Цель:создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.
Задачи:
· Образовательные: сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель.
· Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности
· Воспитательные:воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.
Оборудование:интерактивная доска, презентация «Предпринимательство», индивидуальные рабочие листы, дидактические материалы для групповой работы, анкета личных предпринимательских способностей, картинки-улыбки для выделения групп и рефлексии настроения.
Ход урока
1. Организационный момент
Деление на группы. Перед началом урока ребята выбирают себе изображение улыбки. На столах стоят аналогичные картинки, ученики занимают места за столами в соответствии со своим выбором.
Приветствие
Учитель:Доброе утро, дети! Доброе утро, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать и хочу поделиться с вами улыбкой. Улыбка, как и цветы - украшение нашего мира, залог хорошего настроения и эффективной работы.
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала
Работа с изображением.На слайде изображение трех- и четырехлистного клевера.
Учитель:Какое отношение имеют эти картинки к экономике? Вы, наверное, подумали, зачем нам показывают ботанику, если сейчас мы находимся на уроке экономики.
Если, ребята затрудняются ответить, то учитель задаёт вопрос «Что необходимо для производства товаров?».
На доске на трехлистном клевере записываются факторы производства.Учитель: Часто ли встречаются такие листочки в природе? А такие факторы производства в экономике?
Далее работа продолжается с изображением четырехлистного клевера, на трех листочках записываются факторы производства.
Учитель:
· А что на четвертом листочке?
· Часто ли в природе встречаются такие листочки?
· А в экономике такие способности?
· Поднимите руку те, кто считает себя инициативным человеком.
· Теперь те, кто умеет и не боится рисковать,
· А теперь те, кто всегда несёт ответственность за свои решения.
Я вижу, многие положительно отвечали на мои вопросы, а значит, в будущем, возможно, вы сможете реализовать себя в определённой деятельности? А какой?
Это и будет темой нашего урока. Тема урока:
«Предпринимательство».
Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Многие, кто сидел за этими партами за 7-10 лет назад открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И они не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.
· Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть успешными в будущем?
· Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?
На доске мелом записываются вопросы, предложенные учениками к рассмотрению, для того чтобы в конце урока снова к ним вернуться.
3.Этап изучения и усвоения нового материала.
Учитель:Какие бы вопросы хотели задать, чтобы узнать о предпринимателе и предпринимательстве?
Дети отвечают. Вопросы записываются на доске (например, кто?, чем?, для чего?)
Учитель:Давайте разберемся: Кто такой предприниматель? и Кто может быть предпринимателем? Наверняка у каждого из вас уже имеется представление о предпринимателе, у каждого свой образ предпринимателя, который, я надеюсь, мы дополним в ходе урока.
Для этого поработаем группами. Каждая группа будет выполнять свое задание. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению, совместно выберите выступающего.
1 группавыясняет, какими нормативными документами регламентируется деятельность предпринимателя.
2 группаопределяет главные качества предпринимателя.
3 группаопределяет главную цель предпринимателя.
4 группанаходит отличие предпринимателя от людей других профессий, изучая только способ получения дохода.
Проверка работы по группам
Учитель: Сколько вам лет? Если вы придете в налоговую инспекцию, вас зарегистрируют как предпринимателей?
Ответы детей.
Учитель:Для точного ответа на эти вопросы послушаем 1 группу. Мы не случайно начали с нормативных документов, т.к. деятельность предпринимателя должна быть в рамках закона.
Учащиеся 1 группы называют нормативные документы. Все учащиеся записывают основные документы в рабочие листы.
Учитель:Если предпринимателем может быть любой гражданин РФ, почему же есть учителя, механики, водители, продавцы?
Ответы детей.
Выслушав мнение учащихся, учитель приглашает к выступлению учащихся 2 группы для изучения качеств предпринимателя. После обсуждения и дополнения подводится итог - называются самые важные, по мнению учащихся, качества. Ответы фиксируются в рабочих листах.
Учитель:А теперь давайте проверим, кто из вас в будущем может себе выбрать профессию предпринимателя.
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем учитель интересуется результатами. Первыми поднимают руки те, кто может стать предпринимателем, затем те, кому надо работать над собой, последними те, кому лучше не начинать, учитель убеждает последних не расстраивайтесь, ведь есть еще множество профессий, где можно себя реализовать.
