На исходе зима, скоро, скоро наступит долгожданная весна. Давайте подумаем: какие приметы весны вы замечали в природе?
(Учащиеся делятся своими наблюдениями)
-Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из этих примет весны, отображает какой-то определенный её период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна)
-Радуются птицы наступлению весны!
разговаривают друг сдругом и с нами!
Давайте прислушаемся…
Учащиеся слушают запись птичьего гомона в лесу.
Из звуков, которые издают птицы, образовались названия многих птиц
1 Чиви-чиви! Чиби-чиби! – зовет кого-то чибис.
2 Чи-чи!Чи-чи! –отвечает ему чиж.
3 Синь-синь!- посвистывает синица
4 Дро-дро!дро-дро!- сердится дрозд
5 Те-тер!те-тер!- называет себя тетерев
6 Гра-гра!- представляется грач
7 Чай-чай-чай - так кричат чайки
8 Сквор-сквор – поют скворцы
2 Далее учитель показывает учащимся рисунок с изображением синички и говорит:
- Эту любознательную птичку синичку зовут Зинькой. Зинька зимой жила в лесу. Она видела зимнюю вьюгу и чуть не погибла. А с приходом весны Зинька полетела в поле, на реку, в лес и сейчас мы узнаем, что она там увидела.
3 Рассказ по частям читают учащиеся (Март, апрель, май)
4 Вопросы по содержанию рассказа:
что видела Зинька в поле?
Что поразило её на реке?
Что происходило в лесу?
Повторное чтение частей рассказа
Анализ их по вопросам и заданиям
1-часть (Март): почему тает снег?
Что показалось из-под снега?
Кто прилетел первым? (Грачи)
Найдите описание грачей.
Где начинается весна?
2-часть (Апрель): прочитайте о том, что происходило с рекой.
Прочитайте про себя описание ледохода.
Расскажите об этом своими словами.
Найдите и прочитайте слова, которые описывают «работу» ручьев. (Поют, бегут, собираются, проберется, прыг, набилось и т.д.)
Какая разница в словах ручьи, ручейки, ручьишки?
Кто знает, в каком месяце наша река Ик освобождается ото льда?
3 часть (Май): подумайте, почему даже в мае в лесу было полно снега. Ответьте своими словами из текста.
Почему в лесу стало весело? (Запели птицы)
Что за туман окутал весь лес?
Прочитайте об этом.
С чем сравнивает автор распускающиеся листья?
Прочитайте, как проходил «лесной праздник»?
Какими красками вы бы нарисовали его? (Яркими, сочными)
5 1)Чтение про себя отрывка о весне полевой и выполнение задания: перечислить приметы ранней весны.
2)Чтение вслух отрывка о весне лесной и выполнения задания: перечислить приметы середины весны
3)Чтение весны лесной: назвать самую главную примету поздней весны, соотнести описания примет полевой, речной и лесной весны.
Физминутка
6 Иллюстрирование сказки
А сейчас, ребята мы с вами нарисуем диафильм. Работать будем по подгруппам
1 - ряд – 1 кадр март,
2 – ряд – 2 кадр апрель
3 – ряд – 3 кадр май
Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Времена года»
Составление кадров по месяцам
7 Заключение урока.
Учитель делает обобщение
Чем же пахнет весна?
Как вы думаете , как приход весны действует на настроение человека?
(Весна приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками, красками, первыми цветами. Весна приносит радость людям)
Дети сегодня очень старались и каждый получил оценки. Урок окончен.