Программа факультативного курса для 8 - 9 класса "Современная Британия"
Submitted by Татьяна Васильевна Индюкова on пн, 26/09/2011 - 17:04
Пояснительная записка
Глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. Современные условия развития общества определяются активным расширением связей нашей страны с другими государствами. Молодым людям, вступающим в жизнь, необходимо, помимо владения иностранным языком, хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и религии той страны, язык которой они изучают. Особенности отечественной системы образования заключаются в том, что, помимо общей тенденции гуманитаризации, возрастает значение целевых профильно-ориентированных страноведческих курсов. Это направление особенно актуально для средних учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков.
В свете вышеизложенного становится очевидным и необходимым введение факультативного курса лингвострановедческого характера «Современная Британия», рассчитанного на изучение в 8 классе.
Этот курс рассчитан на учащихся, которые уже владеют умениями и навыками устной и письменной англоязычной речи, чтения и перевода в объеме, определенном программой средней школы.
Курс «Современная Британия», выделенный в самостоятельную дисциплину: -
- помогает глубже понять и оценить культуру родной страны;
- готовит школьников к восприятию культуры другого народа и участию в межкультурной коммуникации.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны изучаемого языка, а также по ее науке, культуре, искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в межкультурном общении. Курс «Современная Британия» обобщает и систематизирует знания о стране изучаемого языка, полученные в процессе изучения языка в 5 – 7 классах и других предметов. Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса. Основная цель курса реализуется в развитии личности учащихся, в формировании готовности к участию в межкультурном общении. Наряду с этим содержание курса позволяет комплексно решать и основные цели обучения: развивающие, образовательные, воспитательные и практические.
Развивающие цели направлены на решение следующих задач:
• развитие языковых способностей учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
• развитие творческого потенциала школьников.
Образовательные цели:
• приобретение учащимися прочных базовых знаний об истории и культуре страны изучаемого языка;
• расширение кругозора учащихся, их общеобразовательной компетенции.
Воспитательные цели:
• формирование уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, его культуре, традициям и обычаям;
• воспитание учащихся в духе мира, терпимого отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению.
Практические цели направлены на:
• формирование умения извлекать и осмыслять страноведческую информацию любого типа;
• достижение более высокого уровня владения всеми видами речевой деятельности.
Готовность к участию в диалоге культур предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой и обще-учебной. В курсе «Современная Британия» каждая из компетенции имеет свою особенность.
Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности учащихся понимать и высказывать иноязычные фразы в связи с содержанием и формой источника страноведческой информации в разных ситуациях общения. Обще-учебная компетенция предполагает способность к анализу страноведческой информации, работу с различными источниками информации. Страноведческая и лингвострановедческая компетенции являются основными составляющими способности учащихся к вступлению в межкультурную коммуникацию. Таким образом, содержательная сторона курса представлена следующими компонентами:
• страноведческие и лингвострановедческие знания и умения;
• общие учебные навыки и умения, формируемые в процессе обучения;
• сферы коммуникативной деятельности;
• тематический и текстовый материалы.
К моменту окончания курса учащиеся должны овладеть следующими страноведческими умениями:
• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных высказываний;
• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой
страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;
• умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умением составлять доклады/рефераты, проекты и компьютерные презентации на общественно-политические и социально-культурные темы;
• умением делать публичные сообщения по страноведческой тематике с опорой на план, участвовать в развернутых дискуссиях, диспутах;
• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации. При проведении занятий по курсу «Современная Британия» предлагаются следующие формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность, проекты, доклад/реферат, викторины, кроссворды, задания, составленные самими учащимися.
Формы проведения занятий включают помимо традиционных аудиторных под руководством учителя проектную деятельность и индивидуальную самостоятельную работу, выполняемую во внеурочное время. Учащиеся знакомятся с разделами курса, определяются с темой проекта, выполняют проект в группе или индивидуально. На итоговом занятии идет презентация проектов. Итоговая оценка – «зачет».
Тематическое планирование
The British Isles. 2 час
/One country? What`s a county? Flags and saints. /
Early Invasions.2 час
/ The Celts. The Romans.The Saxons, Jutes and Angles.The Vikings. The Normans./
Empire and Democracy. 2 час
/ Henry VIII and the Church.The rise of Parliament. Empire and industry./
The English Language. 2 час
/The German influence. The French influence. The classical influence. /
Politics. 2 час
/ Parliament. Forming a government. Two – party politics./
The Monarchy.2 час
/ What does the Queen do? The Queen: representing Britain. The Royal family: an ideal British
family?/
Britain and the world. 2 час
/ Britain and the Commonwealth. Britain and America. Britain and Europe./
Typically British.2 час
/ Who are the British? A multi – racial society./
The British Year.2 час
/Festivals and Holidays. Festivals at school./
At Home. 2 час
/ There is no place like home. In the garden./
The British Family.2 час
/How big is the family? Married life. Homelessness./
At school. 2 час
/Secondary school. The school day./
Food. 2 час
/ Traditional British. East meets West. Fast food./
Music and Literature.2час
/ Music. The classics. /
Mass media.2 час
/ Newspapers. Magazines.Television. Radio./
Sports. 2 час
/ Football crazy. Cricket. Rugby./
Презентация проектов (урок-зачет). – 2 час.
Содержаниекурса.
1. The British Isles. 2 час
/One country? What`s a county? Flagsandsaints. /
Географическое положение государства. Границы с другими странами. Официальное и неофициальное название страны. Составные части страны. Флаги государства и каждой части. Святые - покровители страны. Эмблемыисимволы.
2. Early Invasions. 2 час
/ The Celts. The Romans.The Saxons, Jutes and Angles.The Vikings. TheNormans./
Раннеевторжение. Кельты. Римляне. Саксы. Юты. Викинги. Норманны. Влияние, которое они оказали на коренное население.
3. Empire and Democracy. 2 час
/ Henry VIII and the Church.The rise of Parliament. Empireandindustry./
Роль Генриха 8 и его взаимоотношения с церковью. Рождение парламента. Образование империи и индустриальный рост.
4. The English Language. 2 час
/The German influence. The French influence. Theclassicalinfluence. /
Развитиеязыка. Влияние завоевателей на язык. Германское влияние. Французское влияние. Колониальная экспансия. Рольязыкавмире.
5. Politics. 2 час
/ Parliament. Forming a government. Two – party politics./
Британский парламент. Формирование правительства. Двух партийная система политики. Выборывпарламент.
6. The Monarchy. 2 час
/ What does the Queen do? The Queen: representing Britain. TheRoyalfamily: anidealBritish
family?/
Монархия . роль Королевы. Королева – представитель Британии? Королевская семья – идеальная Британская семья? Королевскиескандалы.
7. Britain and the world. 2 час
/ Britain and the Commonwealth. Britain and America. BritainandEurope./
Британия и Содружество. Британия и Америка. Британия и Европа. Взаимоотношения стран.
8. Typically British. 2 час
/ Who are the British? A multi – racial society./
Кто такие британцы? Многонациональное общество. Традиции иммиграции. Многорасовое общество.
9. TheBritishYear. 2 час
/FestivalsandHolidays. Festivalsatschool./
Праздники - общественные, государственные, семейные. Праздники в школах. Семейные праздники.
10. At Home. 2 час
/ There is no place like home. Inthegarden./
Мой дом – моя крепость. Виды жилищ. В гостьях хорошо, а дома лучше. Садоводство.
11. The British Family. 2 час
/How big is the family? Marriedlife.Homelessness./
Размер британской семьи. Семейная жизнь. Бездомность. Домашние дела. Дети в семье.
12. At school. 2 час
/Secondary school. The school day./
Средняя школа. Уровни. Расписание. Предметы. Клубы. День в школе.
13. Food. 2 час
/ Traditional British. East meets West. Fastfood./
Традиционные британские блюда. Блюда стран мира. Фаст фуд. Рецепты. Составление меню.
14. Music and Literature. 2час
/ Music. The classics. /
Музыка. Певцы. Композиторы. Влияние на музыку. Музыкальные фестивали. Литература. Уильям Шекспир. Чарльз Диккенс. Сёстры Бронте. Томас Харди. Джейн Остен. Современная литература. Многокультурная английская литература.
15. Massmedia. 2 час
/ Newspapers. Magazines.Television. Radio./
Национальнаяпресса. Серьезные газеты и таблоиды. Журналы- молодежные и серьезные. Телевидение и радио. Мыльные оперы. Видео. Радио волны.
16. Sports. 2 час
/ Footballcrazy. Cricket.Rugby./
Британцы и спорт. Сумасшедший футбол. Крикет. Регби. Популярные виды спорта для мужчин и женщин. Здоровый образ жизни. Аэробика. Фитнес. Чемпионаты.
Итоговые занятия.
Презентации. Доклады. Эссе.
