Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кацай И.И. Отметки доступны круглосуточно

Автор: 
Кацай Ирина Ивановна
Место работы: 
начальник службы информационно-аналитического обеспечения Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска
Контакты: 

 

Отметки доступны круглосуточно

 

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.

Киплинг Редьярд

 

Как хорошо быть особой юных лет, на службе которой есть сотни тысяч слуг, готовых дать ответы на все почему и зачем. Работая уже в зрелом возрасте в образовании, вопросов тоже возникает немало, только вот ответы приходится искать самим же, перебирая и состыковывая множество документов. Хотя иногда вышестоящие органы преподносит приятные сюрпризы, одним из таких стало появление в июле 2011 года единых требований к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде. И хотя вопросы все равно остались (почему возникла необходимость введения электронных журналов, что планируется сделать, как это организовать, где взять нужные программные средства, кто это все будет делать, а главное, зачем), отвечать на них стало несколько легче. Проверим?

 

Почему?

 

Главным документом, регулирующим деятельность в образовании, является Федеральный закон «Об образовании». Принятый в 1992 году закон претерпел значительное количество правок, а в 2004 году было запланировано комплексное обновление образовательного законодательства, которое реально начало воплощаться в 2010 году.

 

Новые тенденции в социально-экономическом развитии страны, переход к построению информационного общества нашли свое отражение в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Одну из главных идей закона можно сформулировать так: закон не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей граждан. В связи с чем в проекте закона появились новые направления (частично уже введенные изменениями 2010 года) для наших образовательных учреждений, некоторые из них вошли на основании запросов со стороны родителей и общественности. Требования родительского сообщества касаются разработки механизмов, позволяющих контролировать образовательный процесс и работу школы. Общественное движение «Союз родителей России» высказалось за усиление влияния органов самоуправления образовательного учреждения.

 

В тоже время педагогические работники предлагают включить в закон меры, повышающие ответственность со стороны родителей за воспитание и образование детей.

 

При внешнем кажущемся противоречии этих требований они отражают и общую проблему недостаточной информированности участников образовательного процесса. Современный родитель ожидает от системы образования оперативности в получении информации. Школа же тратит много времени на разного рода рутинные занятия, – общение с органами управления, составление отчетности, сбор информации по запросам ведомств. Для этого в законопроекте предусмотрены электронные процедуры подачи заявлений и организации электронного документооборота в системе образования. Это позволит родителю незамедлительно получать интересующую его в конкретный момент информацию, а педагогу тратить высвободившееся время на образовательную, а не обслуживающую деятельность.

 

Важно отметить, что все нововведения в законопроекте отражаются и во всех других ключевых документах системы образования: в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 гг., в распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993–р, в котором утвержден перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, в региональных комплексных проектах по модернизации общего образования (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2011 г. № 1064–р) и т.д. Таким образом, можно говорить о комплексном обновлении образовательного законодательства, нормативно закрепляющим, в частности, обязательность сайтов образовательных учреждений, введение электронных журналов, электронную очередь в детские сады, электронные мониторинги комплексных проектов модернизации образования. И еще до принятия окончательного варианта закона во многих муниципальных системах образования уже приступили к реализации этих направлений.

 

Что?

 

Главной заботой родителей остается успешность обучения их детей. Электронный журнал, дневник включены в перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993–р, и призваны ускорить донесение сведений до родителей, а значит повысить оперативность принятия мер в сложных ситуациях. Согласно стандартам, определяющим данный вид услуг, (http://goo.gl/Nz5DT) родители (законные представители) обучающихся и сами обучающиеся должны получать актуальную и достоверную информацию по следующим направлениям:

 

  1. сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
  2. сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
  3. сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
  4. сведения о посещаемости уроков (занятий);
  5. сведения о расписании уроков (занятий);
  6. сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
  7. содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания и т.д.