Учитель:Мы узнали о том, кто может стать предпринимателем, а теперь 3 группа сформулирует нам главную цель предпринимательства.
Представитель группы работает с интерактивной доской, показывая правильный путь выхода из экономического лабиринта и отгадывая зашифрованное слово. Правильный ответ – прибыль. Цель предпринимательства учащиеся записывают в рабочие листы.
Учитель:Если предприниматель будет производить ненужный товар, получит ли он прибыль?
Ответы детей.
Учитель подводит беседу к тому, что успех предпринимателя зависит от спроса потребителя, что сначала нужно изучить интересы потребителя, поэтому одна из задач предпринимателя - удовлетворение потребностей общества.
Учитель:Итак, основной доход предпринимателя – прибыль. Все вы понимаете, что он будет существенно отличаться от дохода наемного работника. Об этом нам расскажет 4 группа.
Учащиеся формулируют главное отличие прибыли от заработной платы – ее непостоянство. Обязательно фиксируют это в рабочем листе.
Проводится упражнение «Цветные карандаши».
Детям предлагается взять цветные карандаши, положенные на парту.
Учитель:Предположим, что вы - предприниматели. Наступил конец отчётного периода. У вас в руках ваш доход.
Все это доход предпринимателя (в руках у учителя карандаши). После выплаты заработной платы рабочим, налогов, оплаты электроэнергии, аренды помещения, затрат на производство и др. (учитель откладывает карандаши), у предпринимателя остается чистая прибыль (несколько карандашей).
Учитель:Именно ради этого небольшого количества карандашей – прибыли, предприниматель должен проявить все свои способности, инициативу, рискнуть и нести ответственность за свой риск, а самое главное быть новатором. Поздравим аплодисментами успешных предпринимателей (детей у которых остались карандаши), задумайтесь те, кому их не хватило или не осталось после уплаты всех затрат.
Итак, мы уже с вами довольно много узнали нового, что-то взяли из вашего жизненного опыта, о чем-то услышали впервые. Давайте создадим законченный образ профессии – предприниматель. Учащиеся выполняют задание в индивидуальном рабочем листе. По истечении выделенного времени, проверка по цепочке.
Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения ______________ на основе сочетания __________ выгоды с _________________ пользой.
Учитель:С каким видом деятельности у вас ассоциируется предпринимательство?
Ответы детей.
Учитель:Торговля и данные статистики это подтверждают. Работа со статистическими данными.
Учитель:Почему только торговля, почему так неразвито производственное предпринимательство в Пскове?
Ответы детей (из-за недостатка ресурсов, быстроты и простоты организации).
Учитель:Администрация города также обеспокоена таким положением дел, поэтому в программе социально-экономического развития города Пскова на 2011-15 год, в разделе экономическое развитие, потребительский рынок, изложены перспективные направления развития и на программу «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» выделено 7,5 млн.руб на будущие 5 лет.
Учитель:А теперь я предлагаю изучить динамику прибылей и убытков одного предпринимателя.
Физкультминутка: Детям предлагается следить за фигурой, перемещающейся по экрану. Прибыли — радоваться аплодисментами, убыткам — огорчаться топаньем ног.
Учитель:Все вы прекрасно понимаете, что каждый человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, зависим от окружающего его мира. Несмотря на то, что он инициативен, вложил свои сбережения, его подстерегают опасности, которые в экономике называются предпринимательскими рисками. Неопределенность будущей экономической ситуации делают неизбежной характеристикой предпринимательства – риск. Какие риски могут быть у предпринимателя?
Ответы детей.
Учитель: Послушайте задачу: Отец Федор купил Свечной Завод - старый сарай, называемый цехом, в котором трое рабочих плавили воск и отливали свечи. Воск покупался у местных пчеловодов, готовая продукция продавались через сеть набожных старушек.Свечное дело - это бизнес высокого риска: или завод сгорит, или конкуренты цены собьют, или рабочие украдут продукцию… Риск потерпеть убытки и даже разориться, очень велик, но и дело прибыльное. Чтобы не рисковать понапрасну, Отец Федор нанял управляющего, который взялся управлять предпринимательскими рисками свечного бизнеса. Отец Федор словно прозрел: он понял - все внимание борьбе с конкурентами! А еще нужно купить огнетушители! А также завести собаку.
Учитель:Какие же риски преследовали отца Фёдора?
Ответы детей. Один ученик с помощью возможностей интерактивной доски подчеркивает способы их решения.
Учитель:Какими еще способами можно преодолеть риск?
Ответы детей. (предварительная проработка и расчет операций, страхование)
Учитель: У предпринимателей есть такое правило «Не избегать риска, а предвидеть его, снизить до возможно более низкого уровня».
Учитель:Итак, предпринимательство - это деятельность, требующая новаторства, инициативы, ответственности, риска.
Начиная любую деятельность, мы часто нуждаемся в помощи других людей. И начинающий предприниматель не исключение, государство обращает на это внимание.
Учитель:Как вы думаетедля чего создают бизнес-инкубаторы, и что «выращивают» в бизнес-инкубаторах?
Ответы детей.
Учитель:Для ответа на этот вопрос, воспользуемся средством получения информации, очень важным для предпринимателя, сетью Интернет.
Учащимся предлагается видеосюжет. После просмотра учащиеся отвечают на вопрос, обсуждают какую помощь можно получить.
Учитель:В Пскове тоже создан бизнес-инкубатор. Основная цель учреждения - реализация государственной политики по обеспечению благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства в Пскове.
Условия, которые «Псковский бизнес-инкубатор» в скором времени сможет предоставить начинающим предпринимателям, для многих просто сказочные. Им предложат оборудованные мебелью, связью, компьютерами рабочие места на льготных условиях аренды. Они получат возможность освоить различные компьютерные программы, обучаться на семинарах и курсах повышения квалификации, что позволит сэкономить средства для своего бизнеса. Квалифицированный персонал бизнес-инкубатора будет оказывать услуги по вопросам бухгалтерского учета, планирования, юридическим вопросам. Кроме того, они смогут арендовать конференц-зал и комнату для переговоров, получить помощь в регистрации юридического лица, оформлении кредитов и банковских гарантий, маркетинговые и рекламные услуги.
А еще, с 26 мая 2008 года, российское предпринимательство отмечает свой профессиональный праздник, указ о праздновании которого был подписан президентом Российской Федерации В. В. Путиным 18 октября 2007 года.
Учитель:Ну и конечно, важно сотрудничество самих предпринимателей. Для этого существуют объединения, союзы, ассоциации предпринимателей. Поэтому однагруппа, по желанию, войдет в сеть Интернет для поиска ассоциаций предпринимателей России и Псковской области, которые могут помочь не только начинающим, но и опытным предпринимателям. Задача группы - подготовить краткое сообщение о сайте одной из ассоциаций.
3. Этап закрепления нового материала
Стадия рефлексии.
Учитель:Сегодня на уроке мы говорили о предпринимательстве. Давайте подведём итог и вместе ответим на вопрос: «Что же такое предпринимательство?». Для этого я хочу вас попросить составить синквейн «Предпринимательство».
Каждая группа составляет один совместный, с которым все согласны. Работают оставшиеся 3 группы.
Проверка работы групп. Сначала представляют сообщение об ассоциации предпринимателей. Затем весь класс знакомится с результатами работы каждой группы, и после обсуждения, используя только предложенные слова, каждый составляет синквейн в индивидуальном рабочем листе.
Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока, определяет: «На все ли вопросы найдены ответы на уроке?»
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель:Ну, а закончить я хочу словами не экономиста, не финансита, не политика, но человека, четко понимающего роль предпринимательства для страны - Патриарха Алексия II.: «Движение к предпринимательству есть эффективный путь обновления экономики, возрождения в россиянах хозяина»
4. Этапинформации о домашнем задании– сообщение домашнего задания, методики его выполнения.
Учитель предлагает учащимся, которые сомневаются нужно ли изучать экономику в школе, но точно уверены, что будут сдавать ЕГЭ по обществознанию, выполнить задание части С из учебно-тренировочного варианта ЕГЭ.
5. Оценка результатов урока
Рефлексия настроения.
Учитель:Мы с вами не вспомнили такое качество, без которого деятельность предпринимателя значительно осложнилась – это оптимизм. Мы начали урок с улыбки, изменилось ли ваше настроение к концу урока, если оно замечательное поднимите улыбающееся изображение. Я очень рада и желаю, чтобы любое дело, даже такое сложное, рискованное и ответственное как предпринимательство, вы начинали с улыбкой и оптимизмом, и тогда успех и удача точно улыбнутся вам в ответ.