Submitted by Любовь Ивановна Муратова on чт, 03/11/2011 - 06:57
На доске выписаны слова: землетрясение, приливы, давление, мировой круговорот, ветер.
Учитель: Каким одним термином можно объединить эти термины?
(природные явления)
Учитель: С какими природными явлениями вы знакомы? С какими не знакомы? ( с ветром). Ребята! Ветер- это не только интересное природное явление, но и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы.
Ветер –герой нашего сегодняшнего урока.
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Или «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Тема нашего урока «Ветер».
Цель: сформировать понятие ветер, причины его образования, познакомиться с видами ветров, их влиянием на климат, закрепить умение строить «розу» ветров, раскрыть практическое применение знаний.
Ребята! А что такое ветер?
Вдоль поверхности земли
↑
Движение воздуха - ветер- природное явление
↑
Дует в горизонтальном направлении. Объедините все эти признаки и сформулируйте определение.
Давайте выдвинем предположение о причинах образования ветра, используя знания ,сформированные на прошлых уроках.
От чего нагревается воздух?
В чем различие в нагревании воздуха над сушей и водной поверхностью?
Что происходит с нагретым воздухом?
Какое давление будет над сушей и водной поверхностью?
Запишем цепочку причинно- следственных связей.
Различие в нагревании→различие → ветер
в давлении
между участками земной поверхности.
Вывод: так в чем главная причина образования ветра? ( разница давления).
Слайд
Ведущий: В каком случае ветер будет иметь большую скорость
758 мм.рт.ст.---------746 мм. рт.ст.
760мм.рт.ст.-----------735мм.рт.ст.
Вывод: чем разница в давлении между участками земной поверхности больше, тем сильнее ветер
Слайд: Мы живем на берегу моря, замечали ли вы, что в течение суток, направление ветра меняется? Куда ветер дует в прибрежной полосе днем. Почему?
Слайд:
Ведущий: А куда дует ночью? Почему? Пользуясь текстом учебника ответьте на вопрос. Как называется этот ветер? Дайте самостоятельно определение бризу. Ребята! Если вы наблюдательны, то скажите у нас на Дальнем Востоке, на побережье, в каком направлении дует ветер зимой? Обратите внимание на дым из трубы котельной. Почему, объясните. А летом? Как называется этот ветер, дайте определение.
Ведущий: Какое влияние будет оказывать муссон на климат?
Вывод: Итак, мы познакомились с двумя видами ветров, в последующих курсах географии мы узнаем и другие ветра- фен, бора, баргузин, самум и т.д.
На предыдущих уроках мы знакомились с различными приборами (нивелиром, барометром, термометром, осадкомером и т.д.).
Ведущий: А как называется прибор для определения направления ветра? (обратитесь к учебнику на стр. 118).
Слайд: Какое практическое значение имеет знание ветра и его направления? (работникам с/х, авиаторам, если встречный ветер он удлиняет время полета, боковой - может являться причиной не осуществления полета). В зависимости от того, откуда он дует, он приобретает те или иные свойства, северный ветер, как правило, приносит понижение температуры, направление ветра оказывает влияние и на количество осадков, что важно, например, для сельскохозяйственных работ. Ветер характеризуется не только направлением, но и скоростью.
Слайд Прибор для определения скорости называется анемометр.
Ведущий: Кому необходимо знать силу ветра? Почему это важно? (предупреждает капитанов судов, автомобилистов, летчиков, сельскохозяйственных работников).
Пользуясь текстом § и форзацем учебника назовите единицу измерения силы ветра . ( в метрах и в баллах).
Анализ рисунка.
Мы с вами научились строить графики, диаграммы, а сегодня будем учиться строить график направления ветров.
Слайд: Пользуясь текстом § познакомьтесь с планом построения. На экране данные для построения графика р.п. Охотска в январе и июле . (два ученика работают у доски, остальные в парах).
Что напоминает этот график?
Розу. Какой вывод вы сделаете по розе ветров?
Зимой преобладают С.,С - 3 ветра, т.е. с суши, т.к. над сушей высокое давление, а в июле Ю-В. , т.е. с моря, т.к. море еще не успело накопить тепло и над ним, более высокое давление.
Прослушайте строки из стихотворения и выделите главную мысль, сформулируйте вопрос.
Ветер и работник
И проказник.
Может делать сотню
Дел он разных.
И творить в природе чудеса.
(положительное и отрицательное значение ветра или какое значение имеет ветер?
Презентация: «Значение ветра в природе и хозяйственной деятельности человека».
А) использование ветра на ветряных мельницах – В 1650г. СТЭВИН (голландец) изобрел ветряную мельницу и в некоторых странах они и сегодня имеют применение;
Б) для выработки электроэнергии на ветровых станциях, которые широко используются во Франции, Голландии;
Почему именно в этих странах (т.к. здесь дуют постоянные западные ветры);
Г) переносит влагу на сушу, в результате Мирового круговорота воды;
Д) разрушает здания, уносит плодородный слой почвы, нагоняет волны и т.д.
Закрепление:
Какое практическое значение имеет знание этой темы?
Что вы открыли для себя нового?
3.Какое положительное и отрицательное значение имеет ветер?
На: Ветер
Уважаемая Любовь Ивановна! Мне понравился ваш урок. Решила использовать на своих уроках географии 6 класса. Большое спасибо.