Аналитическая справка о результатах педагогической деятельности учителя информатики МОУ Троицкой СОШ№5
Вторых О.В.
I. Анализ содержания, методических приёмов, организационных форм и результатов обучения информатике.
В процессе формирования информационной культуры и ИКТ-компетентности учащихся в качестве основного звена выступает школьный курс информатики, призванный обеспечить достижение следующих целей, сформулированных в ГОСе:
• Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На уроках информатики создаются оптимальные условия, обеспечивающие интенсивность формирования и удовлетворения познавательных потребностей обучаемых, условия для усиления процесса самообразования учащихся благодаря использованию компьютерных и информационных технологий.
Для достижения результатов, соответствующих требованиям ГОСа по информатике к выпускникам школ, от меня потребовалось приведение в соответствие педагогической системы:
1. Изменение материально-технической базы кабинета информатики в 2002г. (получили по программе «Компьютеризация сельских школ» 7 современных компьютеров») позволило изучать ИТ и использовать их в ОП.
2.Приведение в соответствие содержания предметной области «Информатика и ИКТ» потребовало создания рабочих программ по информатике для 10-11 кл., 8-9 кл., 2-4 кл., с учётом НРК ГОСа и разработки программ факультативных курсов «Информационная культура» для учащихся 5-7 классов.
На мой взгляд, интеллектуальный и развивающий потенциал информатики очень высокий, поэтому есть необходимость в создании рабочей программы по информатике непрерывного курса с 2 по 11 класс (разработка которой в настоящее время ведётся).
Учитывая, что информатика - одна из наиболее быстро развивающихся учебных дисциплин, учитель информатики должен понимать современные тенденции его развития современного образования.
Это реализуется через использование различных форм активной деятельности учащихся и методических приёмов:
Содержательные линии курса Эффективные формы работы Результаты Формирование компетентностей
Информация и информационные процессы Интегрированный день « Информация и информационные процессы в природе, технике и обществе».
Исследовательская деятельность уч-ся. На основе интеграции систематизируются и углубляются знания учащихся по данной теме; формируется современная научная картина мира через
раскрытие общих закономерностей информационных процессов; понимание ведущей роли информации в эволюционных процессах.
Информационная компетентность;
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Представление информации Практич. работа с электронным калькулятором «Системы счисления»;
Лабор. работы по кодированию звуковой и видеоинформации. При использования взаимоконтроля вырабатываются умения объективно оценить собственные знания, помочь друг другу разобраться. Компетентность в сфере трудовой деятельности;
Коммуникативная компетентность.
Содержательные линии курса Эффективные формы работы Результаты Формирование компетентностей
Компьютер Семинары в малых группах; практикумы по сборке компьютера;
экскурсии на предприятия посёлка.
Деловая игра «Как купить ПК?» на основе метода проектов.
Высокая вовлечённостью обучаемых в учебный процесс.
Повышается интерес к предмету и вырабатывается потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Учащиеся учатся участвовать в диалоге и самостоятельно принимать решения.
Социально-информационная и коммуникативная компетентность;
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Моделирование и формализация Компьютерное моделирование
реальных процессов в специальных учебных средах (например, «Открытая физика», «Химия») или в среде программирования QBASIC.
Интегрированные уроки.
Учащиеся выделяют существенные признаки, классифицируют их,
учатся выделять необходимую информацию и организовывать её в структуру, видят преимущества проведения и отличия компьютерного эксперимента от натурного.
Формирование компетентности познавательной, исследовательской деятельности.
Алгоритмизация и программирование Путём решения большого количества задач; использования методики проблемного обучения, индивидуализации процесса обучения.
Выпускная работа по программированию: создание учащимися программ -тренажёров или контролирующих программы по разным предметам.
Факультатив по программированию для учащихся 10-11 классов.
Понимают сущность работы компьютеров, их возможности и границы их применения.
Приобретают целый ряд умений и навыков по организации деятельности, её планированию, которые по праву носят общеинтеллектуальный характер.
Развитие алгоритмического и опрационного стиля мышления. Компетентность в сфере трудовой деятельности.
Содержательные линии курса Эффективные формы работы Результаты Формирование компетентностей
Информационные технологии Работы учащихся с пакетами прикладных программ общего назначения (текстовый редактор WORD, графический редактор PAINT, PhotoShop, электронная таблица EXCEL, система управления базами данных ACCESS), а не на базе специально разработанных учебных сред.
