Проблемы преподавания «Информатики и ИКТ»
Введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике. Тогда, в начале внедрения информатики в школы, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Сейчас в школьном предмете «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» объединено фундаментальное теоретическое знание в области информатики с умением использовать инструменты информационных технологий. Получается, что в одной школьной дисциплине соединены фактически два предмета: математические основы информатики, то есть алгоритмика, алгебра логики, двоичная арифметика, математические модели и т.д., с одной стороны, и собственно информационные технологии – с другой.
Из всех школьных предметов информатика, наверное, развивается и изменяется быстрее всех. Поэтому процесс преподавания курса информатики является достаточно сложным в силу особенностей самого предмета, как технологической и стремительно развивающейся отрасли знаний. С какими же проблемами приходиться сталкиваться? На мой взгляд, их несколько:
1. Проблема содержания предмета.
Чему, в каком объеме, и в какой последовательности учить? В 70-80 гг. основной акцент был сделан в области программирования и алгоритмизации. В настоящее время значительно больше внимания уделяется вопросам современной информационной технологии. А технологии эти развиваются со стремительной быстротой. И если лет девять назад на уроках информатики нужно было объяснять, например, что такое «клик» правой кнопкой мыши и что такое «двойной клик» и нужно было отрабатывать навыки работы с мышью, то теперь, когда компьютеры практически в каждом доме, дети самостоятельно осваивают все более сложные приложения (правда, большей частью это компьютерные игры). А учителям порой трудно из-за огромной скорости развития информационных технологий, если не невозможно уследить за всеми новшествами в этой области. Дети же зачастую быстрее взрослых отслеживают и усваивают новое. Это легко объяснимо психофизиологическими причинами, а именно: большей пластичностью детской психики и особой ролью визуальной среды, которая для ребёнка является частью игровой среды. В отличие от ряда других школьных предметов, требующих умственного напряжения, занятия на компьютере воспринимаются как продолжение игровой ситуации.
2. Отсутствуют взвешенные, реалистичные учебники.
Учитывая беспрецедентные скорости изменений в области информационных технологий, проблема учебников стоит особенно остро: пока его подготовят и опубликуют, он рискует потерять актуальность. В результате учителя приходят к неизбежному риторическому вопросу: «Нужны ли вообще учебники по такому предмету в наше время?»
3. Программное обеспечение.
В рамках комплексного проекта модернизации образования в школы был разослан комплект программ «Первая помощь 1.0», затем «Первая помощь 2.0». Хорошая идея, разнообразные лицензионные программы. Правда, некоторые программы из-за несоответствия системным требованиям, например Photoshop, нельзя было установить на школьные компьютеры. Теперь системные требования уже не помеха (парк компьютеров обновили), но проект «Первая помощь» закончился, и речь идет о переходе на свободное программное обеспечение, с которым тоже не все гладко…
4. Сопровождение образовательного процесса.
Учителю информатики сегодня зачастую приходится выполнять сразу несколько функций: и методической службы, и системы повышения квалификации, и сервисной службы. При современном уровне информатизации образовательного процесса учитель информатики просто не в состоянии все эти функции обеспечить в нужном объёме и с высоким качеством. Для этого необходимо предусмотреть соответствующие дополнительные ресурсы.
Закончить все же хочется на позитивной ноте. Учителя информатики большей частью люди творческие, работоспособные и готовые постоянно учиться, поэтому я думаю, что все проблемы рано или позже будут успешно преодолены.
|
На: Проблемы преподавания «Информатики и ИКТ»
Проблемы преподавания «Информатики и ИКТ»
В публикации Третьяковой А.А. " Проблемы преподавания информатики" отражены проблемы обычного учителя информатики, которые приходится ему самому решать. Учителя информатики все знают эти проблемы и согласятся с автором.
С наилучшими пожеланиями, Ирина
На: Проблемы преподавания «Информатики и ИКТ»
"Век живи, век учись" - эта поговорка про учителей информатики. Действительно, в век быстро развивающихся информационных технологий, основной проблемой (еще одной к вышеперечисленным) у учителя остается успеть за новыми технологиями, чтобы знания учителя были актуальными и востребованными для учащегося. Хотя и согласна с высказыванием Эриана Шульца «Хороший учитель – тот, кто был превзойден учениками».
Дьякова Валентина Владимировна