Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Стойкость убеждений, величие духа. Сила и красота языка». Урок по «Житию Аввакума, им самим написанным».

Submitted by Нина Ивановна Горбунова on вс, 20/11/2011 - 23:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горбунова Нина Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия №56", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

основные автобиографические сведения об авторе, канон жития

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
урок-исследование

Учитель русского языка и литературы  МОУ «Гимназия № 56»  Московской области Люберецкого района п. Красково

  Горбунова Нина Ивановна

 

«Стойкость убеждений, величие духа. Сила и красота языка».

Урок по «Житию Аввакума, им самим написанным».

(8 класс)

 

Знания на уроке:  основные автобиографические сведения об авторе, канон жития

Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

Ход урока:

      I.            Анализ заголовка « Жития…»

1.       О ком пойдет речь?

2.       Индивидуальное сообщение ученика – рассказ об исторических событиях 17 века

3.       Что поразило вас в названии? Почему житие написано самим Аввакумом?

( Аввакум пишет житие почти в пятьдесят лет.  Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких.  Значит этот  текст – проповедь определенных взглядов, а с точки зрения художественной  -  разрушение средневекового канона жития.)

    II.            Чтение текста «Жития…».Помощь учителя здесь необходима, так как язык произведения не совсем доступен читателям.

 III.            Групповая работа:провести наблюдения над  художественными особенностями текста, подготовить материал для обсуждения.

Каждая группа выбирает определенный аспект анализа текста. В сильном классе группа может самостоятельно сформулировать вопросы для наблюдения за текстом.

Первая группаанализирует композицию и развитие сюжета:

1.      В чем своеобразие Композиции текста?

2.      Что составляет основу сюжета?

3.      В какой последовательности изображены события?

4.      Какова форма повествования?

5.      Кто главный герой? Что можно сказать о героя произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

1.      Как соотносятся в тексте автор и герой?

2.      В чем двойственность изображения героя?

3.      В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

4.      Как раскрывается характер персонажа?

5.      Каковы основные приемы создания образа?

6.      Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.      В чем своеобразие языка произведения? К какому стилю речи свойственно просторечие?

2.      Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.      Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4.      В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она проявляется в житие?

5.      Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

6.      Как речь героя характеризует его?

 

 IV.            Обсуждение итогов.Традиции и новаторство в «Житии  Аввакума…»

Канонические черты жития

Художественные открытия Аввакума

1.      Житие – это биография святого.

1.      Аввакум не причислен к лику святых.

2.      Житие составлялось после смерти святого.

2.      Написано при жизни.

3.      Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.

3.      Житие напоминает исповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность  и силу.

4.      Композиция жития строится по строгой схеме.

4.      В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.      Способ изображения героя – идеализация.

5.      Герой не идеализированная личность, он «святой грешник».

6.      Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6.      Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи.

7.      Пространство и время изображаются условно.

7.      Конкретны и реальны

8.      В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8.      Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.      Тон повествования торжественный, серьезный.

9.      Появляются комические нотки.

10.  Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов.

10.  Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим примером: автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.  Текст рассчитан на грамотного, подготовленного человека.

11.  Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нельзя понять церковнославянскую речь.

12.  Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.

12.  Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

 

Выводы: Аввакум выступает новатором, разрушает средневековой канон. Перед ним автобиография героя, в котором все подчинено защите «старой» веры как национальной форме сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

 

   V.            Личность Аввакума: оценки, мнения.

1.      Каким вам представляется герой в финале жития, где он описывает курочку?

(Почему в таком маленьком эпизоде дважды звучит повтор – «по два яичка на день давала?

- Герой – человек мягкий, добрый, его глубоко трогает случившееся, он вовсе  не кажется «железным», несгибаемым борцом за веру. Интонация этого эпизода, повторы напоминают живую взволнованную речь.)

2.      Индивидуальное сообщение ученика: рассказ по картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».

          Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и  приверженности «старой» вере потрясают зрителя.

3.      Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа?

- Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христового стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от грубой ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума.

4.      Как раскрывается характер Аввакума в других посланиях? Каково ваше мнение о его личности? Можно ли назвать его «фанатиком веры»? Как вы относитесь к фанатизму?

- Поражает бесстрашие, самоотверженность, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела национальный характер. Идея свободы совести современна и актуальна.

VI.            Домашнее задание: выполнить задания №1, 2 после статьи «Русские писатели о сочинении протопопа Аввакума».

Рекомендация: тем, кому интересна судьба проповедника в ХХ веке, прочитать рассказ А. Солженицына «Матренин двор».

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн