4. Анализ
рассказа
«Кусака».
В ходе анализа рассказа (по главам) обращаемся к сюжет-ному плану.
|
Давайте с вами посмотрим, почему у Кусаки была несчастная жизнь. Для этого обратимся к первой части рассказа.
- Почему собака стала злобной?
- Как в рассказе показана её злоба?
- Как к ней отнёсся «пропойца – мужик»?
- Почему он накопил в себе злобу?
Не только собака, но и мужик накопил в себе злобу, оказался коварным и безжалостным человеком. Кусаке после встречи с ним трудно было поверить в ласку, её трудно было приручить.
- Как показывает писатель, что Кусаке нелегко поверить в добрые чувства людей к ней?
После того, как Кусака привыкла к людям в её жизни наступили счастливые дни.
- Какую роль в преображении Кусаки сыграла ласка? Найдите во 2 и 3-й частях рассказа места, где автор пишет о ласке.
- Как изменила Кусаку дружба с людьми? Прочитайте об этом.
Несмотря на счастливые перемены в судьбе Кусаки, нас не покидает грустное предчувствие.
- Найдите в 4 части описания, вызывающие грустные, тоскливые чувства.
- Зачем писатель создаёт такое настроение у читателей?
- Для чего в этой части приведён диалог мамы с Лёлей?
- Как вы оцениваете отношение Лёли к собаке?
- Как можно было бы поступить с Кусакой?
- Объясните, когда Кусака несчастней – до или после дружбы с людьми.
Давайте вспомним, что пишет Андреев во 2 главе:
«.. Дачники были очень добрыми людьми…». Как вы считаете, это сказано серьёзно или с иронией?
Детям сложно заметить иронию в словах автора, поэтому учитель высказывает своё мнение: «Нам думается, что писатель искренне называет дачников добрыми людьми. Они, не зная тяжёлого прошлого Кусаки, может быть, и сами не догадывались, какую роль сыграли в её жизни. Но их доброта поверхностна, она не переходит в ответственность за того, кого приручили».
Такой приём и называется «иронией». Давайте запишем определение этого понятия. Дети списывают с доски: «Ирония – это стилистический приём, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном значении с целью насмешки».
- Какова идея произведения?
Кусаку бросили и она осталась одна.
- Давайте прочитаем с вами 5 главу со слов: «Наступила ночь…».
- Какие чувства у вас вызывает эта часть?
- Что ждёт Кусаку?
|
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы по просьбе учителя.
Дети зачитывают из текста предложения: « От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она.. ребята бросали в неё камнями и палками»;
«Со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить»; «… в одиночестве копила страх и злобу»; «… злобно ворчала».
Дети говорят о том, что он пожалел её, «позвал по имени», «с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога».
Дети зачитываю предложение: «Он вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми…».
Учащиеся выделяют словосочетания, предложения, которые особенно ярко показывают, как постепенно шла Кусака на сближение с людьми: «Яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья, рванула и…», «новое имя «Кусака», «на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присматривалась к их лицам и усвоила их привычки», «перевернулась на спину и закрыла глаза… её приласкали», «у неё отняли ей непримиримую злобу».
Учащиеся выполняют задание, отвечая на него по просьбе учителя. Дети зачитывают фрагменты из текста: «Долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара», «и долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которое она не могла понять и на которое она не могла ответить».
Дети читают: «Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас», «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», «привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться».
Учащиеся зачитывают из текста: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо…», «дождь то принимался идти, то утихал…», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль»
Показать грустные предчувствия Кусаки.
«Жалко», «бедная Куска».
Дети говорят о том, что Лёля жалела собаку, но с собой не взяла, бросила.
Дети предлагают разные пути для решения этой проблемы: взять с собой, даже если мама против; остаться с Кусакой на даче.
Одни учащиеся считают, что после дружбы с людьми Кусака стала несчастной, так как теперь её будет сложно привыкнуть к одиночеству.
Другие дети считают, что благодаря дружбе с людьми Кусака испытала такое чувство, как счастье, которое многие так и не познали.
Мнения учащихся расходятся. Одни считают дачников добрыми людьми, другие – злыми. Третьи говорят о том, что Кусака должна быть благодарна дачником за внимание, ласку.
Дети записывают в свои тетради новое понятие.
Дети говорят о том, что «мы в ответе за тех, кого приручи ли», должны быть добрыми.
Один учащийся читает вслух, другие следят по тексту.
Эта часть вызывает у детей такие чувства, как: грусть, печаль, жалость, желание за плакать.
Дети высказывают разные предположения: останется жить на даче, будет ждать приезда дачников в следующем году и др.
|
Работа с текстом, внимание к слову, выборочное чтение, интерпретация текста.
Эмоциональный отклик учащихся. Воспитательное значение.
Выборочное чтение. Показать, что пока собака действительно была «кусакой», у неё не было имени, Кусака же не в состоянии укусить, потому что у неё лаской, вниманием
«отняли её непри -
миримую злобу».
Выборочное чтение.
Раскрыть учащимся необычайную силу, неожиданность и точность слов об ощущениях существа, не привыкшего к ласке.
Выборочное чтение используется для того, чтобы показать учащимся счастливые дни Кусаки.
Выборочное чтение используется для выявления роли слова в описании начала осени и отъезда дачников.
Чтение диалога по ролям используется для передачи чувств Лёли.
Фронтальная беседа используется для показа отношений персонажей к собаке.
Показать отношение учащихся к собаке.
Создаётся проблемная ситуация, в которой учащиеся высказывают и доказывают свою позицию.
Диалог помогает
понять отношение детей к собаке, дачникам.
С помощью фронтальной беседы подвести учащихся к мысли о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Вводится новое понятие - «ирония».
С помощью вырази-
тельного чтения понять, что чувствует
Кусака.
Фронтальная беседа подводит учащихся к выполнению домашней работы.
|
На: Нравственные ценности в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака».
Уважаемая Екатерина Владимировна! Очень хотелось бы посмотреть презентацию к представленному материалу. Подскажите, пожалуйста, где найти презентацию.