Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря».
Submitted by Наталья Александровна Захарченко on Tue, 08/11/2011 - 12:05
Подготовка античного ребенка к школьному обучению включает в себя, помимо формирования учебного поведения, задачи обучения навыков осмысленного чтения, письма и счета. Одной из причин опережающего обучения таких детей школьно-значимым навыкам является необходимость обеспечить ребенку в дальнейшем наиболее благоприятные возможности для школьной адаптации. Известно, что аутичные дети с трудом привыкают к школьному режиму, к новым для них правилам, к учителю, одноклассникам. Даже ребенок, ранее посещавший детский сад, поступив в школу, нуждается в некотором периоде адаптации к новым правилам. Понятно, что на первых порах продуктивного усвоения учебного материала от такого ре6енка ждать не приходится. Поэтому опережающее обучение чтению и письму объясняется в первую очередь необходимостью дать аутичному ребенку достаточный запас школьно-значимых навыков, который позволит ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации.
Самостоятельное знакомство аутичного ребенка с буквами часто происходят еще до занятий с педагогом. В повседневной жизни такой ребенок, так же как и обычный, непроизвольно обращает внимание на названия вывесок, аббревиатур, продуктов, книг и д.р.
Обучение аутичных детей чтению начинается с создания «Личного букваря», который служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове. Данный букварь не предусматривает освоения аналитического способа чтения( в отличии от традиционного букваря). Освоив такой «букварь», ребенок знает все буквы, и безусловно может прочитывать отдельные слова, но педагог сознательно не должен развивать данное умение, более того, он не должен фиксировать на нем внимание ребенка, для того, чтобы сначала создать у него представление о слове и о фразе.
Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая должна быть направлена на их осмысленное усвоение.
Методика создания «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв.
1. Обучение начинается с изучения буквы «Я». Это позволяет аутичному ребенку, который долгое время говорит о себе во 2 – 3 лице, «ИДТИ ОТ СЕБЯ».
2. Затем ребенок должен усвоить, что «Я» может встречаться и в других словах:
- в начале;
- в середине;
- в конце слова.
3. После идет изучение букв имени ребенка.
4. Далее изучение букв «М», «А», «П».
5. Потом можно добавлять буквы из имен родителей и родственников.
6. Оставшиеся буквы вводятся в букварь в индивидуальном порядке, в зависимости от интересов ребенка и его индивидуальных способностей.
Для достижения осмысленности усвоения букв предполагаются такие упражнения:
- найти изучаемую букву в разных словах;
- дописать букву в хорошо знакомых словах «Ч . СЫ», «НО . »;
- самостоятельно написать знакомые слова и д.р.
Последовательность работы в букваре.
1. «Рабочая заготовка»/далее ребенок вместе с родителями дома готовит следующую для освоения новой буквы/.
2. Написание буквы педагогом с комментированным письмом /желательно письмо должно быть безотрывное из-за фрагментарности восприятия и сложности переключения внимания у аутичного ребенка/.
- написание педагогом несколько букв на первой линейке и обводка ребенком этих букв цветным карандашом или ручкой.
- на второй линейке письмо букв по точкам.
- на третьей линейке – самостоятельное письмо или письмо по трафарету.
Заполнение всех строчек не предполагается, часть задания ребенок может выполнить дома.
3. Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква; ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке.
Последовательность изучения звука в слове соответствует схеме: в начале – середине – в конце слова.
4. Подписывание нарисованных предметов, ребенок сам или с помощью педагога пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.
На изучение одной буквы отводится 1 -2 занятия.
Следует отметить, что создание «Личного букваря» на данном этапе не решает задачу обучения ребенка аналитическому чтению, он знакомит аутичного ребенка с буквами, помогает ему запомнить их графическое изображение, дает представление о том, что буквы – составные части слов, что слова могут обозначать разные предметы или быть именами родных людей.
В ходе работы важно сформировать у ребенка следующие умения:
1. Умение ребенка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.
2. Умение самостоятельно назвать слова с изучаемой буквой.
3. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.
Подготовка античного ребенка к школьному обучению включает в себя, помимо формирования учебного поведения, задачи обучения навыков осмысленного чтения, письма и счета. Одной из причин опережающего обучения таких детей школьно-значимым навыкам является необходимость обеспечить ребенку в дальнейшем наиболее благоприятные возможности для школьной адаптации. Известно, что аутичные дети с трудом привыкают к школьному режиму, к новым для них правилам, к учителю, одноклассникам. Даже ребенок, ранее посещавший детский сад, поступив в школу, нуждается в некотором периоде адаптации к новым правилам. Понятно, что на первых порах продуктивного усвоения учебного материала от такого ре6енка ждать не приходится. Поэтому опережающее обучение чтению и письму объясняется в первую очередь необходимостью дать аутичному ребенку достаточный запас школьно-значимых навыков, который позволит ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации.
Самостоятельное знакомство аутичного ребенка с буквами часто происходят еще до занятий с педагогом. В повседневной жизни такой ребенок, так же как и обычный, непроизвольно обращает внимание на названия вывесок, аббревиатур, продуктов, книг и д.р.
Обучение аутичных детей чтению начинается с создания «Личного букваря», который служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове. Данный букварь не предусматривает освоения аналитического способа чтения( в отличии от традиционного букваря). Освоив такой «букварь», ребенок знает все буквы, и безусловно может прочитывать отдельные слова, но педагог сознательно не должен развивать данное умение, более того, он не должен фиксировать на нем внимание ребенка, для того, чтобы сначала создать у него представление о слове и о фразе.
Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая должна быть направлена на их осмысленное усвоение.
Методика создания «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв.
1. Обучение начинается с изучения буквы «Я». Это позволяет аутичному ребенку, который долгое время говорит о себе во 2 – 3 лице, «ИДТИ ОТ СЕБЯ».
2. Затем ребенок должен усвоить, что «Я» может встречаться и в других словах:
- в начале;
- в середине;
- в конце слова.
3. После идет изучение букв имени ребенка.
4. Далее изучение букв «М», «А», «П».
5. Потом можно добавлять буквы из имен родителей и родственников.
6. Оставшиеся буквы вводятся в букварь в индивидуальном порядке, в зависимости от интересов ребенка и его индивидуальных способностей.
Для достижения осмысленности усвоения букв предполагаются такие упражнения:
- найти изучаемую букву в разных словах;
- дописать букву в хорошо знакомых словах «Ч . СЫ», «НО . »;
- самостоятельно написать знакомые слова и д.р.
Последовательность работы в букваре.
1. «Рабочая заготовка»/далее ребенок вместе с родителями дома готовит следующую для освоения новой буквы/.
2. Написание буквы педагогом с комментированным письмом /желательно письмо должно быть безотрывное из-за фрагментарности восприятия и сложности переключения внимания у аутичного ребенка/.
- написание педагогом несколько букв на первой линейке и обводка ребенком этих букв цветным карандашом или ручкой.
- на второй линейке письмо букв по точкам.
- на третьей линейке – самостоятельное письмо или письмо по трафарету.
Заполнение всех строчек не предполагается, часть задания ребенок может выполнить дома.
3. Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква; ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке.
Последовательность изучения звука в слове соответствует схеме: в начале – середине – в конце слова.
4. Подписывание нарисованных предметов, ребенок сам или с помощью педагога пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.
На изучение одной буквы отводится 1 -2 занятия.
Следует отметить, что создание «Личного букваря» на данном этапе не решает задачу обучения ребенка аналитическому чтению, он знакомит аутичного ребенка с буквами, помогает ему запомнить их графическое изображение, дает представление о том, что буквы – составные части слов, что слова могут обозначать разные предметы или быть именами родных людей.
В ходе работы важно сформировать у ребенка следующие умения:
1. Умение ребенка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.
2. Умение самостоятельно назвать слова с изучаемой буквой.
3. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.
Подготовка античного ребенка к школьному обучению включает в себя, помимо формирования учебного поведения, задачи обучения навыков осмысленного чтения, письма и счета. Одной из причин опережающего обучения таких детей школьно-значимым навыкам является необходимость обеспечить ребенку в дальнейшем наиболее благоприятные возможности для школьной адаптации. Известно, что аутичные дети с трудом привыкают к школьному режиму, к новым для них правилам, к учителю, одноклассникам. Даже ребенок, ранее посещавший детский сад, поступив в школу, нуждается в некотором периоде адаптации к новым правилам. Понятно, что на первых порах продуктивного усвоения учебного материала от такого ре6енка ждать не приходится. Поэтому опережающее обучение чтению и письму объясняется в первую очередь необходимостью дать аутичному ребенку достаточный запас школьно-значимых навыков, который позволит ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации.
Самостоятельное знакомство аутичного ребенка с буквами часто происходят еще до занятий с педагогом. В повседневной жизни такой ребенок, так же как и обычный, непроизвольно обращает внимание на названия вывесок, аббревиатур, продуктов, книг и д.р.
Обучение аутичных детей чтению начинается с создания «Личного букваря», который служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове. Данный букварь не предусматривает освоения аналитического способа чтения( в отличии от традиционного букваря). Освоив такой «букварь», ребенок знает все буквы, и безусловно может прочитывать отдельные слова, но педагог сознательно не должен развивать данное умение, более того, он не должен фиксировать на нем внимание ребенка, для того, чтобы сначала создать у него представление о слове и о фразе.
Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая должна быть направлена на их осмысленное усвоение.
Методика создания «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв.
1. Обучение начинается с изучения буквы «Я». Это позволяет аутичному ребенку, который долгое время говорит о себе во 2 – 3 лице, «ИДТИ ОТ СЕБЯ».
2. Затем ребенок должен усвоить, что «Я» может встречаться и в других словах:
- в начале;
- в середине;
- в конце слова.
3. После идет изучение букв имени ребенка.
4. Далее изучение букв «М», «А», «П».
5. Потом можно добавлять буквы из имен родителей и родственников.
6. Оставшиеся буквы вводятся в букварь в индивидуальном порядке, в зависимости от интересов ребенка и его индивидуальных способностей.
Для достижения осмысленности усвоения букв предполагаются такие упражнения:
- найти изучаемую букву в разных словах;
- дописать букву в хорошо знакомых словах «Ч . СЫ», «НО . »;
- самостоятельно написать знакомые слова и д.р.
Последовательность работы в букваре.
1. «Рабочая заготовка»/далее ребенок вместе с родителями дома готовит следующую для освоения новой буквы/.
2. Написание буквы педагогом с комментированным письмом /желательно письмо должно быть безотрывное из-за фрагментарности восприятия и сложности переключения внимания у аутичного ребенка/.
- написание педагогом несколько букв на первой линейке и обводка ребенком этих букв цветным карандашом или ручкой.
- на второй линейке письмо букв по точкам.
- на третьей линейке – самостоятельное письмо или письмо по трафарету.
Заполнение всех строчек не предполагается, часть задания ребенок может выполнить дома.
3. Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква; ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке.
Последовательность изучения звука в слове соответствует схеме: в начале – середине – в конце слова.
4. Подписывание нарисованных предметов, ребенок сам или с помощью педагога пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.
На изучение одной буквы отводится 1 -2 занятия.
Следует отметить, что создание «Личного букваря» на данном этапе не решает задачу обучения ребенка аналитическому чтению, он знакомит аутичного ребенка с буквами, помогает ему запомнить их графическое изображение, дает представление о том, что буквы – составные части слов, что слова могут обозначать разные предметы или быть именами родных людей.
В ходе работы важно сформировать у ребенка следующие умения:
1. Умение ребенка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.
2. Умение самостоятельно назвать слова с изучаемой буквой.
3. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.
Подготовка античного ребенка к школьному обучению включает в себя, помимо формирования учебного поведения, задачи обучения навыков осмысленного чтения, письма и счета. Одной из причин опережающего обучения таких детей школьно-значимым навыкам является необходимость обеспечить ребенку в дальнейшем наиболее благоприятные возможности для школьной адаптации. Известно, что аутичные дети с трудом привыкают к школьному режиму, к новым для них правилам, к учителю, одноклассникам. Даже ребенок, ранее посещавший детский сад, поступив в школу, нуждается в некотором периоде адаптации к новым правилам. Понятно, что на первых порах продуктивного усвоения учебного материала от такого ре6енка ждать не приходится. Поэтому опережающее обучение чтению и письму объясняется в первую очередь необходимостью дать аутичному ребенку достаточный запас школьно-значимых навыков, который позволит ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации.
Самостоятельное знакомство аутичного ребенка с буквами часто происходят еще до занятий с педагогом. В повседневной жизни такой ребенок, так же как и обычный, непроизвольно обращает внимание на названия вывесок, аббревиатур, продуктов, книг и д.р.
Обучение аутичных детей чтению начинается с создания «Личного букваря», который служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове. Данный букварь не предусматривает освоения аналитического способа чтения( в отличии от традиционного букваря). Освоив такой «букварь», ребенок знает все буквы, и безусловно может прочитывать отдельные слова, но педагог сознательно не должен развивать данное умение, более того, он не должен фиксировать на нем внимание ребенка, для того, чтобы сначала создать у него представление о слове и о фразе.
Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая должна быть направлена на их осмысленное усвоение.
Методика создания «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв.
1. Обучение начинается с изучения буквы «Я». Это позволяет аутичному ребенку, который долгое время говорит о себе во 2 – 3 лице, «ИДТИ ОТ СЕБЯ».
2. Затем ребенок должен усвоить, что «Я» может встречаться и в других словах:
- в начале;
- в середине;
- в конце слова.
3. После идет изучение букв имени ребенка.
4. Далее изучение букв «М», «А», «П».
5. Потом можно добавлять буквы из имен родителей и родственников.
6. Оставшиеся буквы вводятся в букварь в индивидуальном порядке, в зависимости от интересов ребенка и его индивидуальных способностей.
Для достижения осмысленности усвоения букв предполагаются такие упражнения:
- найти изучаемую букву в разных словах;
- дописать букву в хорошо знакомых словах «Ч . СЫ», «НО . »;
- самостоятельно написать знакомые слова и д.р.
Последовательность работы в букваре.
1. «Рабочая заготовка»/далее ребенок вместе с родителями дома готовит следующую для освоения новой буквы/.
2. Написание буквы педагогом с комментированным письмом /желательно письмо должно быть безотрывное из-за фрагментарности восприятия и сложности переключения внимания у аутичного ребенка/.
- написание педагогом несколько букв на первой линейке и обводка ребенком этих букв цветным карандашом или ручкой.
- на второй линейке письмо букв по точкам.
- на третьей линейке – самостоятельное письмо или письмо по трафарету.
Заполнение всех строчек не предполагается, часть задания ребенок может выполнить дома.
3. Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква; ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке.
Последовательность изучения звука в слове соответствует схеме: в начале – середине – в конце слова.
4. Подписывание нарисованных предметов, ребенок сам или с помощью педагога пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.
На изучение одной буквы отводится 1 -2 занятия.
Следует отметить, что создание «Личного букваря» на данном этапе не решает задачу обучения ребенка аналитическому чтению, он знакомит аутичного ребенка с буквами, помогает ему запомнить их графическое изображение, дает представление о том, что буквы – составные части слов, что слова могут обозначать разные предметы или быть именами родных людей.
В ходе работы важно сформировать у ребенка следующие умения:
1. Умение ребенка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.
2. Умение самостоятельно назвать слова с изучаемой буквой.
3. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.
Подготовка античного ребенка к школьному обучению включает в себя, помимо формирования учебного поведения, задачи обучения навыков осмысленного чтения, письма и счета. Одной из причин опережающего обучения таких детей школьно-значимым навыкам является необходимость обеспечить ребенку в дальнейшем наиболее благоприятные возможности для школьной адаптации. Известно, что аутичные дети с трудом привыкают к школьному режиму, к новым для них правилам, к учителю, одноклассникам. Даже ребенок, ранее посещавший детский сад, поступив в школу, нуждается в некотором периоде адаптации к новым правилам. Понятно, что на первых порах продуктивного усвоения учебного материала от такого ре6енка ждать не приходится. Поэтому опережающее обучение чтению и письму объясняется в первую очередь необходимостью дать аутичному ребенку достаточный запас школьно-значимых навыков, который позволит ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации.
Самостоятельное знакомство аутичного ребенка с буквами часто происходят еще до занятий с педагогом. В повседневной жизни такой ребенок, так же как и обычный, непроизвольно обращает внимание на названия вывесок, аббревиатур, продуктов, книг и д.р.
Обучение аутичных детей чтению начинается с создания «Личного букваря», который служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове. Данный букварь не предусматривает освоения аналитического способа чтения( в отличии от традиционного букваря). Освоив такой «букварь», ребенок знает все буквы, и безусловно может прочитывать отдельные слова, но педагог сознательно не должен развивать данное умение, более того, он не должен фиксировать на нем внимание ребенка, для того, чтобы сначала создать у него представление о слове и о фразе.
Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая должна быть направлена на их осмысленное усвоение.
Методика создания «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв.
1. Обучение начинается с изучения буквы «Я». Это позволяет аутичному ребенку, который долгое время говорит о себе во 2 – 3 лице, «ИДТИ ОТ СЕБЯ».
2. Затем ребенок должен усвоить, что «Я» может встречаться и в других словах:
- в начале;
- в середине;
- в конце слова.
3. После идет изучение букв имени ребенка.
4. Далее изучение букв «М», «А», «П».
5. Потом можно добавлять буквы из имен родителей и родственников.
6. Оставшиеся буквы вводятся в букварь в индивидуальном порядке, в зависимости от интересов ребенка и его индивидуальных способностей.
Для достижения осмысленности усвоения букв предполагаются такие упражнения:
- найти изучаемую букву в разных словах;
- дописать букву в хорошо знакомых словах «Ч . СЫ», «НО . »;
- самостоятельно написать знакомые слова и д.р.
Последовательность работы в букваре.
1. «Рабочая заготовка»/далее ребенок вместе с родителями дома готовит следующую для освоения новой буквы/.
2. Написание буквы педагогом с комментированным письмом /желательно письмо должно быть безотрывное из-за фрагментарности восприятия и сложности переключения внимания у аутичного ребенка/.
- написание педагогом несколько букв на первой линейке и обводка ребенком этих букв цветным карандашом или ручкой.
- на второй линейке письмо букв по точкам.
- на третьей линейке – самостоятельное письмо или письмо по трафарету.
Заполнение всех строчек не предполагается, часть задания ребенок может выполнить дома.
3. Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква; ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке.
Последовательность изучения звука в слове соответствует схеме: в начале – середине – в конце слова.
4. Подписывание нарисованных предметов, ребенок сам или с помощью педагога пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.
На изучение одной буквы отводится 1 -2 занятия.
Следует отметить, что создание «Личного букваря» на данном этапе не решает задачу обучения ребенка аналитическому чтению, он знакомит аутичного ребенка с буквами, помогает ему запомнить их графическое изображение, дает представление о том, что буквы – составные части слов, что слова могут обозначать разные предметы или быть именами родных людей.
В ходе работы важно сформировать у ребенка следующие умения:
1. Умение ребенка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.
2. Умение самостоятельно назвать слова с изучаемой буквой.
3. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.