статья
НОУ- эффективная модель организации исследовательской деятельности
Развивающая и развивающаяся школа постоянно работает в поисковом, инновационном режиме. Одним из направлений инновационных преобразований школьной жизни является реализация личностно-ориентированного образования на основе развития способностей каждого школьника. С этой целью разработана школьная и муниципальная программа « Одаренные дети», важнейшими задачами которой является развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, разработке проектов, организация которых позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов.
С 2003 года в школе создано и успешно работает научное общество учащихся. Необходимость его создания была продиктована требованием времени. Научное общество дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, развить познавательный интерес, любознательность, культуру устной речи, коммуникативные умения, и в конечном счете позволит формировать исследовательскую компетентность.
Исследовательские способности детей проявляются также в умении видеть проблемы, умении ставить вопросы и решать их, умении выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи и т. д. Эти и многие другие исследовательские творческие способности мы развиваем на занятиях научного общества учащихся, которые проводим систематически по плану работы НОУ.
Организовав НОУ в школе, мы планировали воплотить в жизнь предлагаемый проект организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Мы вышли с предложением о создании в нашей школе экспериментальной площадки районного уровня, защитив проект «Развитие интеллектуальной одаренности учащихся через организацию исследовательской деятельности школьного научного общества».
В проекте особый упор делается на организацию исследовательской работы школьников, которая наиболее полно способствует развитию интеллектуальной одаренности, создает положительные мотивации учения.
Развитие в себе творческих способностей – необходимое условие успешной научной деятельности. Как они развиваются в научном обществе учащихся? Во первых, непосредственно в процессе самой научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, с помощью специально направленных на развитие творчества игр, упражнений, заданий. Особенно полезно использовать в работе креативные методы, такие как прогнозирование, метод контрольных вопросов, мозговой штурм и другие.
Научно-исследовательская работа с детьми начинается с обучения общим умениям исследовательской деятельности, независимо от того, в каких предметных областях будут проводиться исследования. После рассмотрения общих вопросов и составления ориентировочной основы исследования, работа продолжается непосредственно над исследовательской темой. Вначале учащихся необходимо ознакомить с логикой научного исследования, с такими понятиями, как «тема», «актуальность», «научная проблема», «новизна исследования», «объект», «предмет», «гипотеза», «цель», «задачи», «методы исследования», «средства исследования», а затем научить формулировать эти общие понятия применительно к своему исследованию.
Следовательно, с одной стороны, исследовательская деятельность имеет свою структуру, свои особенности, подчиняется особым требованиям и является нейтральной по отношению к предмету исследования. С другой стороны, она, безусловно, связана с предметом исследования, методологией той конкретной науки, в которой ведется научно-исследовательская работа. Таким образом, школьники, выполняя индивидуальные исследования, неизбежно вырабатывают у себя качества и способности профессионального научного работника.
Одновременно с образованием НОУ коллектив школы столкнулся с рядом проблем:
- невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
- необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
- психологический барьер между учителями и специалистами службы информатизации, внедряющимися в их предметную область;
- выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки, если ученики « идут не туда»;
- использование имеющейся базы готовых рефератов на различных носителях информации, и в настоящее время возможность “скачивания” материала из ресурсов Интернета.
В соответствии с возникшими проблемами были выдвинуты следующие направления и задачи работы НОУ:
- информационное направление: создание информационного поля;
- научно-методическое направление: научно-методическое обеспечение и сопровождение работы НОУ;
- консультационное направление: организация консультаций со специалистами;
- психологическое направление: психологическое сопровождение подготовки юных исследователей;
- риторическое направление: воспитание культуры публичных выступлений;
- диагностика и стимулирование деятельности: формирование устойчивых мотивов к научно-исследовательской деятельности и анализ достигнутых результатов
Разработаны пакеты документов, нормирующих организацию учебно-исследовательской деятельности в школе: положение о НОУ, об исследовательской деятельности, о школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Секции НОУ сформированы при всех предметных методических объединениях, которые работают по следующим направлениям:
- Построение модели явления;
- Краеведение, история моей Родины;
- Проблемы, поставленные нам современной жизнью;
- Мир моих увлечений, вдохновение;
- Каким мы хотим видеть окружающий мир или социальные проблемы.
Учащиеся могут избрать индивидуальную форму работы или объединяться в творческие группы.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит поэтапно. Можно выделить три этапа:
1. учебно-исследовательская деятельность на уроках. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, проведение наблюдений, опытов, проблемный анализ текста, анкеты, творческие работы и др.
2. система дополнительного образования в кружках и факультативах, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.
3. научно-исследовательская деятельность в НОУ. Деятельность НОУ регламентирована нормативными документами, разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ.
Итоги работы НОУ подводятся на ежегодной школьной научно-практической конференции.
Результатом работы НОУ являются участие и победы на олимпиадах, смотрах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня.И таких достижений немало. Так членами ШНОУ разработано:
2004 год – 18 исследовательских работ;
2005 год – 30 исследовательских работ;
2006 год – 11 исследовательских работ;
2007 год – 15 исследовательских работ;
2008 год – 30 исследовательских работ.
Среди них являются призерами, дипломантами и победителями на:
- Республиканской научно-практическая конференции « Шаг в будущее», проект « Счастье трудных дорог» - 1 место,2006г
- На Всероссийском открытом конкурсе « Первые шаги», исследовательская работа « Марийский японец- Виталий Силин» - диплом 1 степени место,2007г;
- Республиканский конкурс « Моя малая Родина», исследовательская работа « Марийский японец- Виталий Силин» - 2 место,2007г;
- Всероссийский конкурс исследовательских работ « Моя малая Родина», 2007г, г.Анапа, участие;
В последние годы в структуру НОУ вошло новое направление – дополнительное экологическое образование. Проанализировав работу школы в данном направлении ГОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» открыл в 2007 году на базе школы опорный учебно-методический центр по экологическому образованию, т.к. школа в этом направлении добилась высоких результатов:
- Республиканский смотр-конкурс учебно-опытных участков-2место,2006г;
- Республиканский слет школьных лесничеств – 2 место,2007 г;
- 1 место, 2008 г;
- Всероссийский юниорский лесной конкурс « Подрост»,2007г,
- г. Воронеж, участие;
- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Летопись добрых дел по охране природы», 2007г, г.Москва, участие;
- Республиканский конкурс экологических агитбригад- 1место,2007;
Организация центра позволило объединить дополнительное экологическое образование и НОУ. И по итогам данного года школа заняла в республике 1 место в смотре экологической работы и школьных лесничеств. Учащиеся стали финалистами Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» в г.Москва, победителями республиканской акции и конкурса исследовательских работ юных лесоводов.
Таким образом, системность в организации работы учителей и учащихся школы дала следующие результаты за последние три года: увеличение количества участников районных и республиканских предметных олимпиад, 3-х участников Всероссийских исследовательских конкурсов, 14 призеров республиканских исследовательских конкурсов.
В школе осуществляется общеобразовательная подготовка по всем предметам, углубленное изучение математики, физики, обществознания, русского языка и допрофессиональная подготовка области применения информационных технологий. Главная задача школы состоит в создании условий для разностороннего развития творческого потенциала учащихся.
В этом учебном году учащиеся школы, члены ШНОУ активно участвуют во Всероссийском чемпионате, который проводит Центр развития одаренности г.Перми по различным направлениям: историческое, математическое, янглийское, географическое, филологическое По итогам молодежного исторического чемпионата ученица нашей школы Савельева Алина заняла 2-ое место в регионе. Этому способствовала системная работа, которая осуществляется в рамках НОУ.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях в рамках НОУ имеет огромное значение в совершенствовании знаний учащихся, раскрытии творческих способностей личности ребенка, внедрении в учебный процесс новых форм и методов обучения. НОУ –это пример образовательной технологии будущего, эффективная форма развития интеллектуальной и творчески одаренных детей и подростков страны.
Научно-исследовательская деятельность учителей и учащихся школы способствует дальнейшему успешному развитию школы.
С 2006 года МОУ « Мари- Турекская средняя общеобразовательная школа» выступает в роли ресурсного центра Мари-Турекской муниципальной образовательной сети. В новых условиях процесс развития исследовательской работы школьников требует решения задачи организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений муниципалитета. Появилась идея создания муниципальной сети творческих объединений педагогов и учащихся нескольких образовательных учреждений, с целью проведения совместных исследовательских проектов. В общую систему муниципального образования вводится сеть исследовательских объединений, которые предоставят учащимся возможность выбрать направление исследования и продвинуться в изучении предметов по выбору. Данная работа осуществляться в рамках экспериментальной площадки «Научное общество учащихся как фактор развития интеллектуальной одаренности в условиях муниципального ресурсного центра».
Решением коллегии Министерства образования в январе этого года этой экспериментальной площадке присвоен статус республиканской.
Это краткая картина, позволяющая судить об основных формах работы НОУ внутри школы, на районном уровне и в условиях муниципального ресурсного центра. Работа по совершенствованию исследовательской деятельности учащихся будет продолжена.
|