с помощью программ ASDSee, Программы просмотра изображений и факсов), демонстрацию нескольких видов таблиц, диаграмм или графиков, модель изучаемого объекта, представить некий текст или графическое изображение, над которым предстоит в дальнейшем работать, и т.д.
Использование интерактивных моделей. Например, при изучении темы «Вписанные углы» можно воспользоваться соответствующей моделью, представленной в CD «Открытая математика. Планиметрия», которая позволяет в интерактивном режиме исследовать различные варианты расположения углов, выделить общее и различие. Возможность вращения модели позволит улучшить пространственное воображение учащихся.
Использование инструментов для построения графиков функций. CD «Открытая математика. Функции и графики» включает в себя такую среду: «Граффер», который позволяет строить графики наиболее часто встречающихся математических функций на одной координатной плоскости разных цветов. Коэффициенты задает пользователь. Эта среда может быть использована для исследования поведения графика функции в зависимости от значения коэффициентов, а также для графического решения уравнений и системы уравнений.
При изучении темы «Диаграммы» можно познакомить учащихся с соответствующими возможностями MS Excel в части разнообразия видов диаграмм.
Этап усвоения новых знаний (Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное участие детей):
Использование демонстрационных роликов и презентаций, демонстрирующих объекты, процессы и др. (высокий уровень наглядности).
Использование виртуальных интерактивных моделей: для исследования свойств объектов и процессов или отработки навыков. Например, использование в CD «Интерактивная математика. 10-11 класс» инструментов для построения, можно решать задачи по геометрии на построение с помощи циркуля и линейки. Решив задачу на построение на виртуальной доске, ученик перенесет ее в тетрадь (или на лист бумаги) уже без ошибок.
Использование моделей для отработки навыков. Например, при изучении темы «Диаграммы и графики» можно подготовить демонстрационные экраны с диаграммами и графиками для исследования закономерностей и эффективности использования той или иной формы для наглядности заданного процесса.
Использование анимационных сюжетных роликов, интерактивных игр. Поиск информации на заданную тему в тексте с гиперссылками, словарях,
Самостоятельный просмотр материала с созданием краткого конспекта.
Этап закрепления знаний: Применение различных программ, презентаций, цифровых ресурсов тренингового характера:
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
Задание демонстрируется на одном или одновременно на многих компьютерах для того, чтобы все учащиеся видели информацию (текст, графическое изображение, схемы, чертежи), по которому учитель дает рекомендации.
Часто преподаватель демонстрирует алгоритм выполнения тех или иных заданий.
Демонстрируются примеры творческих заданий, выполненных другими учениками (изображения симметрии в природе)
Демонстрируются электронные ресурсы, разработанные учащимися.
Демонстрируется перечень тем для проектной деятельности.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока
Список литературы
-
- Есипова Н.Д. Развитие логического мышления на внеклассных занятиях по математике с использованием ЭВМ: Дис. …канд. пед. наук/ Н.Д. Есипов. Орёл, 2001. 183с.
- Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики / Л.П. Мартиросян // Информатика и образование, 2002. №12. С.78-82.
- Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.
- Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.
- Полат Е.С. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
- Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6. № 7
|