Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).Тема: «Происхождение человека».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Федотова Людмила Борисовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Гимназия №46" города Чебоксары ,учитель биологии.

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

Обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
25
Используемое оборудование: 

Компьютеры, подключенные к сети Интернет, мультимедиапроектор.

Используемые ЦОР: 

Powerpoint (презентация), компьютеры, подключенные к сети Интернет, дидактические карточки с заданиями, тестовые задания.

Краткое описание: 
<p> Урок является повторением, обобщением, систематизацией знаний по теме: &quot;Происхождение человека&quot;.Организуется совместная деятельность учащихся и учителя, учащихся в группах&nbsp; различного состава, основанная на внутренней мотивации, диалоговом общении. В ходе такого занятия создаются условия для постепенного и последовательного перехода&nbsp; к&nbsp; субъект &ndash; субъектным отношениям в учебном процессе, сокращается монолог учителя и увеличивается время на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Создаётся благоприятный эмоциональный фон для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учащиеся работают в пяти группах по карточкам &ndash; заданиям. Все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы. Особенностью этого урока является использование ИКТ: презентации, сети Интернет. Презентация использована для постановки цели, создания проблемной ситуации, повторения правил работы в группах, для самооценки тестовых заданий, для подведения итогов урока, для сообщения о дополнительных источниках информации по теме. Использование презентации даёт возможность компактно повторить материал. В сети Интернет работала одна из групп, искала дополнительную информацию по теме, выписывала адреса сайтов, где можно найти такую информацию. Сохраняли информацию на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Информацию&nbsp; получили все группы для дальнейшей работы дома. Проводится тестовая самопроверка знаний учащихся. Учащиеся делают самостоятельные выводы по уроку и общий вывод в виде Синту. Используются здоровьесберегающие технологии. Учащиеся старших классов&nbsp; неохотно делают зарядку на уроках. На этом уроке они активно перемещались с места на место, чередовали различные виды деятельности.</p> <p> Используются&nbsp;&nbsp;методы интенсификации обучения и формирование активного, самостоятельного творческого мышления, современные образовательные технологи, здоровьесберегающие технологии.</p> <p> &nbsp;</p>

Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

 

Тема: «Происхождение человека».

 

Продолжительность: 45 минут.

 

Класс:11.

 

Конспект урока: «Происхождение человека»

 

Задачи: Обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

Вид урока: семинар – практикум.

 

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

 

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

 

Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, компьютеры, подключенные к сети Интернет.

 

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

  1.  блок- происхождение человека.
  2.  блок - этапы становления человека.
  3. блок - движущие силы антропогенеза.
  4. блок - человеческие расы и их единство.

1. Организационный момент.

1ый слайд – название темы: «Происхождение человека»

2ой слайд – цели и задачи урока.

3ий слайд – высказывание Б. Кемпбелла  о происхождении человека.

Наследие это слагается из биологических корней, как в строении человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своём, доисторическом прошлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть.

Обратите внимание на последнюю строчку: «Как мы стали такими, какие мы есть?» Этот вопрос интересовал всё человечество во все времена и продолжает интересовать. Мы с вами рассмотрели все темы раздела: « Происхождение человека». Сегодня мы попытаемся обобщить, восстановить эволюцию человека с момента его появления до наших дней.

 

2. Самостоятельная работа в группах:

Мы будем работать в группах. Для этого мы разделимся на 5 групп. С первого по пятый рассчитайсь. В кабинете 5 столов, они пронумерованы. Вы видите на  столах таблички с номерами. Первые номера подойдите к столу №1, вторые номера к столу №2, третьи к столу №3,четвёртые к столу №4,пятые к столу №5.На столах лежат полоски цветной бумаги. Выберите себе любой цвет, какой вам нравится. Теперь каждый из вас является экспертом по определённой теме. На каждом столе стоит табличка определённого цвета.

Те, кто выбрал жёлтый цвет подойдите к столу с табличкой жёлтого цвета, кто выбрал синий – к столу с синей табличкой, кто выбрал красный - к столу с красной табличкой, у кого малиновый – к столу с малиновой табличкой, у кого белый -  к столу с белой табличкой. Каждая группа будет работать по своей теме, но после выполнения работы вы вернётесь в свои первоначальные команды, поэтому запомните, кто в какой команде был. Каждая команда получает задания по определённой теме. Команда малиновых по теме: «Доказательства происхождения человека от животных», команда красных по теме: «Предшественники человека», команда белых «Древнейшие и древние люди», команда синих по теме: « Современные люди. Человеческие расы». А команда жёлтых будет работать в сети Интернет, искать дополнительную информацию по теме: «Происхождение человека», выписывать адреса сайтов, где можно найти такую информацию. Распечатаете на листе бумаги перечень найденной вами информации и адреса сайтов. Сохраните информацию на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями.

Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группах.

4ый слайд – правила работы в группах:

  1. Распределение ролей.
  2. Умение слышать и слушать.
  3. Активность.
  4. Быть пунктуальным при выполнении заданий с временными рамками.
  5. Конфедициальность.
  6. Право быть ведущим.

Каждый из вас делает записи по работе на тех же листочках, что у вас на столах, после каждого вопроса. После завершения работы возвращаетесь в свои первоначальные группы и обсуждаете все темы. После завершения обсуждения, будет проведен тест – контроль по теме.

Эксперты возвращаются в свои команды. Команда обсуждает все темы раздела совместно, каждый эксперт освещает группу по своей теме. Те, кто работал в сети Интернет сообщает команде на каких сайтах можно найти дополнительную информацию и поработать дома.

3.Тест – контроль

После совместного обсуждения тем, проводится тест- контроль по теме. В течение 10 минут команда выполняет тестовое задание. После выполнения заданий группы обмениваются листочками и проверяют тесты. Идёт взаимопроверка.

Слайд 5- ответы на тестовые вопросы и критерии оценки.

4.Самостоятельные выводы к уроку.

После выставления оценок учащиеся делают самостоятельные выводы по уроку:

1.Человек произошёл от животных.

2.Эволюция шла постепенно под действием биологических и социальных факторов от древнейших людей к современному человеку.

3.Всё современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества возникает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас.

4.Ведущую роль играют социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого подчинена биологическим законам

Общий вывод в виде Синту( слайд 6)

Синту:

1 строка (слово, обозначающее то, что описывается – объект, событие)

2 строка (наблюдение за описываемым явлением)

3 строка (мысль, чувства, оценочное суждение о том, что описывается)

4 строка (ещё одно наблюдение, выраженное через другую модальность ощущения)

5 строка (смысловой признак предмета, выраженный одним словом)

5.Заключение. Ребята, я вас благодарю за хорошую работу на уроке, желаю дальнейших успехов в учёбе. А теперь поблагодарим друг друга. Ребята начинают хлопать в ладоши, сначала начинает один к нему присоединяется третий и.т.д. в конце шквал аплодисментов.

Всем большое спасибо!

 

Здания и тесты к уроку прилагаются.

 

 

Приложение.

Задание№1

Тема: "Доказательства происхождения человека от животных"

 

 

 

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1.Дайте определение рудиментам?

 

2.Дайте определение атавизмам?

 

3.Какие рудименты изображены на рисунке?

 

4.Какие атавизмы изображены на рисунке?

5.Гибридизация гомологичных  нитей ДНК происходит  на 97,5%.

Сделайте вывод.

Задание №2

Тема: « Предшественники человека».

 

 

1.От какого отряда млекопитающих произошли приматы?

2.В какую эру, и в какой период произошли приматы?

3.Какие антропоморфозы появились у приматов в результате жизни на деревьях?

4.Какие анторопоморфозы появились в результате перехода к наземному образу жизни?

5.Можно ли считать современных человекообразных обезьян прямыми предками человека?

6.Постройте верную последовательность ответвлений различных приматов эволюции: гиббоны, орангутаны, шимпанзе, горилла, австралопитек, рамапитек, человек?

 

Задание №3

Тема: «Древнейшие и древние люди».

 

 

 

1.Каков объём головного мозга архантропов и палеоантропов?

 

2.К какому виду относятся архантропы?

 

3.Каковы особенности черепа архантропов?

 

4.К какому виду относятся палеоантропы?

 

5.Каковы особенности черепа палеоантропов?

 

6.Когда жили палеоантропы?

 

Задание№4

Тема: «Современные люди. Человеческие расы».

 

 

               

 

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1.Укажите оббьем мозга современного человека?

 

2.Кто относится к древнейшим, древним людям и человеку современного типа?

 

3.Чем отличается лицевой отдел черепа современного типа от лицевого отдела древнейших и древних людей?

 

4.Назовите человеческие расы?

 

5.Известно следующее высказывание: «Рука не только орган труда, но и его продукт». Как можно его объяснить?

 

                  

 

Задание № 5

Найдите дополнительную информацию в  сети интернет по теме: «Происхождение человека», выпишите адреса сайтов, где можно найти такую информацию. Распечатайте на листе бумаги перечень найденной вами информации и адреса сайтов. Сохраните информацию на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями.

 

Тест-контроль по теме: Происхождение человека.

1.Приматы произошли:

А) от животных отряда хищные.

Б) от животных отряда Насекомоядные.

В) от животных отряда грызуны.

Г) от сумчатых животных.

 

2.К рудиментам человека относят:

А) аппендикс

Б) хвост

В) многососковость

Г) волосатое лицо

 

3.Современные человекообразные обезьяны и человек имеют ближайших общих предков:

А) Австралопитеков

Б) Парапитеков

В) Дриопитеков

Г) Рамапитеков

 

4.Место возникновения рода Homo(человек).

А) Африка

Б) Европа

В) Азия

Г) Индия

 

5.Возможная переходная форма от дриопитековых к австралопитековым:

А) Парапитеки

Б) Шимпанзе

В) Гориллы

Г) Рамапитеки

 

6.Кто лишний?

А) Питекантроп

Б) Синантроп

В) Гейдельбергский человек

Г) Неандерталец

 

7.Первые каменные орудия труда изготавливал:

А) Рамапитек

Б) Австралопитек

В) Человек умелый

Г) Человек прямоходящий

 

8.Укажите объём мозга древних людей:

А) 1350 - 1600 см

Б) 1200 - 1400 см

В) 800 - 1200 см

Г) 650  -800 см

 

9.Верная последовательность ответвлений различных приматов в ходе эволюции:

А) гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе, рамапитек, австралопитек,  человек.

Б) орангутаны, гиббоны, гориллы, шимпанзе, рамапитек, австралопитек, человек.

В) гиббоны, орангутаны, шимпанзе, гориллы, австралопитек, рамапитек, человек.

Г) гориллы, гиббоны, орангутаны, шимпанзе, австралопитек, рамапитек, человек.

 

10.К социальным факторам эволюции относят:

А) направленная деятельность (труд).

Б) естественный отбор.

В) изменчивость.

Г) дрейф генов.

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн