Submitted by Алевтина Ильинична Смородинова on вс, 09/10/2011 - 19:34
Тема: Закрепление по теме «Глагол»
Цель: 1. Закрепить знания учащихся по теме «Глагол».
2.Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к родному дому, к матери.
Оборудование:
1. Магнитофон, диск с песней «С чего начинается Родина».
2. Раскладушка «Русская изба»
3. Карточки для индивидуальной работы.
3. Карточки, изображающие «бревна» для строительства дома, с написанными на них словами: любовь, согласие, доброта, забота, тепло
5. Сигнальные карточки.
Ход урока
I.Организация
Звучит песня «С чего начинается « Родина»
- Послушаем музыку и подумаем о чем она?
.
II. Постановка учебной задачи
Родина, родной дом, родня- это исток, начало начал. Сегодня на уроке, изучая глагол ,будем играть, будем строить дом.
III.Обобщение исследовательской работы. Словарная работа
- Как по-другому мы называем дом? (изба, квартира, жилище)
- Перед уроком мы провели исследовательскую работу о русской избе и узнали о ней много нового. Результатом нашей работы стала раскладушка.
- В древнерусском языке слово изба произносилось так: истба и означало баня, теплое помещение.
- Сравните: топить, истопить, тепло. Какая мудрость! Там где тепло – есть изба.
- А как называется дом на Украине? На севере? У жителей юга?
- Молодцы, справились с первым заданием, кладем 1 бревно нашего дома. Это ЛЮБОВЬ.
- Почему любовь? Я объясняю: потому что основа дома, семьи – это любовь.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
IV. Работа над пословицами
На доске написаны пословицы:
Дом без хозяина – сирота.
Дом построить – не шапку на голову надеть.
Дома и стены помогают.
- Человек издавна берег, ценил свой дом и сложил о нем пословицы.
- Прочитайте пословицы. Как вы понимаете вторую пословицу? (Дом быстро строить нельзя. Дом стоят годами. Много труда, здоровья, сил и денег нужно, чтобы его построить).
- Выпишите из этих пословиц в тетрадь глаголы.
Проверка:
- Какие глаголы выписали? Прочитайте их, устно ставя к ним вопросы.
Обобщение:
-Что означают глаголы? На какой вопрос отвечают?
-Кладем второе бревно в наш дом. Это СОГЛАСИЕ. Очень важно, чтобы в доме было согласие между членами семьи.
1 вар. – Какие существительные подчеркнули? Как узнали, что это имена существительные?
2 вар. – Какие глаголы подчеркнули? Как узнали, что это глаголы?
- Третье бревно ДОБРОТА. С детства родители учат нас быть добрыми, милосердными, помогать друг другу в трудную минуту.
VI. Физкультминутка
А теперь ребята встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели вновь за дело.
VII. Работа с деформированным текстом
На доске слова: добрым, учат, нас, делам, мамы
Задание:
- Составить из слов предложение и записать его в тетрадь.
- Как начинаем писать предложение? Что ставим в конце предложения?
- Подчеркните главные члены предложения.
Вывод:
- Чем является подлежащее?
- Чем является сказуемое?
Молодцы, справились с этим заданием, кладем следующее бревно ЗАБОТА. В семье мы учимся заботиться друг о друге. Старшие заботятся о младших, младшие слушают старших.
VIIIИгра «Угадай значение фразеологического оборота»
Соедините фразеологические обороты с глаголами.
Совать нос думать
Клевать носом обманывать
Ломать голову вмешиваться
Чесать языки убежать
Надуть губы болтать
Водить за нос дремать
Унести ноги обидеться
- На какой вопрос отвечают глаголы?
УВАЖЕНИЕ. Мы должны уважать своих родителей. А уважать родителей: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
IX. Тестирование. Работа с сигнальными карточками
Я буду читать предложения. Если оно верное, вы показываете зеленую карточку, если неверную – красную.
1. – Глагол отвечает на вопрос: Кто? Что?
– Глагол отвечает на вопрос: Что делает? Что сделает?
2. - Глагол обозначает предмет.
- Глагол обозначает признак предмета.
- Глагол обозначает действие предмета.
3. – Уютный – это глагол.
- Бережем – это глагол.
- Счастье – это глагол.
4. – Глагол любит – обозначает действие одного предмета.
- Глагол заботятся – обозначает действие одного предмета.
- Глагол уважает – обозначает действия нескольких предметов.
5. – Глагол в предложении является сказуемым.
- Глагол в предложении является подлежащим.
Обобщение:
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
Чем является в предложении глагол?
Крепиться к дому крыша. ТЕПЛО.
X. Итог
Вот мы с вами построили ДОМ. Молодцы, вы все очень постарались и у нас получился замечательный дом.
ДОМ тебя защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут и приласкают, уму-разуму научат. Здесь тепло родного очага.
2008 год в нашей стране объявлен годом семьи. Если в нашем доме, в семье будет любовь, согласие, забота, уважение, тепло, то семья будет крепкой. Не зря в народе существует пословица: Крепка семья – крепка держава.