Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Submitted by Лариса Михайловна Стефанова on Wed, 26/10/2011 - 13:03
План - конспект урока:
1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
2. Основная часть. Работа по тексту. Учащиеся работаютв опорных индивидуальных картах.
Задание 1.Вспомните, что такое пейзаж, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.
1. ЭПИТЕТ -
А. изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.
2. ПЕЙЗАЖ
Б. переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
3. СРАВНЕНИЕ -
В. художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
4. МЕТАФОРА -
Г. картина природы в художественном произведении.
5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -
Д. форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
Проверка выполнения задания:1 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 – Б, 5 – А.
Задание 2. Восстановите гоголевское описание степи:
Степь, чем далее, тем становилась _______. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______, ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______ ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______ _____, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____, ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____ ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Выразительно прочитайте описание степи.
Задание 3. Какие изобразительные средства языка использует Гоголь в описании степи? Запишите их в опорной индивидуальной карте.
Какие краски использует писатель, изображая степь?
Нас поражает разнообразие цветов и оттенков в описании степи: «…поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном», «голубые, синие и лиловые волошки», «жёлтый дрок», «белая кашка», «в синих волнах воздуха» и т. д.
В каких словах автор непосредственно выражает своё восхищение степью?(Риторическое восклицание «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»)
Задание 4. А. П. Чехов в период своей работы над повестью «Степь», вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царём степи».
Вот строки из письма А. П. Чехова к Д. В. Григоровичу от 5 февраля 1888 года: «Я знаю, Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения с добрыми намерениями…»
Чем, по вашему мнению, заслужил Н. В. Гоголь столь высокую оценку?
«Поэмой о любви к Родине» назвал повесть Н. В. Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?
О чём говорят приведённые высказывания писателя А. П. Чехова и критика В. Г. Белинского? Подумайте, в чём заключается своеобразие гоголевского пейзажа.
Каковы ваши впечатления от описания степи Н. В. Гоголя?
Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное. Чем они отличаются? Что между ними общее?
Задание 6. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести. С какой целью Н. В. Гоголь вводит пейзаж в своё произведение? Запишите свой ответ в опорной индивидуальной карте. Несколько учащихся читают свои ответы.
3. Подведение итогов урока.
Образ степи для писателя – образ Родины. В описании степи проявляются горячая любовь Н. В. Гоголя к родной земле, вера в её могущество, восхищение её красотой и бескрайними просторами. Привольные, бескрайние просторы помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма.
4. Домашнее задание:сделать иллюстрацию к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; выучить наизусть отрывок «Описание степи».