Родительское собрание «Папа, мама, я – читающая семья ».
Цели:
- содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщение к семейному чтению;
- способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей;
- формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями, детьми, учителем;
- показать родителям приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению.
Участники:
Первоклассники, их родители, библиотекари, учитель.
Подготовительная работа:
1. Анкетирование.
Анкета для учащихся:
- Что ты больше любишь?
- когда читаешь сам;
- когда читает кто-то из взрослых.
- Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Читают ли в вашей семье книги вслух?
4.Читают ли в вашей семье книги?
-да
-нет
5. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
Анкета для родителей:
- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- любит читать сам;
-слушать чтение взрослых
2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
3.Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- Безусловно, да;
- Наверно, нет.
5 .Читаете ли вы сами книги?
- да
- нет
2. Подготовки конкурсных заданий библиотекарем, учителем.
3.Составление памятки для родителей.
4.Оформление пригласительных билетов на собрание.
5. Плакаты с пословицами:
С книгой жить - век не тужить.
Испокон века книга растит человека.
Вслед за книгой умом двигай.
Дом без книги, что без окон.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
6. Выставка детских рисунков «Мои любимые сказки».
7. Выставка книг из школьной библиотеки.
Все участники сидят в одном большом кругу.
1.Выступление учителя о том, как приобщить ребёнка к чтению книг.
Трудно переоценить влияние художественной литературы для развития ребёнка- она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребёнка, чем беседа или просто рассказ. Во время чтения ребёнок остаётся один на один с героями произведения, переживает вместе с ними, участвует в их приключениях, развивает фантазию и воображение.
Необходимо помочь ребёнку полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно.
Обработка анкет показывает, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует, что только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Лишь несколько родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок.
Ребенок должен видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного .
Простые советы, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению.
(Тезисы к выступлению.)
1 . Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2 .Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4. Чаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5 .Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
7. Читайте детям волшебные сказки
8. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
9. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
11. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
12 .Напишите собственную поваренную книгу.
13 .Пусть они составляют списки покупок.
14. Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)
15. Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.
16. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
17. Выделите дома специальное место для чтения ( укромный уголок с полками..)
18. В доме должна быть детская библиотека.
19. Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.
20. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.
21. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
22. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то прочитать об этом ( например, книги о динозаврах, космических приключениях).
23. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
24. Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
25. Пусть дети сами пишут записки, объясняющие, например, их отсутствием в школе, или в других случаях, когда необходимы записки из дома.
26. Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.
27. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, писем к издателю, комиксов, образов телесериалов.
28. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
29. Поощряйте написание детьми собственных пьес или других сочинений.
30. Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.
Кроме того, необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
2.Выступление школьного библиотекаря.( тезисы к выступлению)
Рассказ о школьной библиотеке.
1.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2.Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
Памятка для родителей.
1. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
4. Какие слова или выражения запомнились ему?
5. Чему учит эта книга?
6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Награждение самых активных читателей из первоклассников.
3. Конкурсы для детей и родителей.
Образованы две команды : родители и дети.
- .Договори строчки из стихотворений.(А. Барто и С. Маршак)
- Узнай , чьи это вещи (туфелька, стрела, невод с рыбкой, телефон, банка с вареньем, корзина с пирожками, сапог, яйцо).
- Найди автора ( набор карточек из литературного домино).
- Узнай по описанию (Золушка ,Красная шапочка, волк, Маугли, кот-учёный, Айболит).
- Кто назовёт больше литературных героев.
- Кто назовёт последним пословицу о чтении и книге.
- Подведение итогов конкурса. Объявление результатов, награждение команд и всех участников памятными призами-книгами для внеклассного чтения.
- Решение родительского собрания.
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии устойчивого интереса к чтению , рекомендовать ежедневно читать с ребёнком небольшие рассказы, обсуждать прочитанное, помогать составлять по иллюстрациям рассказы.
Помогать вести читательский дневник.
- Заключительное слово учителя. Вручение памяток родителями детям.
Памятка для родителей.
Читай вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
Хвалите ребёнка за чтение.
Объясняйте незнакомые слова- учите пользоваться школьным толковым словарём.
Обсудите книгу, спросите о героях, о событиях, об отношении ребёнка к ним.
Какие слова и выражения запомнились ему.
Чему учит эта книга.
Предложите нарисовать картинку или выучить стихотворение наизусть.
Памятка для читающего ученика.
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимательным к каждому слову.
Старайся понять о чём читаешь.
Читай ежедневно вслух и про себя.
|