теме «Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе народов как естественном законе человеческой жизни»
Submitted by Светлана Ивановна Зубарь on Wed, 09/11/2011 - 00:26
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Поэтическая минутка
Начнём наш урок с поэтической 5-минутки. Я приготовила отрывок из прекрасной поэмы М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник». Чтобы донести до читателя какие-то свои мысли, переживания поэты и писатели в своих художественных текстах используют средства художественной выразительности.
-- Как они называются по-другому? (тропы)
(показываю табличку с названием)
-- Сейчас мы их быстро повторим. Я проговариваю определение, а вы мне называете данное выразительное средство выразительности.
1. Образное определение, обычно выраженное прилагательным, употреблённым в переносном значении?
(эпитет)
2. Художественный приём, когда свойства человека переносятся на неодушевлённые предметы? (олицетворение)
3. Приём сопоставления одного предмета или явление другому?
(сравнение)
Слушание поэтического отрывка. ( у ребят он лежит на партах)
Цель:настройтесь послушать поэтический текст и понять, какие же выразительные средства(тропы) сделали его ярче, красочнее, интереснее.
Чтение наизусть.
Приложение
-- Какая картина возникла перед вашим мысленным взором после прочтения этого поэтического отрывка? (ответы)
-- А теперь определите, какие из знакомых нам тропов употребляет автор? В тексте всё подчёркнуто, только определите название.
(ответы)
-- Молодцы! Я вижу. что в тропах вы очень хорошо разбираетесь?
-- Давайте подведём итог…Зачем же нужны тропы в поэтическом тексте? (они придают ему выразительность, образность, делают его более эмоциональным, ярким)
-- А как выдумаете, почему именно этот отрывок я взяла для поэтической минутки? (потому что его тема близка теме нашего сегодняшнего урока)
А тема урока: рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Мы поговорим о Жилине и его спасительнице Дине.
Портрет писателя
3. Сообщение темы урока.
Откройте тетради и запишите тему урока: Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе народов как естественном законе человеческой жизни.
-- Начнём мы наше погружение в художественный текст с литературной разминки
4. Литературная разминка
Цель: с её помощью я проверю, внимательно ли вы читали произведение Л. Н. Толстого, заодно повторим материал прошлого урока.
-- Где происходит действие рассказа? (на Кавказе)
-- В какое время года? (летом)
-- Как звали собаку, с которой подружился Жилин? (Уляшин)
-- Что послужило материалом для рассказа? (события из жизни самого Л. Н. Толстого)
-- Какой смысл вкладывает автор в имена героев? (жила – сухожилие, жилистый, сухощавый, двужильный, сильный, упругий; костыль – палка для хромых с поперечиной, служащая опорой при ходьбе)
В те времена про сильного человека говорили: «молодецкая жила», а про того, кто шёл медленно «подкостыливает»
б) А сейчас я проверю вашу наблюдательность. Показываю несколько предметов. Какое отношение они имеют к нашим героям?
*кукла из глины (показываю куклу) Ответ: её сделал Жилин для Дины
*кувшин (показываю) В нём Дина принесла Жилину сначала воду, потом молоко
*часы (показываю) (Они были сломаны. Жилин их починил для Абдулы)
Итог разминки.
-- Как же Жилин вёл себя в плену?
-- Что заставило Дину помогать Жилину?
5. Повторение литературоведческих терминов
-- А сейчас давайте вспомним, к какому же жанру относится изучаемое нами произведение? (рассказ-быль)
--- Что подразумевает этот жанр?
(рассказ- это небольшое повествовательное произведение, а «быль» -- даёт возможность понять, что события происходили на самом деле)
Действительно, Л. Н. Толстой был реальным участником событий, о которых повествует. Автора в первую очередь интересовали судьбы людей. Это и положено в основу сюжета.
-- Давайте вспомним, что такое сюжет?
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – это изображение одного события. имеющего начало и конец
-- А теперь вспомните эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие? (ответы)
6. Физминутка
Сегодня на уроке мы обсудим некоторые эпизоды, помогающие понять, как доброта Жилина помогла ему не погибнуть в плену.
Но перед началом этой большой работы немного отдохнём, проведём физминутку
Кавказские горы высоки,
Их верхушки далеки.
Всё же мы должны стремиться
Красотой их насладиться
(упражнения выполняются под данное четверостишие)
7. Жилин и Дина.
Итак, поговорим о Жилине и Дине, их дружбе
-- Когда мы впервые увидели Дину? Зачитать по учебнику стр.236
-- Какое у неё было вначале отношение к пленнику? Зачитать стр. 237 (недоверие, враждебность)
-- Какой троп помогает увидеть это? (эпитеты)
-- В какой момент и почему Дина перестала видеть в нём врага?