 

Именно этот список услуг лег в основу документа о единых требованиях для системы ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде, принятом 27 июня 2011 года на коллегии Министерства образования и науки РФ, и вступившим в силу 01.07.2011. Документ, по мнению его авторов, «… не содержит “воды”. Вокруг каждой фразы трудились люди. Многие из них – продукт долгих споров. Это не значит, что он идеальный – но откровенных глупостей в нем нет». Познакомиться с текущей версией документа можно по ссылке http://www.apkit.ru/files/MON_treb_ej_v5-8.pdf. Как и многие важные для граждан события «Требования…» выставлены для публичного обсуждения (http://www.gosbook.ru/node/27604), авторы ждут от участников конструктивные замечания и предложения.

 

Как?

 

Документ требует неоднократного прочтения и глубокого осмысления, но уже при первом знакомстве поневоле вычленяешь отдельные моменты, которые обращают на себя внимание.

 

Во-первых, хотя в требованиях переход на безбумажный вариант ведения школьной документации описан как перспективный, вместе с тем это первый документ, в котором достаточно четко сформулированы условия совмещенного хранения данных в электронном виде и на бумажных носителях.

 

Во-вторых, документ отражает общие тенденции, наблюдаемые во всех современных реформах в образовании, а именно, повышение самостоятельности и ответственности школ. Требования составлены с учетом самостоятельного и ответственного выбора директором программного продукта и условий для реализации электронного журнала на основании действующего законодательства. Правда, нельзя не заметить и такую страховочную запись о том, что «нормативно-правовое обеспечение деятельности ОУ носит многоуровневый характер и включает в себя целый комплекс взаимосвязанных документов федерального, регионального и муниципального уровней, служащих содержательными ориентирами и нормативно-методологической основой для разработки локальной правовой документации самого ОУ».

 

Именно вокруг этих двух пунктов и разгораются наиболее горячие дискуссии. С одной стороны, в государстве принят закон, устанавливающий правомерность электронной подписи (Федеральный закон РФ от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ), что и легло в основу перехода на безбумажный документооборот. Но удовлетворит ли электронная или распечатанная версия журнала надзорные органы? В этом педагоги и администраторы школ сомневаются. Официального и однозначного толкования в требованиях нет. А значит, завуалировано или нет, но ведение двойной документации сохранится. Авторы документа считают, что решение об отказе от бумажных журналов должно приниматься на уровне региональном, муниципальном или даже школьном. Хотя при этом сами отмечают, что в последнем случае не исключено, что доказывать правомочность электронного журнала, возможно, придется и в суде. Понятно, что таких смельчаков среди директоров школ пока немного, порядка двух десятков на всю страну насчитывается. И кстати, одна из них наша – школа № 135 г. Снежинска.

 

Вместе с тем, неотвратимость введения электронного журнала уже не подлежит сомнению. Более того, в процесс будут включены все педагогические работники школ, обязательность этого зафиксирована в квалификационных характеристиках должностей работников образования, установленных приказом Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. В частности в должностных обязанностях учителя значится:

«Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)».

Так что отмахиваться от проблемы как от назойливой мухи не стоит. 2014 год – год официального перехода на электронный документооборот не за горами. А, по мнению тех, кто уже прошел самостоятельно этот путь, сделать это можно как раз года за три. Так что пора собираться с мыслями, пересчитать имеющиеся ресурсы, разработать перспективные планы.

 

Где?

 

Конечно, здорово, когда в муниципалитете или в регионе находится организация, которая берется за внедрение централизовано, административный ресурс в этом деле большое подспорье. Вот, например, в Челябинске в конце 2009 года серьезно взялись за этот вопрос, в течение двух лет идет внедрение автоматизированной системы управления «Сетевой город. Образование», так что к 1 сентября 2011 года подтянуться в наполнении электронных баз данных осталось единицам школ. Но это решение потребовало и финансовых вложений, и разрешения непростых организационных вопросов. Не будем утверждать, что проблем не осталось, но кризис, надеемся, уже преодолен.

 

Есть и другие примеры централизованных решений:

 

  1. С.Петербург (http://www.schoolconnect.ru/home) – центральный «дата-центр» для образовательных учреждений города и других регионов.
  2. Пермский край (http://web2edu.ru/) – телекоммуникационная образовательная сеть «Образование (веб 2.0)».
  3. Городская школьная информационная система Департамента образования города Москвы (http://schoolinfo.educom.ru/).
  4. Республика Татарстан (http://edu.tatar.ru/) – Электронное образование в Республике Татарстан.

 

Но если за директора никто не подумал, не предложено конкретных продуктов, нет денег и рекомендаций, то тут надо смелее самим браться за дело. И даже, как предлагается в «Требованиях…», уметь договориться с педагогами, взять на апробацию 2-3 продукта и выбрать самый удобный для своей школы. Осталось понять каждому руководителю, где найти нужное и из чего выбрать.

 

Критерии отбора могут быть разными, но, наверное, главный будет заключаться в финансовой составляющей. Хотя это почти всегда напрямую связано со способом реализации продукта, а именно с тем, где находится сервер электронного журнала: в школе или вне школы.

 

В чем преимущества различных решений, и стоит ли платить за программное обеспечение, реализующее электронные журналы и дневники?

 

Организация электронного журнала на сервере в школе предполагает покупку программного обеспечения. Не стоит спешить отказываться от такого решения. Во-первых, и цены разные есть. Во-вторых, и покупается нечто большее, чем только электронный журнал. Например, электронный журнал входит в состав больших многофункциональных пакетов:

 

  1. 3Т:ХроноГраф Журнал (http://www.chronobus.ru/) – интегрируется в единую платформу 1С, в частности «1С:ХроноГраф Школа», для автоматизации управления школой, одна из версий продукта есть в СБППО. На основе продуктов 1С можно реализовать единое информационное пространство на уровне целого региона. Трудная задача, но красивая.
  2. АВЕРС:Электронный классный журнал (http://www.xn--80aejja5ch9a.xn--p1ai/) – новый продукт известного бренда, с помощью которого можно реализовать инструментальную среду информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации образовательных учреждений.
  3. КМ-Школа (http://www.km-school.ru/)– электронный журнал как часть АРМ-учителя в составе большого продукта, с помощью которого педагог может организовать свое рабочее место, получит отличную методическую помощь, доступ к современным дидактическим материалам, которые располагаются на удаленных серверах.
  4. NetШкола (http://www.net-school.ru/) – кроме электронного журнала содержит ряд функций автоматизации управления вплоть до корпоративного уровня, например, реализация единого информационного пространства для целого муниципалитета «Сетевой город. Образование», в этом случае сервер находится вне школы, например, в муниципальном органе управления образования. Электронные журналы отлично встраиваются на сайты школ.

 

Таким образом, покупая продукты этих фирм, школа получает не только и не столько электронные журналы и дневники, а современную систему управления образованием.

 

Чуть с меньшими возможностями, особнячком, но зато абсолютно бесплатно существует продукт РУЖЭЛЬ (http://www.rujel.net/), который реализует функции электронных журнала и дневника. Поддерживается отображение электронных классных журналов на сайте школы. Продукт может быть установлен как на сервере в школе, так можно использовать его и на удаленных серверах.

 

Выбор любого из перечисленных продуктов влечет за собой проблему администрирования. В школе (или, например, в случае внедрения корпоративных систем, в муниципалитете) должен быть специалист, который сможет установить программное обеспечение, настроить сервер, решить технические вопросы об архитектуре системы внедрения электронного журнала и/или многофункциональной системы управления. Зато школа (а может целый муниципалитет или регион) может создать единое информационное пространство, реализовать по настоящему современное управление образования, сократить чиновничий аппарат и сосредоточить внимание на содержании образовательной деятельности. Правда, это возможно только при условии, что автоматизированная система управления придет и в собственно органы управления образования, которые откажутся от бумажных отчетов, возьмут на себя ответственность не требовать от подведомственных учреждений большего, чем это сможет быть сформировано на основании электронных баз данных.

 

На примере областного города уже есть случаи, когда школы, успешно освоившие АСУ «Сетевой город. Образование» удивляются, почему управление образования не пользуется накопленной информацией, почему до сих пор во многих случаях требуется передача отчетов «глаза в глаза», ведь тем «умным», кому есть что скрыть, не составит труда сделать это в любом случае. А разве «современный» и «автоматизированный» не должен быть поощрен освобождением от лишних собеседований?

 

Более простое решение для школы – это внешние ресурсы, на которых можно создать электронные журналы и дневники. Поисковые системы выдают достаточно большое количество разнообразных предложений. Часть ресурсов уже не отвечают требованиям к системам электронных журналов и дневников, так как реализуют только SMS-рассылки, например, школьная информационная система «School Info» (http://www.school-info.ru/), автором которой является компания Инсайрес, или «Школьная жизнь» (http://www.school-life.ru/) предлагаемая нашими земляками из Златоуста.

 

Заглянув на страницы сайтов, не всегда можно сразу понять, что мы можем получить, зачастую нет ни внятного описания, ни примеров. Зато на любом сайте есть возможность получить представление о том, заботятся ли разработчики о своем детище, для этого достаточно посетить страницу новостей. Посетим, например, Web-дневник (http://www.web-dnevnik.ru/). Это система учета оценок и ведения электронных дневников для школ, доступная родителям и учителям через Интернет и по электронной почте. Система бесплатная, но работает только в браузере «Internet Explorer 5.5» и выше. Последнее обстоятельство не стыкуется с предстоящим переходом на свободное программное обеспечение. Последняя новость опубликована 27.02.2011, но новостей всего 4 – три первых датированы 2009 годом. Не советовали бы выбирать такой ресурс, очень все не ясно.


Наиболее удачные решения предлагают не просто ресурсы создания электронных журналов и дневников, а дополнены возможностями социальных сетей. Конечно, такого в требованиях нет, но школа может создать полноценное информационное пространство. Примерами таких сетей являются бесплатная «Система электронных школьных журналов» (http://www.ballov.net/) и «Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть» (http://dnevnik.ru/). Интересный ресурс «SmileS.Школьная карта» (http://www.shkolnaya-karta.ru/), в состав которого входят три модуля: мониторинг посещаемости учащегося, электронный дневник, электронный кошелек для безналичной оплаты в школьной столовой. Но необходимо внимательно ознакомиться с условиями реализации проекта, для школ это бесплатно, а вот родители должны будут потратиться.

 

При понятной привлекательности этих систем нужно помнить о том, что их использование сопряжено с рядом технических и юридических проблем.

 

С одной стороны, нет необходимости в специальном администрировании системы. Но являясь рабочим инструментом образовательного процесса, журнал должен быть доступен практически всегда, тем более, что это теперь определено в требованиях – функционирование в режиме «20 часов в сутки, 7 дней в неделю» с 06.00 до 02.00 следующего дня. При условии, что программа установлена на внешнем сервисе, школа должна быть гарантировано подключена к Интернету без сбоев и зависаний.

 

Вторая серьезная проблема касается урегулирования вопросов защиты персональных данных учеников и их родителей. Конечно, это общая проблема для любого варианта реализации электронного журнала, необходимо заручиться согласием родителей на сбор, обработку и распространение их данных. В случае отказа части родителей от использования их данных в электронный журнал ставится под сомнение смысл всего мероприятия. Однако вполне реально предположить, что отказ родителей от передачи их персональных данных на серверы вне школы выше, чем в случае обработки их в рамках школы.

 

Кто?

 

Разработчики «Требований…» понимают, что школа в целом и учитель, в частности, являются носителями камерной психологии: любое проникновение в таинство урока приводит учителя в стрессовое состояние. Администратор школы – тоже учитель, как минимум, в прошлом. Поэтому даже мысль о том, что в школьном журнале кто-то может «покопаться» без спроса, – очень тяжела для восприятия. Учитывая, что даже в сильных школах не все идеально в классных журналах, можно легко предположить, что во внешних электронных журналах будут «делать вид», а реальные записи вести в «черной бухгалтерии».

Решившись на приобретение многофункциональной системы, школа и вовсе может потратиться зря, потому что не факт, что все заложенные в них возможности будут использованы. Именно психологическая проблема перевода журналов в электронный формат остается наиболее острой и трудной. Но решить вопрос внедрения электронного документооборота без педагога нельзя! Рекомендуемые правила ведения учета диктуют достаточно жесткие сроки, в частности:

 

  1. Внесение информации о занятии и об отсутствующих должны производиться по факту в день проведения.
  2. Внесение в журнал информации о домашнем задании должно производиться в день проведения занятия. Задание должно вноситься в журнал не позднее, чем через  1 час после окончания всех занятий данных обучающихся.
  3. Результаты оценивания выполненных обучающимися работ должны выставляться не позднее 1 недели со дня их проведения.

 

Таким образом, система становится нормой для управления образовательным процессом. Каждому сотруднику школы важно понимать, что работа с электронным журналом – это не дело одного человека – администратора системы. Это обязанность всего коллектива, учет реализации учебных программ ведется распределенным образом всеми педагогическими работниками, контроль ведения учета учебно-педагогической документации осуществляет администрация школы. Однако необходимо учесть, что полная реализация всех функций электронного журнала возможна при созданной в учреждении инфраструктуре, обеспечивающей беспрепятственный доступ к компьютерам и Интернету основных участников образовательного процесса – школьников и педагогов. Основой для организации такой инфраструктуры является наличие локальной сети, которая соединит все компьютеры в учреждении, в том числе и в режиме беспроводного доступа. Такой проект требует вложения средств, но является необходимым условием для решения задач предоставления услуг в электронном виде в сфере образования.

 

Зачем?

 

В качестве главной цели введения электронного журнала указано повышение качества образования, которое должно быть выражено в следующих показателях:

 

  1. повышение уровня прозрачности учебного процесса;
  2. автоматизация учетных функций;
  3. повышение объективности оценивания учебных достижений обучающихся;
  4. удобство ведения учета и анализа учебной деятельности, повышения надежности хранения информации;
  5. повышение уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса (совершенствования контроля за вводом и изменением информации);
  6. технологического развития учебного процесса.

 

Вместе с тем, предлагая свои программные продукты, разработчики приводят разные характеристики, например, о том, что успеваемость школьников повысилась на 1,5%, а посещаемость на все 3%. Не располагая результатами и описанием возможно проведенных исследований, не будем браться за утверждение достоверности этих сведений.

 

Пока мы можем на примере муниципалитета констатировать факт того, что электронный журнал востребован у учеников и их родителей. Приведем среднестатистические данные по одному из районов города: среднее количество входов в систему «Сетевой город. Образование» в месяц – 30670, из них 8894 посещений совершили ученики (каждый школьник заходил в систему 1,01 раз в месяц), 12933 раза информацию просматривали родители (92% от числа всех родителей). Самыми частыми пользователями системы являются учителя, каждый педагог посетил систему около 6 раз в месяц, что при требовании ежедневного внесения данных является еще низким показателем. Следует помнить, что система активно вводилась только первый год, поэтому в целом достигнуты очень неплохие результаты. А учитывая, что большинство родителей этого района имеют высшее образование (около 60 %), по социальному положению преимущественно относятся к категории служащих (63% родителей) и предпринимателей (12% родителей), то можно предположить, что среднестатистический родитель современен, владеет средствами ИКТ, является уверенным пользователем Интернета и будет в дальнейшем активно интересоваться достижениями своих детей посредством электронного журнала.

 

Конечно, внутренний голос подсказывает, что оперативность родительского контроля может способствовать тому, что школьники и ускользнуть с урока лишний раз не захотят, да и в знаниях подтянутся. Как и непонятно, какими мерами родительского воздействия это достигается – приведены ли «в боевую готовность» ремни, присыпаны ли углы в доме солью, или сам факт возможности круглосуточного доступа к данным является достаточным фактором минимизации рисков неуспешности. Это все скрыто за виртуальной оболочкой электронного журнала, но может стать интересной темой для пытливого педагога-исследователя.

 

А администраторам школ хочется пожелать стойкости и настойчивости в продвижении электронных документов, тонкости работы с которыми пока законодательно и в практике не устоялись. Но, будем надеяться, что регламенты будут уточняться в рабочем порядке на основании региональных подходов, пока не появится федеральное законодательство. И из пяти тысяч где, семи тысяч как, ста тысяч почему останутся только риторические вопросы к самим себе: «Где же мы были?! Как все оказалось просто?! Почему же раньше мы не сделали это?!».


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн