Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формы работы с трудными подростками и их семьями.

 

Выступление на педсовете.

Формы работы с трудными подростками и их семьями.

Учитель первой 

квалификационной категории

МОУ "СОШ №22" г.Балаково

Саратовской области

Гуркина Вера Александровна

 Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением подростка, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

        Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.
Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним? Непросто найти ответы на эти и еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией профилактической и коррекционной работы с группой таких детей.

Я работаю классным руководителем  9В класса. Кто из Вас, коллеги, работает в этом классе, знает, какой это сложный класс. В классе обучается 29 человек, из них: 16 девочек и 13 мальчиков; отличников нет, хорошистов – 5 человек, неуспевающих – нет. По степени подготовки класс  разноуровневый: наряду с «сильными» детьми есть ребята очень «слабые».  Есть ребята, которые заслуживают особого внимания как сложные дети, трое из них склонны к бродяжничеству. Алексеев М.- за  склонность к бродяжничеству и по психическим параметрам переведен на домашнее обучение. 8 детей из класса из неполных семей, трое - из многодетных семей, 6- из малообеспеченных. Это все так называемая «группа риска».  И даже

благополучные, казалось, ребята приносили «сюрпризы». Каждый из них отдельный мир. К каждому нужно найти отдельный подход. Особую тревогу вызывают  педагогически запущенные дети, которых в этом классе - ровно половина.

Приступая к работе с педагогически запущенным подростком, я, прежде всего, пытаюсь разобраться в системе его субъективных (его отношение к окружающему) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми) отношений. Я хочу понять: почему он так делает.

Особенности сферы личного общения педагогически запущенных подростков часто определяются и их отношением к людям, одной из ярких черт которого являются недоверие и недоброжелательное отношение к взрослым, в том числе и к учителям.

Подросток еще очень юн. Жизненный, социальный опыт у него мал. Он не умеет глубоко разбираться в людях, всесторонне оценивать их поступки и поведение в целом. Отдельные   люди не один раз его обидели.   Он делает вывод: все люди такие! Появляется агрессия. Часто причиной такой агрессии являемся мы – взрослые, давя на ребенка своим авторитетом: «Делай так, как я тебе говорю». Но: «У ребенка свое особое умение думать и чувствовать. нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим».(Ж.Ж.Руссо) После такого общения пройдет немало времени, пока он не обретет веру во взрослых, в их справедливое и доброжелательное отношение к себе

Однако потребность в общении с взрослыми у большинства педагогически запущенных учащихся есть. И не ко всем без исключения взрослым они относятся отрицательно.

Два основных условия в аспекте сказанного определяют успех работы с педагогически запущенными подростками: организация дружеских, доверительных, теплых взаимоотношений с взрослыми людьми и включение подростка в разностороннюю и содержательную жизнь коллектива ровесников.

Разные характеры у педагогически запущенных детей. Подчас, кажется, что бесполезно у них искать что-то общее: что ни ребенок, то уникум. И никак нельзя предсказать, что подействует на всех, что повлияет только на одного, что изменит ребенка к лучшему, а чтосовсем испортит дело, несмотря на разумность действий социального педагога.

Задача коррекции воспитания на любом этапе - остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств. Но я всегда помню одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Поэтому и принимаю его таким, какой он есть, только корректируя и  направляя его действия на принятие собственного решения для совершения необходимых действий. Это приводит к осмыслению самоанализу и самооценке собственного поведения ребенка.

И потом - бессмысленно бороться с отрицательным поведением, когда речь идет о педагогической профилактике. Пока есть отрицательные свойства, они будут порождать бесчисленное количество вариантов неправильного поведения. Бороться надо не со следствием,    а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру воспитанника, хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрицательные проявления.

Главное звено системы коррекции - педагогическое руководство. Это особый регулятивный процесс, цель которого - формирование способности к саморегулированию поведения и деятельности воспитуемых в соответствии с социальными требованиями. Цель педагогического руководства - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания.

Для достижения положительных результатов существует множество различных форм воздействия. Наиболее распространенной является проведение классных часов. Я также систематически провожу классные часы с различной тематикой. Например: «Давайте говорить дуг другу комплименты!», «Я, и ценности в моей жизни», «Что значит быть порядочным человеком» и т.д. Причем ребята часто являются не пассивными слушателями, а участниками. Кроме того, стараемся посещать все предложенные нам фильмы. Все это, безусловно, развивает детей. Они все такие разные, поэтому к каждому необходим особый подход. А для этого необходимо методично, целеустремленно, но не заметно для ребят, изучать их.

 Один из самых распространенных методов изучения учащихся - беседа. Если ее цель - лишь получение, каких- то сведений - это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия.
Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга.

Поэтому, используя этот метод как изучение учащихся и индивидуальное воздействие на них, я использую спецально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между мной и подростком.

В воспитательном процессе нужно избегать типичных ошибок. Ошибки в работе педагогов чаще всего вытекают из их острой реакции на отрицательное поведение школьников. При негативных стрессовых состояниях (гнев, страх, раздражение) педагогу трудно найти правильное решение. Его действия в этом случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, что неизбежно обрекает на неудачу всю воспитательную работу. Перефразируя высказывание Э.Роттердамского, хочу сказать следующее: «Агрессия порождает и вызывает агрессию».

 Важным аспектом в воспитании подростка, является взаимодействие с его семьей. Не секрет, что во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем, классным  руководителем, но, тем не менее, когда  становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает уже поздно.

На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенству личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А.Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой»… Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений родителей и детей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери  и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание». Роль классного руководителя – стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Собрания с родителями я провожу регулярно. На собраниях присутствуют 50-60%. Остальных каждого вызываю на индивидуальную беседу. Кроме того, помогают и более современные методы воздействия: SVS- дневник. При работе с родителями я так же стараюсь использовать принцип «бумеранга»: делай добро, оно добром к тебе вернется. На собраниях и личных беседах всегда стараюсь отметить положительные  четы детей, но только наедине о проблемах их ребенка. Иногда помогая советом: как найти подход к ребенку.

И в заключении хочется сказать, что мне очень комфортно работать с учителями, работающими в моем классе. Хочется сказать огромное спасибо за понимание, терпение  и помощь всем учителям именно благодаря вам все учащиеся 9В аттестованы в этой четверти и, надеюсь, будут допущены к аттестации, а затем получат свои первые документы об образовании. Хочется также сказать спасибо администрации школы, отдельно нашему социальному педагогу – Юнеевой Н.В. за своевременную поддержку и помощь. Без нашего совместного труда я не смогла бы работать в этом классе.

 

 

2010 г.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн