Submitted by Надежда Николаевна Стельмакова on Fri, 28/10/2011 - 20:56
Методические аспекты работы с картинками.
Стельмакова Н.Н.
Учитель немецкого языка
МАОУ «СОШ» Комплекс «ГЕРМОНИЯ»
С углублённым изучением иностранных языков
Г. Великий Новгород
Данная статья предлагает ознакомиться с теоретическими аспектами работы с картинками на уроках иностранного языка, так как в последние годы в учебниках можно увидеть много задания для работы с картинками. Поэтому картинки, фотографии нужно рассматривать как важнейший источник информации. Особое значение придаётся сегодня данной форме работы также и при формировании не только коммуникативной компетенции (речевая, языковая), а также социокультурной/межкультурной компетенции. В этом случае речь идёт не просто о картинках, а о картинках страноведческой направленности. В данной статье рассмотрены аргументы для использования данной формы работы, краткий обзор видов картинок, дидактические функции картинок, методические возможности использования картинок.
В последнее время во многих странах выпущены учебные пособия, в которых важное место отводится работе с картинками. Если раньше главная роль принадлежала текстам, то сегодня картинки, фотографии являются важными источниками получения информации.
Работа с картинками на уроке зависит от многих факторов:
· От выбора типа картинки;
· От дидактических функций картинки;
· От учебной цели;
· От зрительного восприятия картинки обучающимися.
Картинки являются средством коммуникации и понимания. Многие учителя иностранного языка часто работают с фотографиями, иллюстрациями, комиксами или карикатурами, так как считают, что так проще можно понимать тексты на иностранном языке. Поэтому работа с картинками является неотъемлемой частью коммуникативного урока, целью которого является понимание между людьми различных культур. Кроме того, фотографии и картинки обладают своим языком, который имеет определённые правила, и этим правилам нужно обучать. Поэтому правильное использование картинок – это процесс, которому можно и нужно обучать.
Аргументы, которые можно выделить для использования картинок на уроках иностранного языка:
· Педагогический аргумент, так как использование картинок имеет давнюю традицию Иоганн Амос Коменцус высказал уже в 17 веке основоположение, обучать учеников посредством зрительных впечатлений;
· Психологический аргумент: положительное воздействие картинок в процессе обучения, так как информация, которую мы получаем, накапливается неосознанно;
· Дидактический аргумент: картинки вызывают спонтанную языковую реакцию, так как они являются открытым средством возможных ассоциаций увиденного;
· Специфический аргумент наглядного изображения: наш мозг быстрее обрабатывает информацию от увиденного, сначала взгляд охватывает главное, при повторном просмотре мы замечаем детали. Кроме того, картинки дают большую свободу интерпретации увиденного, чем тексты;
· Страноведческий аргумент: слова, описания ситуаций вызывают у нас определённые представления, которые мы не всегда можем проверить на соответствие действительности. Картинки же дают возможность наглядного представления страноведческих реалий.
Далее рассмотрим критерии для выбора картинок, так как это начало дидактических шагов для использования картинок на уроке и особенно для урока страноведения, а кроме того, от правильного выбора картинок зависит мотивация учеников и их дальнейшие успехи в процессе всего этапа урока или целого урока. Среди данных критериев различают общие критерии и специфические критерии. К общим критериям можно отнести следующие:
· Техническое качество изображения;
· Эстетическое воздействие картинки;
· Содержание картинки несёт определённую информацию;
· Соотнесённость изображения на картинке с личным опытом, так как это повышает интерес и возможности интерпретации;
· Открытость картинок, что подразумевает изображение, которое побуждает к размышлению и высказыванию;
· Языковые возможности обучающихся, так как разные виды картинок требуют различного описания и интерпретации, а значит и разного уровня словарного запаса.
Среди специфических (страноведческих) критериев можно выделить такие, как:
· Личный опыт учеников;
· Аутентичность выбранного материала;
· Актуальность;
· Перспектива изображения (воздействие на человека);
· Приближённость или отдалённость от собственной культуры.
Картинки используются на уроке, чтобы вызвать у учеников определённую реакцию – описать картинку, задать вопросы, узнать что-либо новое. По дидактическому принципу различают:
· Логические картинки, которые не имеют прямого отображения реальности: график, диаграмма, схема;
· Аналоги картинок – с их помощью уточняется и сравнивается изображённое с чем-либо реальным, уже известным.
При использовании картинок на уроке следует также учитывать их различные функции:
· Картинки с мотивацией к говорению;
· Картинки как носители информации;
· Картинки с мотивацией к письменному описанию;
· Картинки с использованием мнемотехники техники;
· Картинки с опорой на текст;
· Картинки со страноведческими функциями.
Все указанные выше аспекты образуют базис для методических возможностей использования картинок на уроках. Можно выделить следующие этапы работы с картинками:
I. Перед показом картинки.
Метод
Функция
· Ассоциограмма по определённой теме;
· Активизация лексики, речевых клише;
· Задать импульс/ вопрос/ тезис.
· Подготовка к теме, активизация личного опыта;
· Языковая подготовка;
· Планирование описания.
II. Презентация (показ) картинки
Метод
Функция
· Описание картинки;
· Описание деталей;
· Высказывания учеников;
· Запись возможных высказываний персонажей;
· Подбор названия;
· Сравнение со своей страной;
· Соотнести текст и картинку;
· Игра «домино», «мемори», «лото»;
· Сравнить литературный текст и картинку;
· Составить историю по картинке;
· Продолжить историю ;
· Составить таблицу, дополнить предложения и т.д.
· Высказать гипотезу, составить подсказки для страноведческой информации;
· Пробудить интерес к картинке;
· Поддержать мотивацию к описанию и высказыванию гипотез;
· Новая информация по страноведению;
· Введение в тему;
· Интерпретация текста и описания картинки;
· Знакомство с логикой плана составления истории, рассказа.
III. После презентации картинки
Метод
Функция
А) Работа в устной форме: представить события до и после показа
· Рассказ от лица одного из персонажей;
· Ролевая игра;
· Дискуссия;
Б) Работа в письменной форме
· Написать письмо;
· Написать сценарий;
В) Креативные виды деятельности
· Составить коллаж;
· Оформить выставку
· Написать сказку.
· Представить себя на картинке, фотографии;
· Определить ситуацию с помощью речевых средств (лексика, выражения)
· Заменить картинки другими видами текста
· Позволяет самостоятельно, индивидуально выбрать вид деятельности;
· Сравнить особенности родной культуры и культуры другой страны.