Творческие работы:
-издание школьной газеты;
-конкурс рисунков;
-коллаж класса в PhotoShop,
- создание тестов и электронного журнала класса в EXCEL,
- проведение социологического исследования в школе и обработка данных в EXCEL,
- создание базы знаний;
- создание собственной WEB – страницы.
Освоение ИТ - в системе интергации и межпредметных связей, а также на основе проектной и исследовательской деятельности.
Формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, исследовательские умения.
Реализуются принципы личностно ориентированного образования.
Активизируется творческая, учебно - познавательная деятельность учащихся.
Компетентность в сфере трудовой деятельности;
компетентность познавательной, исследовательской деятельности.
Информационно – коммуникационная компетентность.
Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Всё это развивает стремление к знаниям, способствует развитию процесса самообразования.
Сотрудничество педагогов и учеников при подготовке и проведении интегрированных занятий способствует успешной адаптации учащихся в нестандартных учебных и жизненных ситуациях, стремлению выразить себя и своё мнение в диалоге, выступлении, а также умению выслушать точку зрения одноклассников и аргументировать своё мнение. По степени сформированности этих качеств у каждого ученика можно судить о его образованности и ценностных ориентациях. Интеграция является не только средством реализации НРК в практике современной школы, но и вырабатывает особый стиль мышления, без которого невозможна успешная деятельность молодого человека в любой сфере.
Системное, эффективное формирование ИКТ - компетентности для основной массы учащихся происходит только в среде информационно- коммуникационных технологий и зависит от реального и широкого применения их в школе. Это реализуется в школе через обучение учителей новым информационным технологиям, интеграции школьных предметов на основе НИТ, участии учителей и учащихся в проектной деятельности.
3. Проверка знаний - важная составная часть процесса обучения. Её основной целью является определение качества усвоения учащимися программного материала. На основе требований ГОСа мной разработаны по всем темам курса:
- контрольные работы;
-тесты (как контрольно- измерительные материалы);
-творческие работы (буклет, информационный лист, бюллетень, презентации, как формы представления знаний учащихся);
- дидактические и деловые игры;
- составление кроссвордов;
- уроки - турниры, когда команды задают друг другу вопросы, а группа экспертов оценивает правильность и глубину вопросов и ответов;
- практикумы по решению задач по программированию.
Считаю целесообразным применение оценочных суждений (поддержка, поощрение словами, предупреждение, анализ достижений и неудач).
4. Эффективность работы образовательной системы определяется объективным критерием – результатами обучения. Получение информации о деятельности педагогической системы осуществляется за счёт использования тестовых форм контроля качества обучения. Результаты контроля позволяют вносить существенные коррективы в учебный процесс на основе индивидуализации и дифференциации.
Я провожу входное анкетирование или тестирование учащихся в начале 10 класса, чтобы выяснить уровень владения понятиями, связанными с работой на компьютере, наличие навыков работы, степень владения новыми информационными технологиями. Входное анкетирование позволяет правильно разделить учащихся на подгруппы при проведении практических работ, организовать систему индивидуально-групповых занятий с учащимися разных уровней подготовки. Тем учащимся, кто не имеет навыков работы на ПК, но испытывает желание овладеть программным обеспечением, я предоставляю больше возможностей и дополнительное время для работы за ПК или привлекаю для участия в проектной деятельности.
Анкетирование показывает, что информатику считают интересным и развивающим предметом 100% обучающихся. Все опрошенные ответили, что знание компьютера, владение информационными технологиями и умение работать в Интернет необходимы сегодня каждому человеку.
Анкетирование даёт хорошую обратную связь с учащимися, позволяет выяснить причины затруднений в изучении информатики.
По результатам анкет можно сделать выводы о целесообразности применения педагогических методов и форм проведения уроков. Ранжируют учащиеся предпочитаемые для них формы теоретических занятий:
деловая игра
диспут
интегрированный урок
семинар
практические работы по изучению НИТ
лекция
программирование.
5. Итоговый тестовый контроль является основанием для мониторинга качества образованности выпускников. Итоговый тест (2003-2004 и 2004-2005 уч. г.) показал качество знаний учащихся 11 классов:
базовый (соответствующий стандарту)
оптимальный (повышенный стандарт)
расширенный (повышенный стандарт).
Показатели качества образования по годам:
годы период 10 класс 11 класс
2001-2002 п/г 71% 79%
год 67,75% 76%
2002-2003 п/г 82% 81%
год 84,5% 90%
2003-2004 п/г 68% 82%
год 72% 88%
2004-2005 п/г 72% 83%
год 76% 86%
Большее количество повышенных оценок во втором полугодии объясняется устойчивым интересом учащихся к новым информационным технологиям. Изучение этой темы приходится на второе полугодие 11 класса. Учащиеся проявляют настойчивость в освоении технологий, подходят осознанно и творчески к выполнению практических работ (все принимают участие в конкурсе компьютерных рисунков, создают буклеты, презентации, проводят анализ статистических данных в электронных таблицах, строят графики и диаграммы, оформляют текстовые документы в WORD, обработка изображений в PhotoShop, большое количество творческих работ выполняется учащимися в этот период). Учащиеся традиционно считают эти темы самыми интересными и овладение ИТ необходимым условием для дальнейшей жизни и получения образования. Уровень мотивации учащихся отражается в результатах итоговой аттестации:
6. Ежегодно увеличивается
количество выпускников,
выбирающих информатику
в качестве выпускного
экзамена.
Качество знаний учащихся
составляет 80-100%.
7. Выпускники поступают в ВУЗы на специальности, связанные с применением ИТ, с информатикой и программированием:
2002г.- 5 человек (1- факультет физика-информатика в УРГПУ, факультет радиоэлектроники в политехническом техникуме)
2003г.- 9 человек (2- факультет информатики в УРГПУ)
2004г.- 5 человек (1- факультет информатики в УРГПУ).
2005г.- 7 человек (4- факультет физика-информатика в УРГПУ)
8. Учащиеся 10-11 классов являются победителями районных олимпиад по информатике, проводимых в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»:
2003- 04 уч.г.- 11 класс - I, II место; 10 класс – II место;
2005- 06 уч. г. – 11класс- I, II место; 9 класс – I, II место.
9. Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки учителей информатики, в связи с чем повышала свою квалификацию на курсах ИРРО:
15.04.02-19.04.02- «Технологический курс (аппаратное и программное обеспечение компьютера)» в объёме 40 часов.
17.06.02 -28.06.02- « Новые информационные технологии в образовании»
в объёме 72 часа. 30.09.02-04.10.02 –программа INTEL «Обучение для будущего».
15.04.02- 14.03.03- « Педагогическое тестирование: теория и практика » в объёме 72 часа.
25.03.05 – 10.04.05 – «Современные модели освоения информационно- коммуникационных технологий в курсе информатики» в объёме 72 часа.
Полученные знания и навыки работы с современными техническими устройствами и информационными технологиями, применяемыми в образовательном процессе позволили повысить качество и эффективность преподавания предмета, качество знаний учащихся и уровень владения информационными технологиями не только учащихся, но и учителей, увеличить собственный и ученический творческий потенциал, разнообразить методы преподавания и использовать современные педагогические технологии.
II. Анализ информатизации ОП.
Информатизация образования - это процесс разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на развитие личности обучающегося, его подготовку к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации; развитие интеллектуального потенциала обучающегося, осуществление экспериментально - исследовательской деятельности, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных информационно- коммуникационных технологий.
В условиях информатизации образования учитель информатики не может оставаться только учителем информатики, он должен заниматься внедрением НИТ в практику всей школы.
Чтобы процесс информатизации решал проблемы повышения эффективности и качества образования, моя деятельность осуществлялась в следующих направлениях:
Разработка программы информатизации школы;
Компьютеризация школы;
Обучение педагогического коллектива новым педагогическим и информационным технологиям;
Внедрение НИТ в практику школы.
2004г.- Разработана программа информатизации нашей школы.
- Из коллектива обучены 5 тьюторов по программе «INTEL».
2005г.- Получен класс - комплект (7 ПК) и 1 ПК для библиотеки по программе «Развитие единой информационной среды в Свердловской области», мультимедийный проектор.
- Организован выход в Интернет (коммутируемый канал).
- Создан кабинет проектной деятельности для учащихся (он же используется как методический кабинет для учителей для разработки методических и дидактических материалов для уроков с использованием НИТ).
- Школа становится районной базовой площадкой по внедрению НИТ в ОП и обучению учителей по программе «INTEL. Обучение для будущего».
В период с декабря 2004г. по декабрь 2005г. на базе школы прошли подготовку по программе «INTEL» 101 педагог из Образовательных учреждений Талицкого района.
84% коллектива учителей нашей школы овладели новыми педагогическими и информационными технологиями.
Новые информационные технологии открыли широкий простор для проектной деятельности в школе. Освоение метода проектов в процессе позволило учителям по-новому организовывать образовательную среду, исследовательскую деятельности учащихся и принимать активное участие в интегрированных проектах с использованием НИТ. Внедрение метода проектов в учебную практику способствовало:
Использованию компьютерных технологий, педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала;
Формированию умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментальную и исследовательскую деятельность;
Повышению качества преподавания.
Учителю метод проектов позволяет разнообразить методы и средства обучения, а также способствует профессиональному росту учителя. Процесс обучения становится ярким, интересным, запоминающимся, значимым для ученика. Создание презентаций, публикаций позволяет решать эту задачу наиболее эффективно, так как реализует принципы личностно ориентированного обучения:
• возможность выбора интересной для ученика темы;
• самостоятельный отбор материала;
• использование собственного творческого потенциала при создании презентации (учебного проекта);
• ребёнок выражает собственный взгляд на мир, на форму представления информации;
• приемлемый для каждого ученика темп работы;
• самостоятельное преодоление трудностей;
• субъектные отношения учителя и ученика, проявляющиеся в партнёрстве;
• формирование умения анализировать результаты своей деятельности и деятельности товарищей на основе критериев оценки и требований стандарта;
• новое применение домашнего компьютера как инструмента учебной деятельности.
Замечательно то, что информатика стала средой существования других школьных предметов, здесь используются и обобщаются знания, полученные в других предметных областях, осмысливаются и систематизируются с использованием информационных технологий. Интеграция информатики с разными школьными предметами существенно повышает мотивацию учения. Для учителя информатики важным является то, что знания, полученные на уроках информатики, находят своё практическое применение. Мотивация изучения информатики также возрастает, даётся мощный стимул к саморазвитию учащихся, (часто работа над проектом требует от учащихся новых знаний и умений при работе с компьютером, многие ребята впервые начинают использовать Интернет для поиска информации).
Опыт работы показывает, что уроки с компьютерной поддержкой отличаются высокой активностью всех учащихся, заинтересованностью в результатах своей деятельности.
С внедрением НИТ и созданием учебных методических проектов в учебно-воспитательный процесс школы программа развития школы реализуется на более высоком научном, методическом и методологическом уровнях.
Внедрение метода проектов в учебную практику способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся:
В школе создаётся медиатека, которая используется при проведении интегрированных дней, межпредметных конференций, семинаров, уроков-диалогов, научных сборах.
Учебные проекты учителей и учащихся были представлены на мероприятиях районного уровня:
- Единый день информатики в школе (октябрь 2004г.);
- Школьный методический день («Школа педагогического мастерства » 10.03.05г.) для учителей Талицкого и Тугулымского районов.
- Областной семинар по теме «Формы и методы обучения детей мерам пожарной безопасности. Проблемы и пути их решения.» по линии ГУ МЧС России по Свердловской области, ИРРО и территориальных органов ГПН Восточного управленческого округа. (17.03.05г.);
-Областной семинар директоров школ Восточного округа по теме « Информационно- образовательный центр ОУ как ресурс самообразования»;
- День инноваций в образовательном процессе (28.10.05г.).
Проекты, победившие в областных конкурсах:
2003 г. - учебный проект «Человечество и космос» (астрономия – информатика, 8 класс) признан лучшим информационным проектом и отмечен дипломом;
март 2005г. - учебный проект «Атом от А до Я» (физика – информатика) – 1 место;
октябрь 2005г.- учебный проект «Эмоции в жизни человека» (биология - РиКО – информатика) - 3 место.
март 2006г.- учебный проект «Человек в электромагнитном мире» (физика – биология - информатика) – 1 место;
Анализ проведённых мероприятий показал, что педагогическая и организационная деятельность в школе соответствует современным тенденциям развития образования, созданы материально- технические, организационные условия для успешного внедрения НИТ в ОП школы и инновационной деятельности педагогов, а организация мероприятий или участие в них позволяет расти профессионально.
|