Главным методологическим принципом патриотического воспитания является познание и осознание своей малой родины, поэтому приоритетным направлением воспитательной работы в нашей школе является краеведение как системообразующий вид деятельности. Центром воспитательной системы моего класса является историко – краеведческий музей, ставший творческой лабораторией для всего педагогического коллектива.
Точкой отсчёта, с которой начинается моя работа является диагностика личностных качеств учащихся, составление социального паспорта семьи, анкетирование родителей, и на основе этого, составление плана воспитательной работы с учащимися.После проведённой мною работы определилась основная цель моей деятельности – воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. Работу по достижению данной цели я сочла целесообразным разделить на четыре этапа. В первом классе веду работу по двум направлениям: «Мой дом» и «Моя семья». На данном этапе решаю следующие задачи:
1 .Воспитание в школьниках чувства самоуважения через свои добрые поступки, уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.
2. Воспитание любви к малой родине через развитие интереса к истории семьи и её традициям.
3. Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Цикл мероприятий ,проведённых в краеведческом зале музея помог мне реализовать данные задачи. Это игровая программа «Приглашение к чаю» -с участием родителей, « Семейные истории» - программа с участием бабушек и дедушек, ролевые фольклорные игры «Деревенские посиделки», «Русский самовар», «Откуда к нам хлеб на стол пришёл?», «Как рубашка в поле выросла?»
Во втором классе работу веду по направлениям: «Моя школа» и «Моя деревня». На данном этапе ставлю следующие задачи:
1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.
2. Повышение авторитета школы на основе знакомства с историей школы, с её интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями деревни.
3. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению школьников.
Для решения поставленных задач использую следующие технологии: коллективные творческие дела, исследовательская деятельность, проектная деятельность, трудовые десанты. Наряду с такими традиционными мероприятиями, как цикл классных часов по теме « Правила поведения в школе»,трудовыми десантами «Пусть моя школа будет чистой, зелёной и гостеприимной»,экскурсиями в зал « Народное образование»школьного краеведческого музея по темам «Кудакин И. И.Ветеран ВОв и первый директор Данутинской школы», «История Данутинской школы», «Деревня Кипрево в годы ВОв», «Сельчане, прославившие деревню Кипрево» приобщаю учащихся к исследовательской деятельности. Так ,при подготовке к ежегодной школьной краеведческой конференции, ребят моего класса заинтересовала экспозиция «Учителя – выпускники нашей школы». Ребята с удивлением обнаружили, что многих из них они знают в лицо, встречают их на улице. Ребятам захотелось узнать интересные факты биографии, оказать посильную помощь пожилым учителям – ветеранам. А дальше началась работа над социальным проектом «Учителя – ветераны в истории моей школы». Коллективно обсудили цели проекта. В результате обсуждения определили цели:
1. Собрать сведения об учителях – ветеранах Данутинской школы.
2. Оказать посильную шефскую помощь.
3. Пополнить экспозицию школьного музея «Учителя – ветераны нашей школы» новыми материалами.
4. Представить результаты проекта в виде презентации на школьной краеведческой конференции.
Исходя из целей коллективно выбрали тему проекта «Рябышева Т. С. –заслуженный учитель – ветеран Данутинской школы».Разработали план действий. Разбились на группы. Первая группа ответственная за сбор информации. Вторая – за проведение встречи с Татьяной Сергеевной в школе. Третья – за организацию шефской помощи учителю – ветерану. Четвёртая – за обработку информации (с привлечением родителей)и защиту проекта. По окончании работы над проектом провожу анкетирование учащихся и родителей для оценки конечного результата коллективной деятельности. Проведённый опрос свидетельствует, что родители активно поддерживают детей в их начинаниях , а совместная деятельность над проектом решает не только воспитательные задачи, но и является дидактическим средством обучения и развития детей.
В 3 -4 классах работу веду по направлению «Россия – Родина моя». На данном этапе реализую следующие цели:
1. Воспитание любви к Родине и уважение к её прошлому и настоящему, а также воспитание чувства ответственности за её будущее.
2. Развитие стремления к творческим делам и мероприятиям.
3. Формирование умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
4. Формирование и закрепление системы патриотических ценностей, а также чувства уважения и любви к культуре и истории России, традициям и обычаям её народов.
5. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений
Цикл классных часов , разработанных мной по теме «Я – гражданин России», направлен на реализацию этих целей. Использование материалов школьного музея помогает знакомить учащихся с государственными символами России, историческими памятниками, героями войны и труда, народными промыслами, фольклорными традициями и обычаями. В 3 и4 классах провожу фольклорные праздники «Святки», «Масленица», «Троица».Ребята с удовольствием участвуют в театральных постановках этих праздников, основанных на русских традициях с использованием обрядовых песен.
Слово «патриотизм» неотделимо от темы Великой Отечественной войны. На вопрос четвероклассникам: «Зачем нам нужно знать о ВОв?» - ребята ответили – «Хотим, чтоб не исчезла память о тех, благодаря кому мы сейчас живём, учимся, строим планы на будущее.За год до празднования 65 –летия Великой Победы , для учащихся начальной школы я разработала социальный проект «По зову сердца».Цель проекта – создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств через взаимодействие с участниками войны и труда, знакомство детей с боевыми традициями нашего народа, воспитание уважения к нашим защитникам. Срок реализации проекта 1 год. Основные направления работы:
*тематические экскурсии в « Зал Боевой Славы» школьного краеведческого музея по темам «Дети войны» , «Нашей Армии Герои», «Труженики тыла»
*оказание адресной помощи пожилым людям, участникам войны и труженикам тыла, проживающих в деревнях Кипрево, Данутино, Желдыбино, Ефремово.
*работа по реализации индивидуальных проектов учащихся на патриотическую тему
*участие в торжествах, посвящённых празднованию 65 летию Великой Победы в ВОв в школе, у Памятников Погибшим Воинам, в Кипревском ДК.
В ходе реализации проекта «По зову сердца»ребята были включены в работу над своими индивидуальными проектами « Мой папа- защитник Родины», «Моя прабабушка – труженица тыла», «Дети войны», «Пионеры – герои».
Что даёт такая работа? Постепенный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь содействует формированию патриотических чувств у учащихся, любви к родному краю ,своему отечеству, а так же уважение к старшему поколению.
Выпуская четвероклассников из начальной школы, провожу мониторинг нравственных качеств личностей учащихся.В диаграмме учитываю сформированность таких нравственных качеств ,как коллективизм, гуманизм, трудолюбие, честность, любознательность, организованность.
Заключение: Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
|