Стр. 241-243
-- А какой его поступок окончательно растопил лёд недоверия?
(он оценил и её дружеский жест, и её доброту. и это её подкупило)
-- Чем она отплатила ему за его доброту и дружелюбие? Стр 242
-- Перемену в их отношениях друг к другу передают выразительные средства.
-- Почему вначале о девочке сказано «прыгнет прочь, как коза дикая»?. А позже «побежала на гору, как коза дикая» (ответы)
Вы правы, оба сравнения передают восприятие Жилина, и ясно, что последнее передаёт и то чувство, которое испытывает Жилин у своей маленькой спасительнице
За время плена Жилин не сидел сложа руки, он подготовился к побегу, но побег, к сожалению, не удался. Горцы жестоко наказали Жилина, посадили в яму. И вдруг лучик надежды. Какой? Зачитаем… стр 252
-- Что же заставило Дину прийти к яме и проведать Жилина? (жалость. Она добрая и смышлёная девочка. Она помнит его доброту)
-- Дина убежала, Жилин ждёт её, но … (выразительно зачитываю эпизод стр 252)
-- Что же её задержало? (собрание татар у мечети, на котором решили убить Жилина)
Сидит Жилин в яме и думает: «Что же будет?» И вдруг Дина появилась. Какой троп передаёт её состояние тревоги, взволнованность? «глазёнки так и блестят, как звёздочки» сравнение
-- Сейчас нам ребята покажут, какой была их встреча? Посмотрите и подумайте, какой была их встреча. Как Дина проявила себя в этом эпизоде?
8. Театрализация. Инсценирование отрывка.
-- Как же Дина проявила себя в этом эпизоде?
-- Почему она согласилась ему помочь?
Жилин тоже выглядит достойно. Давайте возьмём у него интервью.
9. Интервью
Вопросы задают дети
-- Уважаемый Жилин, о чём вы не забыли напомнить Дине, чтобы она избежала наказания отца?
Ответ: Я взял шест и сказал ей «Снеси на место, Дина, а то хватятся, прибьют тебя»
-- Скажите, уважаемый Жилин, почему горская девочка помогла бежать из плена вам, русскому солдату?
Ответ: потому что мы с ней подружились. Я считаю, что людям лучше дружить, а не враждовать. И этой дружбе никогда не помешает национальная принадлежность.
10. Идея произведения
-- Вот мы и подошли к ещё одному понятию – идея произведения
Итак, идея произведения – это главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении, она выражается писателем в художественных образах.
-- Так в чём же главная идея рассказа Л. Н. Толстого?
Ответ: дружба между людьми, бессмысленность вражды и жестокости. Этому и был посвящён наш урок -размышление
11. Выставка рисунков. Обращаю внимание учащихся. Эту же идею постарались выразить своими рисунками ученики 5 класса.
-- Удалось ли им это? (Слово автору одного из рисунков)
-- А удалось ли это художнику – автору иллюстраций в нашем учебнике? Что он хотел выразить своими рисунками?
12. Общий итог.Итак, урок наш подошёл к концу.
-- Давайте подумаем, что мы повторили на уроке, что узнали нового?
-- Какие литературоведческие термины мы повторили? Пригодятся ли они нам в будущем?
-- Что же является естественным законом человеческой жизни?
Ответ. Дружба, активность, а не вражда и ненависть
13. Оценка ответов учащихся, комментарий к ним
14. Д/зад. на доске.Написать мини- сочинение «Как Дина помогла Жилину»
Заключительно слово учителя. Мне кажется, Лев Николаевич Толстой в своём рассказе на примере Жилина и Дины показал, как должны относиться друг к другу люди. Описывая дружбу доброй татарской девочки и русского офицера, великий классик дал нам совет, который очень прост: проявляй доброту, уважай культуру, внутренний мир другого человека. И тогда в твоём сердце не останется места для вражды и ненависти. Я думаю, что этот совет как никогда актуален в наше время.
Музыка.Так как тема нашего урока связана с Кавказом, то напоследок хочу поставить песню о Кавказе. На мой взгляд, она чем-то перекликается с темой нашего урока.
Пока звучит музыка… Хочу поблагодарить за помощь…
Спасибо за хорошую организацию конкурса «Учитель года – 2006» коллектив МОУ «СОШ с. Тарлыковка» и её директора Усикову З. С.
Коллектив МОУ «СОШ с. Луговское» за участие и активную помощь по любым вопросам
Отдельное спасибо ребятам 5 класса Тарлыковской школы, которые активно поддерживали меня, не подвели, а также их учительнице русского языка и литературы Светлане Борисовне.
Всем спасибо.
Приложение
М. Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Кавказский пленник»