Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании детей

Submitted by Елена Николаевна Сухих on вс, 16/10/2011 - 23:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сухих Елена Николаевна
Место работы, должность: 

Преподаватель: МОУ ДОД (ДМШ № 21) г. Саратова

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> В работе рассмотрены особенности влияния ансамблевой игры на формирование умений и навыков детей.</p>

Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании детей

 

Основной  целью  музыкальной школы является всестороннее развитие ребенка, где  подразумеваются    приучение к труду и  привитие любви к музыке.

Выявить задатки ребенка, развить его  способности и естественным путем пробудить интерес к музыке –  все эти задачи преподавания музыкальной дисциплины встают перед каждым педагогом.

 

Более быстрому раскрытию индивидуальных способностей детей способствует совместная игра – игра в ансамбле.

Она является неотъемлемой частью  музыкального воспитания.

Несомненно, ансамблевая игра  развивает чувство ритма, слуховое внимание, но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе  во время выступлений. 

 

Исполнение музыкальных произведений в четыре руки является самым быстрым способом решить несколько задач обучения игре на инструменте: помочь подружиться с инструментом и выработать естественность исполнительских движений.

 

Часто увлечению учебным процессом препятствуют плохое или  недостаточное развитие детей, педагогическая запущенность. 

Но урок будет всегда плодотворным, если он учитывает индивидуальность ребенка – его интересы  и способности, если он творчески выстроен. К успехам и  достижениям приведет увлекательный процесс, который обязательно пробудит самостоятельную мысль

 

Плохое чтение нотного текста на начальном этапе обучения замедляет темп учебной работы, что может угнетающе действовать на ученика.

Ансамблевая игра, при которой педагог принимает на себя исполнение трудных элементов текста, а ученик   исполняет легкую партию, заставляет играть ритмично, в определенном темпе.

Нетрудные пьесы в исполнении ансамбля звучат насыщенно, и ладовая гармоническая окраска помогут ученику быстро выучить нотный текст.

В результате ученик получает полное представление о музыке в целом и чувствует себя полноправным участником исполнения, получает моральное удовлетворение от процесса игры.

 

Совместное исполнение  пьес способствуют расширению кругозора ребенка, знакомит с симфоническими произведениями и лучшими образцами мировой  музыкальной культуры.

 

 

Систематическое исполнение лучших образцов музыкальной культуры помогут  развивать вкус и силу воображения, привьют культуру слышания, воспитают творческую инициативу.

 

Начальные уроки обучения должны быть разнообразными, так как дети  этого возраста впечатлительны и быстро устают от однообразия.

Задача  педагога состоит в умении поставить себя на место ученика - почувствовать его неудобства и предугадать намерения исполнения. Помочь ему выразить отношение к исполняемому произведению.

Такая атмосфера урока поможет маленькому музыканту поверить в свои силы.

 

Совместная игра придает структуре урока эмоциональный характер. Эмоциональное состояние ребенка может мешать восприятию общего звучания.Начальный период обучения непременно должен подчиняться принципу постепенности и доступности.

 

Формирование пианистических навыковдолжно происходить не только через показ педагогом нужного действия, но и через самостоятельный поиск, при котором поясняется необходимость выполнения такого действия. При выработке навыков полезно изменять штрихи, темпы, акцентируя исполнение на художественную сторону – интонирование и образность.

 

Очень важно научить ребенка слушать себя, партнера  и играть с полным вниманием и самоконтролем. От этого зависит качество звука.

Отношение к звуку определяет формирование всех пианистических навыков, а именно его прикосновение к клавиатуре фортепиано.

Идеальным звучанием считается певучий звук. Добиться хороших результатов исполнения можно только при активном участии слуха и музыкальном осмыслении изучаемого материала, осознанном отношении к работе.

 

Умение слушать себя с первых шагов поможет в воспитании полифонического  мышления.

Работа в области многоголосия  является основой музыкального воспитания. Произведения полифонического стиля должны стоять на первом месте игры в ансамбле.

Исполнение народных песен, где предложена полнозвучная фактура, но партия несложна и доступна, помогут быстрому продвижению  и успешности формирования полифонического слышания.

 

 

Работа над воспитанием  ритма должна вестись от музыки, а не от высчитывания длительностей. Образное содержание пьесы нужно воспринимать через ритм, мысленный танец или марш.

Понимание учеником поставленной музыкальной задачи исполнения вызовет технику, необходимую для ее решения.

В процессе усвоения материала меняются способы работы, что приводит к новому восприятию и новому вниманию, что облегчит  в дальнейшем работу над полиритмией.

  

На занятиях первого года обучения нужно  четко объяснить ученику, где  мелодия и где сопровождение.

Такие задания как «выделить» мелодию, «спрятать» аккомпанемент приучают слушать и слышать себя и партнера.

Звук в  исполнении первой партии не должен быть форсированным.

Эту работу нужно проводить при осознанном понимании мелодии, акцентируя внимание при этом на слуховое восприятие

Хорошее звучание второй партии является необходимостью  для качественного звучания первой партии.  

При одинаковых аккордах в левой и правой руке нужно  приучить ученика ориентироваться по левой руке. Как только ребенок освоит басовый ключ нужно меняться партиями с педагогом, если это позволяет сделать сложность нотного текста. Играя партию учителя, учащийся  приобретает навык исполнения аккомпанемента.

Освоение навыков аккомпанемента можно осуществлять на любом материале, связанном  с сопровождением фортепиано.

При неуказанной аппликатуре в переложениях педагог должен помочь выработать умение подобрать ее на основе строения музыкальной фразы.

Способность различать звуки, составляющие аккорды  связана не только с полифоническим мышлением, но и развитием гармонического слуха.

 

Фортепианный ансамбль значительно обогащается при  правильном пользовании педалью. И часто, чтобы развить навык пользования педалью педагоги прибегают к исполнению ансамблевых пьес.

При исполнении фортепианного ансамбля необходимо научить учащегося бережно относиться к паузам – внимательно, бережно и сознательно, точно их выдерживать.

При наличии пауз ученик может задерживать бас, что создает излишнюю вязкость звучания. Нужно научить  снимать педаль точно с окончанием фраз. Левую педаль применять в редких случаях, при рр.

Нередко такая работа лучше проходит именно при  совместном исполнении, при правильном подборе репертуара.

 

 

Программу педагог должен подбирать с учетом педагогической целенаправленности: яркие произведения давать не очень эмоциональным детям и наоборот. Пьесы с кантиленным характером использовать для работы над звуком.

Усложнение репертуара может привести к его неполноценному исполнению. Разнообразный репертуар напротив приведет к смене художественных впечатлений и определит успешность работы.

Степень трудности пьес определяет продвижение учащегося.

 

Итак, основными задачами обучения игре в ансамбле являются:

  • Воспитание навыков совместной игры
  • Развитие навыков совместной игры
  • Развитие навыков ориентирования в музыкальном тексте
  • Развитие навыков чтения с листа

 

При формировании детского ансамбля работа педагога  заключается  в правильном подборе не только музыкального материала, но и детей, которые будут вместе музицировать. Учитывать взаимную симпатию, уровень их подготовленности, эмоциональность, характер, так как  в своем развитии и воспитании дети не равны.

 

Совместная игра способствует преодолению застоя в работе учащихся, так как участник, который  играет сознательно, осмысливает логику текста, испытывает эстетическое и моральное удовлетворение от исполнения, будет стремиться к технической уверенности.

 

Индивидуальный подход к каждому - это залог успешной работы. Воспитать человека искусства - деятельного члена общества, способного к дальнейшему развитию культуры - вот что составляет основу работы музыкального обучения  в музыкальной школе.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн