Проектная деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников
Submitted by Марина Николаевна Брежнева on Fri, 04/11/2011 - 14:22
Проектная деятельность
по патриотическому воспитанию младших школьников
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4
г. Всеволожска
Брежнева
Марина Николаевна
Содержание
Актуальность выбранной темы
3
Теоретический аспект
3
Проектная деятельность обучающихся
3
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося
3
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя
3
Для обучающихся в начальной школе
4
Типология проектов
5
Этапы работы над проектом
5
Практическое применение
6
Педагогическая значимость проектной деятельности
6
Разработка проектов по краеведению – основа работы по патриотическому воспитанию
7
Проект «Узнай свою школу»
8
Проект «Наш край из глубины веков»
10
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
11
Выводы и заключение
12
Рецензия на статью
14
Актуальность выбранной темы
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Теоретический аспект
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Для обучающихся в начальной школе
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции).
Этапы работы над проектом
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Практическое применение
«Скажи – и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Вовлеки – и я научусь»
Китайская пословица:
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов.
Дословный перевод с латыни«Проект – брошенный вперёд».
Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Чем привлекает метод проектов?
Оптимальное развитие личности каждого ученика
Ведь начальная школа призвана не только научить детей читать, писать и считать (этому можно научиться и дома). В раннем детстве интересно абсолютно всё, ребёнок любознателен, ему все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности детей, формируют способность принимать решения.
В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?
Открывается возможность формирования жизненного опыта.
Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
Ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.
Цели работы:
Способствовать реализации деятельностного подхода;
Выявлять организаторские способности детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итоги своей деятельности.
Способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Разработка проектов по краеведению –
основа работы по патриотическому воспитанию
По данным опроса учащихся до начала работы над проектами лишь четвертая часть класса могла ответить на вопросы: кто такой патриот, что значит любить родину, чем может гордиться житель города Всеволожска? Выяснилось, что ребята часто не могут справиться с этими вопросами, их ответы отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений. Большинство детей затруднились с ответом. По результатам работы, а она еще до конца не завершена, более 90% учащихся могут дать обстоятельные ответы на данные вопросы.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цели : формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи, которые должны быть решены в ходе реализации проекта:
• формирование элементов научного мировоззрения;
• развитие абстрактного мышления и речи;
• воспитание патриотизма и гражданственности;
• уважение к культуре и истории своей страны;
• учить взаимодействию и взаимовыручке;
• развивать исследовательские и творческие способности учеников, умение планировать свою работу;
• актуализировать знания, умения и навыки ребенка;
• развивать взаимодействия между школой, детьми и родителями.
С чего все начиналось?
Три года назад, когда мои дети только поступили в первый класс, через 2 месяца обучения в школе нам нужно было провести открытый урок. Тема была определена: «Отечество»
Начался сбор материала и подготовка к уроку. При подготовке был проведен конкурс рисунков «Наш край», были подобраны небольшие очерки по истории малой родины, статьи о государственной символике. Так или иначе, но все дети класса были задействованы в подготовке и проведении урока. В ходе урока детьми были сделаны открытия не только происхождения слова «отечество», но и удалось заглянуть в прошлое России, узнать, как выглядела наша страна 200-300 лет назад. Дети показали инсценировку «скоморохи на торговой площади Москвы».
Первые проекты были индивидуальными и небольшими по объему. В конце 1 класса была заявлена тема «Мой первый год в школе». Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после корректировки написали мини-сочинения на отдельных листах. К каждому сочинению приложили фотографии. Так у каждого ученика класса появилась своя страничка общего классного журнала под названием «Первый раз в первый класс».
После первых летних каникул решили продолжить и выпустили в продолжение предыдущего альбома журнал под названием «Мои первые каникулы». Это были первые уроки мастерства.
Проект «Узнай свою школу»
Во втором классе появились новые идеи. Так как этот год в школе был предъюбилейным, решили провести игру «Узнай свою школу».
Форма проекта: ролево-игровая.
Цели этого проекта были следующие:
Учебно-воспитательные:
Получить представление о работе сотрудников школы. Дать возможность почувствовать значимость работы каждого сотрудника и научить ценить труд других людей, беречь школьное имущество.
Познавательные и развивающие:
Развитие коммуникативного общения. Использование новой формы получения информации – интервью.
Развивать умение работать в команде.
Сплочение коллектива.
Этапы работы над проектом:
Iэтап: «Погружение в проблему»
Необходимо узнать о нашей школе и её сотрудниках. Получить не только общую информацию, но и подобрать интересный материал с целью дальнейшего представления его на конференции.
Решили провести игру «Узнай свою школу» в форме интервью с сотрудниками школы. Собрать необходимый материал, обработать его и выпустить журнал.
IIэтап: Сбор и обработка информации:
Дети разделились на 7 команд. Каждая получила задание – продумать вопросы, которые будут важны и интересны читателям журнала:
Команда 1 :
Интервью с директором школы Дубцовой Л.М.
Команда 2:
Интервью с секретарем Комковой О.В.
Команда 3:
Интервью с заместителем директора по АХЧ Матвеевой Н.Н.
Команда 4:
Знакомство со школьной столовой
Команда 5:
Узнай насколько велика наша школа
Команда 6:
Догадаться у кого спросить и получить ответы на новогодние вопросы
Команда 7:
Интервью с классным руководителем 2 «А» класса Брежневой М.Н.
IIIэтап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
Детям необходимо было подобрать наиболее интересные вопросы, которые могли бы заинтересовать читателя журнала. С каждой командой разрабатывали план работы.
IVэтап: Реализация плана проекта. Непосредственный сбор информации в соответствии с планом действий.
Vэтап: Подготовка к защите проектов.
Обработка результатов интервью и создание своей страницы журнала. Так как дети учились во 2 классе и, еще не очень хорошо владели компьютером, пришлось обратиться за помощью к родителям, которые приходили в школу и оказывали помощь в подготовке печатного варианта работы. Но это еще больше сплотило коллектив родителей, детей и учителей.
VIэтап: Презентация проекта была представлена в форме печатного выпуска, который был подарен каждому участнику опроса, а так же была проведена устная презентация журнала, в которой каждый ученик рассказал о своей работе.
VIIэтап: Рефлексия.
По итогам работы определили, что получилось хорошо, а над чем следует еще работать, определили дальнейшие задачи проектов.
Дети впервые выступили в роли корреспондентов. Каждая команда получила задание: взять интервью у работников школы, узнать необходимую информацию, оформить в форме газеты и представить на конференции остальным ученикам, родителям и учителям. Так вышел в свет первый номер журнала учеников 2 «А» класса. Игра захватила всех, не только детей, но и родителей. С микрофоном и видеокамерой дети в течение недели ходили по школе и брали интервью: у директора, секретаря, работников столовой, технических работников школы, преподавателей. Далее оформляли и выпускали первый номер журнала, подготовленного своими руками. А затем представляли его на суд родителей, учеников и учителей. Эта работа надолго осталась в памяти каждого участника, потому что каждый внес свой вклад с создание общего дела.
Далее ребята разрабатывали индивидуальные проекты по истории своей семьи. Так были созданы работы «Генеалогическое древо моей семьи».
У ребят возник неподдельный интерес к истории родины. Поэтому в конце года, когда встал вопрос о выборе темы проекта во втором классе никто уже не сомневался, что наш класс будет заниматься историей и культурой малой родины «Наш край из глубины веков».
На родительском собрании объяснила родителям цель данного проекта и попросила их быть моими помощниками. В итоге часто и родители вместе с детьми участвуют в создании проектов, помогают детям в подготовке презентаций.
Работа началась с изучения литературы об истории города Всеволожска. Мы посетили музей-усадьбу «Приютино». Подготовили и выпустили журнал «Наш край из глубины веков». Затем разбились на группы и выступили в классах начальной школы.
В третьем классе в рамках предмета «окружающий мир» по программе «школа 2100» изучаем раздел «мое отечество».Целью данного курса "Введение в историю и обществознание" является:
- подготовка младших школьников к восприятию исторических знаний, к изучению систематических курсов истории в основной школе;
- выработка первичных умений работы с историческим содержанием;
- создание картины всемирной истории человечества;
- раскрытие первоначальных исторических терминов и понятий;
- формирование основ источниковедения и краеведения;
- пробуждение интереса к отечественной истории, знакомство с традициями своего народа.
Главная сложность начального этапа преподавания истории состоит в том, что при обучении необходимо опираться на личный социальный опыт школьников, актуализировать его. Кроме того, обращение к истории семьи, к региональной и локальной истории позволяет сформировать стойкий познавательный интерес к историческим знаниям. Данный подход - это вариант проблематизации учебного материала, что позволяет усилить мотивацию учащихся на уроке. Практика показывает, что актуализация социального опыта учащихся, обращение к истории семьи и родного края гармонично реализуется в проектной деятельности на уроках истории в начальной школе.
Поэтому темы следующих проектов тесно связана с учебным курсом. Ребыта представляли проекты «Города Золотого кольца России», «300-легтие полтавской битвы». Так как 2009 год в Санкт-Петербурге посвящен «65-летию снятия блокады Ленинграда», то и тема была определена сама собой.
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Этапы работы над проектом:
Iэтап: «Погружение в проблему»
Тема: «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цели:
· Собрать материал о блокаде Ленинграда, «Дороге Жизни»,
· Посетить мемориалы «Дорога Жизни»
· Провести экскурсии: в крепость Орешек, музей-панораму, музей «Дорога жизни»
· Посмотреть документальный фильм о поднятии танков со дна Невы
· Найти стихи, посвященные блокаде
· Провести встречу с ветеранами Великой Отечественной войны
IIэтап: Сбор и обработка информации:
Разделили класс на команды.
Задания для каждой команды:
собрать материал о начале Великий отечественной войне
собрать материал о Дороге Жизни,
собрать материал о «Дороге Победы»
подобрать фотоматериалы для музея и презентации,
найти стихи, посвященные памятникам «Дороги Жизни»
IIIэтап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
Каждой команде нужно было разработать план действий в соответствие с которым далее подобрать материал из книг энциклопедий, найти фотографии, посетить места боевой славы, музеи, выставки, взять интервью у ветеранов – непосредственных участников боевых сражений.
IVэтап: Реализация плана проекта.
Каждая команда работала по разработанному плану, собирала материал.
Vэтап: Подготовка к защите проектов.
Когда материал был собран, приступили к оформлению общей презентации и порядку выступления участников. Обсудили с каждым отрывок выступления. В классе был организован музей, экспонатами которого стали фотографии, медали, находки отряда спасателей, сохранившиеся со времен войны.
VIэтап: Презентация проекта
Наиболее важный и сложный этап - умение донести до слушателя важность своей работы, сконцентрировать внимание зрителя. Для этого были использованы разные формы подачи материала. Наряду с информационными докладами о Дороге Жизни, был включен материал звукозаписи с голосом Левитана о внезапном нападении Германии на СССР. Как наглядный материал, показали кусочек блокадного хлеба. Рассказ о мемориальных памятниках «Дороги Жизни» сопровождался чтением стихотворений, посвященных блокаде. В заключение урока показали отрывок фильма о переправе по льду Ладожского озера. Чтобы связать проект с жизнью, выступил один из родителей учеников класса, который работает спасателем, добровольным участников поисковой группы «По местам боевой славы». Он представил музейные экспонаты раскопок, рассказал о том как поднимали танк со дна Невы.
Разработка проекта получила высокую оценку гостей и администрации школы.
VIIэтап: Рефлексия.
Награждение участников и подведение итогов
Весьма важный вопрос – оценка работы младших школьников, я считаю, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Поэтому были определены несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок и интерес к творчеству у детей не иссякал.
На этом этапе работа не закончилась. Она получила свое развитие в дальнейших выступлениях перед учениками параллельных классов. Ребята, затаив дыхание, на протяжении часа слушали выступление сверстников. С большим интересом рассматривали экспонаты музея. Сами же участники были горды тем, что они собрали совершенно уникальный материал об истории своего края, смогли выступить перед публикой, тем самым, завоевав признание, смогли почувствовать значимость и актуальность своей работы. Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее.
Выводы и заключение
Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей родины.
Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Так постепенно на протяжении последних трех лет можно видеть рост заинтересованности детей, желания участвовать в разработке и презентации проектов, роста и продвижения каждого конкретного ученика. От проекта к проекту возрастает качество представляемого материала, формы его подачи. Наблюдается сплочение коллектива не только учеников, но и родителей, что способствует тесному взаимодействию семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. А когда есть взаимопонимание, когда работа проводится не формально, а от души и от сердца, непременно будет и положительный результат.