Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мицкевич А.А., Завьялова Т.Б. Использование технологий обучения как условие успешного обучения

Автор: 
Мицкевич А.А., Завьялова Т.Б.
Место работы: 
Морской технический колледж г.Санкт-Петербург.
Контакты: 

Использование технологий обучения как условие успешного обучения курсантов морского технического колледжа

 

The article is devoted to the analysis of use of pedagogical technology by teachers. The inquiry results presented by the author demonstrate that the overwhelmed majority of the respondents regard pedagogical technology as an efficient instrument of their activity.
Статья посвящена анализу педагогических технологий, процесс применения которых рассматривается как условие успешного обучения учащихся. Данные относительно технологий обучения, представленные вниманию читателей, получены по итогам констатирующего педагогического  эксперимента

 

Ключевые слова: педагогические технологии, процесс обучения.

 

В настоящее время проблемы технологий  обучения исследуются в теоретическом и научно-прикладном направлениях [1,3,5,6,8,12 и др.]. В теоретическом плане осуществляется поиск статуса педагогической технологии как категории педагогики; формируется целостное представление о ее сущности, структурных составляющих; изучаются основы технологии в различных сферах педагогической деятельности (дидактической, воспитательной.) и др.

Столь широкий интерес к проблеме исследования во многом вызван тем, что технологизация - это процесс реформации образования, необходимый для решения различных педагогических задач [2, 6, 9 ,14]. Мы полагаем, что на сегодняшний день большинство обучающих технологий, лежащих в основе прогресса системы современного образования, находятся для большинства педагогов вне зоны досягаемости, т.е. «скрыты» от педагогических глаз. Почему это происходит?

 

Как показывают результаты научных исследований, трудности, связанные с применением педагогических технологий вызваны, прежде всего, неумением педагогов сориентироваться в обилии предлагаемых методов и технологий работы с учащимися и выявить те из них, которые окажутся наиболее эффективными в контексте той или иной образовательной ситуации. Таким образом, мы полагаем необходимым произвести обзор наиболее часто применяемых педагогических технологий, а также показать особую значимость применения наиболее эффективных педагогических технологий как условия успешного обучения курсантов.

 

Можно заметить, что понятие «технология обучения» в педагогической науке получило широкое распространение. Об этом свидетельствует тот факт, что толкование термина «технология» и его вариаций («технология обучения», «образовательные технологии», « технологии в обучении», « технологии в образовании», «технологии воспитания» и др.) в современной научно-педагогической литературе представлено в различных вариантах [3, 4, 10 ,13 и др.].

 

Дадим некоторые определения педагогических технологий, предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями.

 

Зарубежные подходы к определению данного понятия можно, в свою очередь, разделить на «узкие»  (связанные с использованием в педагогическом процессе различного оборудования) и «широкие» (основанные на комплексном использовании технического и человеческого ресурсов).
М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.
Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технологии в образовании – это аудиовизуальные средства.

Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие. 
Д. Финн заметил, что технологии есть способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина».

П.Д. Митчелл в результате анализа более чем ста источников, связанных с изучаемой дефиницией, считает, что педагогическая технология - это область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов.
Российские варианты раскрытия смысла дефиниции педагогические технологии можно разбить на две группы: одни авторы считают возможным употреблять этот термин только к процессу обучения, а другие включают в его содержание и решение проблем воспитательного процесса. Здесь также присутствуют элементы дискуссионности, т. к. ряд теоретиков и практиков доказывают невозможность использования технологий в воспитании хотя бы потому, что крайне сложно точно замерить получаемые результаты[10,11,12,13].

Мы полагаем, что термин «технология» можно перенести в область человеческого взаимодействия, т.к.  технология, по мнению ряда авторов [1, 5, 7 ,11 и др.], есть совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве. Особое внимание «педагогической технологии» уделяется в работах Г.К.Селевко, где приводится множество определений этого понятия

 

Анализ дефиниций понятия «технология обучения» позволил нам в качестве исходной в исследовании определить педагогическую технологию как совокупность способов и приемов, а также форм взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающую эффективность функционирования педагогической системы и гарантированное достижение поставленных педагогических целей.

Важный компонент технологии – ноу-хау. Это особые знания и умения, средства или процессы, которыми владеют те, кто реализует технологию, и благодаря которым они обладают конкурентными преимуществами на образовательном рынке.

Понятие образовательная технология  представляется несколько более широким, чем педагогическая технология (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще и разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики. Термин "образовательная технология" пока еще не устоялся, поэтому однозначного определения его еще не существует. Часто образовательная технология понимается очень узко - например, как технология преподавания, учения или учебной деятельности (учебы).

В данной статье мы будем использовать термин «педагогическая технология», и отметим, что ее основная функция состоит в повышении качества образовательного процесса, в возможности поиска наилучших решений задач относительно развития личности учащихся [4, 9, 10]. Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом, поэтому значение знаний, умений и навыков  учителей в этой сфере трудно переоценить.

Большое количество созданных педагогических технологий, прежде всего, поставили перед педагогами - учеными задачу теоретически обобщить и классифицировать их, проанализировать  и на основе проведенных классификаций,  спроектировать новые.

 

Отметим, что классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому мы приведем точки зрения различных исследователей.

Так, Г. Селевко выделяет следующие группы педагогических технологий:  по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;  по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологию саморазвития, эвристические и прикладные технологии;   по характеру содержания и структуре – технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и др.
 

Академиком  В.П. Беспалько предложена классификация  педагогических технологий по  организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем): классическое лекционное обучение;  обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;  система «консультант»; обучение с помощью учебной книги,  система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;  компьютерное обучение;  система «репетитор» – индивидуальное обучение; «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Другая классификация технологий обучения дана в работах Ф.Я.Савельева который рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой он выделяет следующие группы технологий :  по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;  по целям обучения; по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин; по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии; по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;  по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

По уровню учебного процесса предложена классификация педагогических технологий у С.А. Смирнова: технология занятия; технология предмета; технология полного обучения.

Классификация педагогических по целям с выделением причин их возникновения дана  Л.Г.Семушиной: технология программированного обучения; технология проблемного обучения;технология деятельностного подхода. Например:развитие кибернетики и информатики, философских и психологических исследований.

Классификация Г.Ю. Ксензовой различается по трем основным группам - этотехнологии объяснительно-иллюстративного обучения;личностно-ориентированные технологии обучения; технологии развивающего обучения.

В основе 1-ой группы  находится информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

Основу 2-ой группы составляют технологии, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития  их индивидуальных особенностей.
К третьей  группе относятся технологии,  способствующие включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

 Т.И. Шамова, Т. И. Давыденко классифицируют образовательные  технологии по целевым установкам школы: технологии «традиционной школы»;технологии «школы развития»;технологии «школы социализации».
Классификация,  предложенная В.В. Гузеевым основана на организации обучения: традиционные методики; модульно-блочные технологии; цельно-блочные технологии; интегральные технологии.

Интерес представляет классификация предложенная В.М.Максимовой, которая выделяет: структурно-логические технологии, представляющие по­этапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов; интеграционные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем, уроков других форм организации обучения;  игровые технологии включают дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры и др.; тренинговые технологии - системы деятельности учащихся по отработке определенных алгоритмов решения типовых задач практики, в том числе с помощью ЭВМ: психологические тренинги интеллектуального развития, общения, решение управленческих задач; информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик - машина» с помощью различного вида обучающих 'программ (информационных, контролирующих, тренинговых и др.); диалогические технологии, представляющие собой форму ор­ганизации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении ­ во взаимодействующих дидактических системах «ученик - ученик», «учитель - автор», «ученик - автор» и т. д,[10,14,15,16]

 

Проведенный выше обзор педагогических технологий  показывает, что их разработанность и в количественном, и в качественном отношении, весьма высока.

Чтобы выявить  наиболее эффективные технологии обучения, нами было предпринято исследование, которое осуществлялось методом анкетирования, направленного на изучение особенностей использования педагогических технологий преподавателями ряда учебных заведений г. Санкт-Петербурга.

В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Выявить отношение педагогов к педагогическим технологиям, и представления о них;
2.Определить используемые технологии обучения и их содержание, затруднения в их использовании;
3. Выявить особенности технологий, используемых в обучении курсантов;
4. Выявить отношение старшеклассников к выбранной педагогами технологии обучения.

 

В эксперименте участвовало два  учебных заведения: Колледж традиционной культуры, Морской технический колледж.

Прежде всего, отметим общее положительное отношение педагогов к «технологиям обучения и воспитания»; 95 %  педагогов  знакомы с понятием  «технология обучения и воспитания»,  они считают, что технологии необходимы, и их нужно развивать, 50,5% преподавателей указали, что понимают технологию обучения и воспитания как совокупность методов, средств и приемов с использованием ТСО, направленную на достижение запланированных результатов. 53,6% учителей ответили, что технология обучения – это деятельность учителя на занятии. Еще у 10,5% педагогов ответы распределились между такими понятиями, как «метод обучения» и «действия педагога на занятии».

Таким образом, в ответах учителей отражены следующие свойства технологий: целенаправленность, процессуальность, системность, диагностичность.

Следующей задачей исследования было изучение представлений педагогов об эффективности технологий обучения и воспитания. Как же они строят процесс обучения и какие технологии используют в своей профессиональной деятельности?   67 % педагогов Морского технического колледжа, а также 60,56 %  педагогов колледжа традиционной культуры 80,5 % педагогов морского технического колледжа , 30,3 учителей колледжа традиционной культуры, стремятся ввести в традиционную технологию обучения новые методы и приемы. Остальные преподаватели и учителя школы и гимназии строят процесс обучения полностью на новых технологиях. Исходя из среднего процента выборки, преподавателями реализуются следующие группы новых  технологий обучения:  технология модульного обучения - 50,86 %, технология проблемного обучения - 69,43%, технология развивающего обучения - 37,86%, рейтинговые технологии обучения - 57,89%, дифференцированное обучение - 30,5%, коллективная мыслительная деятельность - 15,2%, кейс - технология - 57,9%, исследовательские технологии обучения - 45,6%, информационное технологии - 70,58%.

 

Как показали результаты констатирующего эксперимента, преподавателями морского технического колледжа в обучении  курсантов наиболее эффективными, являются следующие группы технологий обучения:

  1. Групповые технологии обучения (игровые технологии, технологии мастерских, технологии коллективной мыслительной деятельности)
  2. Технологии проблемного обучения (метод проектов, кейс технология, исследовательские технологии обучения )
  3. Рейтинговые технологии (технология модульного обучения, технологии организации самостоятельной работы учащихся, технологии развивающего обучения)
  4. Информационные технологии обучения.

Результаты исследования позволяют также утверждать, что различные сочетания технологий обучения обеспечивают эффективность обучения, способствуют развитию мотивации к обучению, развитию интересов, склонностей, способностей. При этом учителя отмечают, что наиболее эффективными, с их точки зрения, являются групповые, рейтинговые, проблемные и информационные педагогические технологии. Полученные данные, на наш взгляд, позволяют говорить о необходимости внедрения педагогических технологий в процесс обучения  учащихся средних профессиональных учебных заведений.

 

Список используемой литературы:

  1. Атутов П.Р. Технология и современное общество//Педагогика.1996 №2
  2. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий //Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – с.147-150.
  3. Ахулкова А.И., Образцов П.И, Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П.И. Образцова.  – Орел: ОГУ, 2003. – 94 с.
  4. Ахулкова А.И., Образцов П.И.. Профессионально-ориентированная технология обучения преподавателей педагогических колледжей // Современные технологии обучения: Мат. Междунар. конф. – СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2002. –   Т. 2. –  с.133-134.
  5. Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-x годов// История педагогической технологии/ Под ред.М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина. - М.,1992
  6. Боголюбов В.И. Педагогическая технология. – Пятигорск, ПГЛУ,          1997. – 245 с.
  7. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии //Педагогика. – 1995. – № 5.
  8. Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1982.
  9. Гладких В.И., Турчина В.Ф., Фролова М.Я. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока. - Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1964.
  10. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 272 с.
  11.  Кукушин В.С. Педагогические технологии Москва-Ростов на дону 2006.г
  12. Назарова Т.С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции //Педагогика. – 1997. –   № 3. – с. 21-27.
  13. Новые  информационные  технологии  образования:  экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. Разумовского В.Г.,         Бобко И.М. – Новосибирск: НИИИВТ, 1991. – 69 с.
  14. Никишина И.В. Инновационные подходы в управлении современной школой. Волгоград ,2004 г.
  15. .Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.:Народное образование ,1998.
  16. Современные технологии обучения: Тез. докл. девятая междунар. конф.      В 2-х томах. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.

 

Авторские сведения.

Мицкевич Андрей Анатольевч преподаватель информационных технологий (Кандидат педагогических наук.
Место работы: Морской технический клледж г.Санкт-Петербург.

Завьялова Татьяна Барисовна Методист Морского Технического колледжа.
Место работы :Морской технический клледж г.Санкт-Петербург.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн