Координатор проекта: Волкова Нина Александровна, заведующая методическим кабинетом районного отдела образования и по делам молодежи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район»
Бухгалтер проекта: Сагадуллина А.Г. главный бухгалтер РОО
География проекта: Республика Марий Эл, Мари-Турекский район, п.Мари-Турек
Срок выполнения проекта: 1 год 9 месяцев
Начало работы: 1 января 2006 года
Окончание работы: 30 сентября 2007 года
Запрашиваемая сумма: 86 130 руб.
Имеющиеся средства: 130 410 руб.
Полная стоимость проекта: 216 540 руб.
Краткая аннотация проекта
В процессе обучения у школьников формируется целостное мировоззрение на основе представления о мире, как многогранном процессе, протекающем во времени и в пространстве. Научить учащихся видеть действие тех законов, которые изучили в школе, комплексно применять их для решения конкретной практической задачи – насущная задача современной школы.
Успешная реализация этой задачи возможна:
1. при активном участии учащихся в познавательном процессе;
2. при использовании педагогами активных методов обучения и воспитания;
3. при владении учеником креативными навыками продуктивной деятельности.
Данный проект позволит создать и апробировать с педагогами школы программу развития творческих способностей учащихся, используя технологии развивающего обучения.
Цель проекта– разработка программы развития исследовательских умений школьников, обеспечивающих их эффективное интеллектуальное развитие.
Задачи проекта:
– изучить и проанализировать современные теории по вопросам организации исследовательской деятельности школьников для обеспечения технологической активности педагогов по решению проблемы;
– создать творческие группы педагогов для разработки методического обеспечения процесса организации исследовательского подхода в обучении;
– подготовить локальные акты, регламентирующие работу школьного научного общества;
– с учетом возрастных особенностей, создать условия для поэтапного вовлечения школьников в целенаправленную исследовательскую деятельность.
В ходе реализации проекта будет:
1. разработана программа развития исследовательских умений школьников путем поэтапного вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность:
– подготовительный уровень 5-6 классы;
– развивающий уровень 7-8 классы;
– исследовательский уровень 10-11 классы;
2. осуществлено информационное обеспечение организации исследовательского подхода в обучении;
3. обеспечены условия для самореализации творческих способностей учащихся.
Описание организации исполнителя
В Мари-Турекской средней общеобразовательной школе обучается 718 учащихся,
Коллектив учителей составляет 76 человек. МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» выступает в роли ресурсного центра Мари-Турекской муниципальной образовательной сети. На базе школы проводятся районные предметные олимпиады, семинары. Школа, по вопросам профориентационной работы и довузовской подготовки учащихся, тесно сотрудничает с Марийским государственным университетом.
В 2003 году создано школьное научное общество учащихся (НОУ), разработаны «Положение о НОУ», «Положение о школьной научно-практической конференции».
У НОУ есть опыт работы в организации исследовательской работы:
– ежегодно проходят школьные научно-практические конференции
2004 год – 18 исследовательских работ;
2005 год – 30 исследовательских работ;
2006 год – 11 исследовательских работ;
– на республиканскую научно-практическую конференцию в 2006 году были представлены 4 исследовательские работы, ученический социальный проект «Счастье трудных дорог» - призер в номинации «Социальные проекты» (I место);
– социальные проекты учащихся школы – призеры районных, республиканских, Всероссийских конкурсов «Я – гражданин России» (2004, 2005, 2006 гг.);
– исследовательские работы – участники Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век».
В настоящее время школа работает над темой «Повышение качества образования на основе использования активных методов обучения и воспитания».
Цели школы:
¨ Формирование личности, готовой к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;
¨ Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптацию в новых условиях, самоопределение в отношении будущей профессии.
В процессе учебной деятельности для достижения данной цели, школа решает следующие задачи:
¨ обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и способностями;
¨ включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников образовательного процесса;
¨ повысить качество обучения школьников за счет использования технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;
¨ сформировать потребность у учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни;
¨ воспитывать у учащихся готовность к самостоятельному выбору и принятию решения, усиления ответственности за последствия своих поступков.
Обоснование необходимости проекта
Тенденция в образовательной политике Правительства РМЭ предполагает создание в образовательных учреждениях условий для творческого развития школьников. Основные стратегические направления развития интеллектуальной одаренности определены в Программе «Одаренные дети в системе образования РМЭ» на 2005-2010 годы.
В школах возросла потребность в подготовке учителей, способных эффективно формировать творческие способности школьников. Наиболее полно развитию интеллектуальной одаренности способствует исследовательский подход в обучении, основные функции которого:
– создание положительной мотивации учения и образования;
– воспитание познавательного интереса у учащихся;
– формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
– развитие интеллектуальной сферы личности;
– формирование умений и навыков самообразования.
Исследовательская работа дает возможность и ученику и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения.
Однако проведение и организация исследовательской работы со школьниками является делом трудным и пока далеким от совершенства. Все это и определило выбор темы проекта «Развитие интеллектуальной одаренности учащихся через организацию исследовательской работы школьного научного общества».
Описание проекта
Проект «Развитие интеллектуальной одаренности учащихся через организацию исследовательской работы школьного научного общества» предполагает:
1. информационно-методическое обеспечение процесса развития интеллектуальной одаренности учащихся через организацию исследовательского подхода в обучении;
2. создание условий для самореализации одаренных учащихся через организацию работы школьного научного общества.
В проектной работе будут принимать участие учащиеся, учителя Муниципального образовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», выпускники этой школы – студенты ВУЗов, преподаватели ВУЗов – консультанты исследовательских работ учащихся, методисты районного отдела образования и по делам молодежи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район».
Проект будет реализован на базе Муниципального образовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа».
План реализации проекта:
Информационно-методическое обеспечение процесса развития интеллектуальной одаренности школьников через организацию исследовательского подхода в обучении.
задачи
содержание деятельности
сроки
ответственный
1. осуществлять информационное обеспечение организации исследовательского подхода в обучении;
1. составление картотеки газетно-журнальных статей по проблеме организации исследовательского подхода в обучении;
январь – февраль 2006 года
библиотекари, администрация школы
2. подбор и накопление литературы по проблеме;
в течение реализации проекта
библиотекари, администрация школы
3. организация информационных выставок по проблеме;
апрель – ноябрь 2006 года
методический кабинет школы, Братухина Л.М.
4. организация работы семинара для учителей по теме: «Основы исследовательской деятельности учащихся»;
в течение учебного года
Хайрутдинова Т.М.
Братухина Л.М.
5. подготовить и провести педагогический совет «Исследовательский подход в обучении (функции, сущность, пути реализации)»;
декабрь 2006 года
Хайрутдинова Т.М.
6. осуществление связи с ВУЗами республики с целью углубления знаний педагогов по проблеме;
в течение реализации проекта
Хайрутдинова Т.М.
7. участие педагогов школы в работе семинаров организуемых республиканскими организациями по проблеме
в течение учебного года
методический кабинет школы
2. обеспечить методическое содержание процесса организации исследовательского подхода, развития одаренности;
1. изучить методические рекомендации по развитию исследовательских умений на всех этапах обучения;
март – апрель 2006 года
педагоги школы, руководители МО
2. проанализировать содержание программ по учебным предметам, выделяя темы, предусматривающие развитие исследовательских умений;
март – май 2006 года
руководители МО
3. разработка программы развития исследовательских умений учащихся в процессе обучения;
сентябрь – январь 2006-2007 гг.
методический кабинет школы, руководители МО
Создание условий для самореализации одаренных учащихся через организацию работы школьного научного общества учащихся (НОУ)
задачи
содержание деятельности
сроки
ответственный
1. подготовить локальные акты о работе НОУ;
1. проанализировать содержание «Положения о НОУ» школы;
февраль 2006 года
методический совет школы
2. проанализировать содержание «Положения о школьной научно-практической конференции»;
февраль 2006 года
методический совет школы
3. проанализировать содержание «Положения о школьной олимпиаде»;
февраль 2006 года
методический совет школы
2. способствовать повышению научно-теоретических знаний учащихся о исследовательской деятельности;
1. организация работы семинара по теме «Виды исследовательских работ»;
сентябрь, 3-я среда месяца 2006 года
Хайрутдинова Т.М.
2. организация работы семинара по теме «Методология научного творчества»;
октябрь 2006 года
Хайрутдинова Т.М.
3. организация работы семинара по теме «Этапы работы в рамках научного исследования»;
ноябрь 2006 года
Хайрутдинова Т.М.
4. организация работы семинара по теме «Оформление исследовательских работ»;
декабрь 2006 года
Бутакова С.Ю.
5. организация работы семинара по теме «Представление результатов научно-исследовательской работы»;
январь 2007года
Бутакова С.Ю.
3. обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
1. участие учащихся в конкурсах по широкому кругу исследовательских проблем; в научно-практических конференциях (школьных, районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских);
в течение реализации проекта
руководители ученических исследовательских работ
2. осуществлять связи и сотрудничество с ВУЗами с целью повышения методического уровня по организации исследований;
в течение реализации проекта
Хайрутдинова Т.М.
3. привлекать выпускников школы – студентов ВУЗов руководителями ученических исследовательских работ;
в течение реализации проекта
администрация школы
Ожидаемые результаты:
¨ Формирование познавательной, коммуникативной и общекультурной компетентности учащихся;
¨ Формирование компонентов исследовательской культуры учащихся;
¨ Обеспечение готовности учащихся к продолжению образования на всех этапах обучения;
¨ Повышение самореализации учащихся;
¨ Создание программы развития исследовательских умений учащихся в процессе обучения;
¨ Создание условий для постоянного совершенствования методологической культуры учителя;
¨ Создание информационного банка материалов по исследуемой проблеме;
¨ Расширение сотрудничества с ВУЗами по организации исследовательской деятельности учащихся;
¨ Повышение престижа учебного заведения в школьном социуме.
Механизм оценки результатов
Мониторинг успешности проекта будет проводиться участниками проекта: администрацией, учителями, Муниципального образовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», методистами районного отдела образования и по делам молодежи администрации Муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район».
На каждом возрастном уровне будет оцениваться:
¨ количество учащихся, вовлеченных в творческую, исследовательскую деятельность;
¨ число победителей и призеров различного уровня конкурсов;
¨ число участников в различных номинациях (круг исследовательских проблем);
Для оценки успешности будут применяться различные процедуры оценивания. Инструментами оценки будут:
¨ анкетирование участников проекта;
¨ анализ результатов участия учащихся школы в работе конкурсов, научно-практических конференциях;
¨ анализ отчетов руководителей ученических исследовательских работ;
¨ проведение школьной научно-практической конференции;
¨ рецензии преподавателей ВУЗов – консультантов ученических исследовательских работ.
Дальнейшее развитие проекта
Благодаря разработанному проекту у педагогов школы появится возможность эффективно развивать творческие способности учащихся, повысится готовность учеников использовать усвоенные знания, учебные умения навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Планируется проведение районного семинара на базе Муниципального образовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», как ресурсного центра, с целью распространения опыта по теме.
Дальнейшее финансирование проекта:
1. собственные средства школы;
2. средства муниципального бюджета;
3. спонсорские средства (сотрудничество с ВУЗами);
Эффективность проекта
Главным достижением проекта «Развитие интеллектуальной одаренности учащихся через организацию исследовательской работы школьного научного общества» будет:
¨ создание условий для самореализации одаренных учащихся через организацию работы школьного научного общества;
¨ коллективная педагогическая деятельность в создании информационно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей учащихся.
С материалами проекта будут ознакомлены все образовательные учреждения района.
Успешность реализации проекта повысит престиж школы в социуме.
Бюджет проекта
Описание проекта: Развитие интеллектуальной одаренности учащихся через организацию исследовательской работы школьного научного общества.
Проект включает в себя мероприятия:
1. информационно-методическое обеспечение процесса развития интеллектуальной одаренности школьников через организацию исследовательского подхода в обучении;
2. создание условий для самореализации одаренных учащихся через организацию работы школьного научного общества;
Руководители проекта: Хайрутдинова Т.М., Бутакова С. Ю.
Сроки исполнения: 1 января 2006 года – 30 сентября 2007 года
Основные прямые расходы
№
Виды расходов
всего
имеется
требуется
1.
Оборудование:
Компьютеры (9 ПК)
Принтер (1 шт.)
Сканер (1 шт.)
Копировальная техника (1 шт.)
Мультимедиапроектор (1 шт.)
116 486 руб.
11 000 руб.
2 924 руб.
30 000 руб.
50 000 руб.
116 486 руб.
11 000 руб.
2 924 руб.
–
–
–
–
–
30 000 руб.
50 000 руб.
2.
Технические средства для локальной компьютерной сети