Место работы, должность:
Тема урока: Урок-путешествие в королевство Буковки. Закрепление знаний о
проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова,
правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Цели: 1. Закрепить знания, умения и навыки учащихся по данной теме.
2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение применять правила на
письме, умение исправлять ошибки.
3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.
Оборудование: листы с текстами, перфокарты по теме «Безударные гласные».
Ход урока.
І. Актуализация.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Королева Буковка приглашает вас посетить её королевство. Чтобы пройти в ворота королевства, надо открыть замок. Узнав волшебное слово-ключ, которое зашифровано на этом старинном свитке(интерактивная доска), мы откроем его.
Коллективная расшифровка.
1-я буква нужного слова стоит после буквы Г.
2-я буква – перед буквой П.
3-я – вторая в алфавите.
4-я – между буквами П и С.
5-я – после буквы Н.
6-я – между буквами О и Р.
7-я – впереди буквы П.
8-я – после буквы Ё.
9-я – первая в алфавите.
10-я – между буквами К и М.
11-я – после буквы Н.
12-я – третья в алфавите.
13-я – перед буквой Б.
14-я – между буквами С и У.
15-я – перед буквой Э.
− Внимание! Ворота открыты! «Добро пожаловать!» − говорит вам королева Буковка. Какое это слово? ( волшебное ) Когда так говорят?
А теперь минутка чистописания. Давайте, красиво, аккуратно напишем предложение «Добро пожаловать!»
ІІ. Формирование умений и навыков.
1. − На пути у нас новое препятствие. В королевство можно войти только по мосту. Мост состоит из слов, в которых пропущены гласные. Какие гласные пропущены? Вставил правильно гласные – попал в королевство, не вставил – постой, подумай.
Ст…лбы, хв…сты, л…сты, тр…ва, гр…чи, п…тёрка, л…сток, гр…за, т…зы, м…чи, цв…ты, з…ма, м…ря, в…лна. ( Свой ответ дети должны обосновать.)
2. − И вот мы попали в королевство Буковки. Здесь необыкновенные проспекты, улицы, площади.
Проспект «Угадай-ка».
Чтение и отгадывание загадок учащимися. Загадки записаны на интерактивной доске.
1). Я над речкою лежу,
Оба берега держу. ( Мост ).
− как проверить глухую согласную т.
2). Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой;
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. ( Ветер )
− как проверить безударную гласную.
3). Светит, сверкает,
Весь мир согревает. ( Солнце )
4). Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. ( Река )
− Какое сейчас время года? Правильно, весна. Дуют теплые ветры. Ярко светит солнце. Вода выходит из рек и затопляет мосты.
А ещё вам солнце необходимо на уроке внимательно слушать ответы товарищей, фантазировать. Желаю успеха!
3. Улица «Фруктовая».
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу.
И подарит яблонька
Ребятам за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.
Подарит яблоня свои яблоки только тому, кто правильно вставит буквы и докажет ответ.
Сосе…ка, гла…, хле…, ду…, заво…, тру…, стри…, кру…, моро…, ска…ка, гря…ка.
4. Улица «Веселинка» ( физминутка под музыку ).
5. Площадь «Смекалистых».
1). Превращения (карточки для каждого слабого учащегося).
яблоко + стул + ы = коты ракушка + кулак = акула
очки + стол + ы = киты паровоз + куст + а = паруса
крыса + банан + к = рыбак
2). Ребусы (карточки с рисунками для каждого среднего учащегося).
3). Шифровка (карточка для каждого сильного учащегося).
На доске плакат.
Я В Б Д Л М О П К Ю И (яблоки)
В Г Д Ж Ф М П С Т Ю Э
З Г Ё Ф Р Ж Н С А Т Э (зёрна)
Учитель читает стихотворение «Ёж и чиж»
Упражнение для глаз!
Буквы вычеркни скорей
Те, которые два раза
Встретишь в азбуке моей.
И тогда прочесть ты сможешь
И в ответе сообщишь:
Что везёт на тачке ёжик?
Что несёт в мешочке чиж?
6. Улица «Поиграй-ка»
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Задание: придумать из букв, входящих в слово РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов (урок, ручка, рука, сачок, коса, лук, роса, рак, кора, сало).
7. Улица «Исправляй-ка»
В тексте допустили ошибки, их надо исправить.
Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в скаске. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варешки на ветках сосен. Маладые ёлочки укрылись мягким снижком. Наснегу кругом узоры птичьих слидов.
8. Улица «Вкусных слов».
− Гласик нёс вам в подарок фрукты, но споткнулся, упал, и фрукты рассыпались на слоги. Помоги ему их собрать.
На доске слоги: ЯБ, ГРУ, КИ, ШИ, ВЫ, СЛИ, ЛО. (яблоки, сливы, груши).
9. Улица «Подумай-ка».
Работа по перфокартам.
10. Проспект «Напиши-ка».
Словарный диктант. (Учитель читает слова, дети пишут, проверочное слово называют устно)
Кормушка, снегирь, крольчиха, маслёнка, смельчак, воздушный, полезный, верхушка, пилить.
ІІІ. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие по королевству Буковки. Но она с нами надолго не прощается, потому что с её подданными – буквами мы будем дружить всегда, узнавая от них все больше нового.Королева Буковка хочет знать на какие правила мы выполнили упражнения?
ІV. Домашнее задание.
Карточки.