Ожидаемые результаты обучения.
Учащиеся должныуметь:
-читать с полным пониманием тексты, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации, тексты из периодической печати на английском языке и аутентичные тексты;
- сравнивать, анализировать различные материалы и реферировать их;
- работать со специальной терминологией и понимать её;
- написать краткое эссе, включающее аргументы своей точки зрения, а также статью, репортаж, письмо(120-150 слов);
- участвовать в дискуссии на английском языке, слышать собеседника и правильно реагировать на его речь или моделировать заданную ситуацию (12 фраз);
- спонтанно высказываться по изученной теме(5-8фраз), аргументировать свое мнение или подготовить и представить сообщение по заданной тематике (12 фраз);
- провести проектную работу в группах (распределить роли, обязанности, задания, вести поиск материалов, представить проект).
Методы и приёмы обучения.
Предъявление материала:
- ситуативность;
- объяснение;
- слушание и повторение;
- воспроизведение.
Тренировка:
- словарная работа;
- чтение материала;
- проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы, «правильно-неправильно», закончить предложения, множественный выбор, подтвердить утверждение предложением из текста, перевести, соотнести- парная или групповая работа.
3. Практика:
- моделирование заданной ситуации;
- проектная работа;
- презентация, обсуждение, проведение интервью или опроса;
- письменная работа в виде эссе, письма, статьи.
Формы контроля.
Устные ответы на каждом занятии.
Письменные работы:
- тесты – в конце подтемы;
- викторина, репортаж, интервью;
- эссе - в конце темы
- проект или ролевая игра.
Критерии оценок.
Оценки за выполнение требований:
70% - 80 % = «3»;
80 % - 90 % = «4»;
90 % - 100 % = «5».
Оценка не снижается, если 70 % прочитанного или прослушанного теста понятно; снижается на 10 %, если понятно более 50 %; на 20 %, если понятно менее 50 % прочитанного или прослушанного текста.
Сообщения в устной и письменной речи должны соответствовать заданной тематике, быть логично построенными с использованием адекватной лексики и грамматических структур и содержать аргументированные высказывания и личсную точку зрения. В неподготовленной устной речи грамматические и лексические ошибки не учитываются, если они не мешают общему пониманию и коммуникации.
Требования к уровню подготовке учащихся по окончании факультативного курса.
Раздел 1. Британские острова.
Учащиеся должны
Знать:местонахождение государства на карте мира,
Названия всех частей государства,
Флаги всех частей государства,
Уметь:читать тексты с пониманием основного содержания и деталей,
Рассказывать о географическом положении страны,
Описывать государственные флаги
Раздел 2. Завоевание Британских островов.
Учащиеся должны
Знать: лексику для обсуждения процесса завоевания Британских островов разными племенами
Уметь:слушать и пересказывать информацию по теме
Читать и понимать тексты детально
Раздел 3. Империя и демократия.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения темы
Правила написания имен собственных и географических названий.
Уметь:читать тексты, содержащие информацию об истории Британской империи.
Раздел 4. Английский язык и его роль.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения интересных фактов по истории развития языка
Способы словообразования
Уметь:различать при чтении языковую принадлежность заимствованных слов
Описывать историю развития английского языка.
Раздел 5. Политика Великобритании.
Учащиеся должны
Знать:названия политических партий Великобритании
Лексику для обсуждения политической системы государства
Уметь:слушать, читать и рассказывать о Британском парламенте.
Раздел 6. Монархия.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения роли Королевы в государстве
Уметь:находить специальную информацию в текстах о роли королевской семьи в стране.
Раздел 7. Британия и мир.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения роли Британии в мире
Названия основных Англоговорящих стран.
Уметь: находить на карте мира англоговорящие страны
Описывать взаимоотношения Британии и США, России
Раздел 8. Типичные британцы.
Учащиеся должны
Знать:лексику для описания характера англичан, их взаимоотношений
Уметь:описывать типичных англичан
Рассказывать о многорасового государства
Раздел 9. Британский календарный год.
Учащиеся должны
Знать: лексику для описания праздников и традиций
Уметь: рассказывать о праздниках, традициях страны
Раздел 10. Типичный английский дом.
Учащиеся должны
Знать:лексику для описания типичного английского дома
Лексику по теме
Английские пословицы и поговорки о доме
Уметь:различать разные типы домов
Описывать дома
Раздел 11. Британская семья.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения семейных ценностей англичан
Лексику для обсуждения проблем английских семей
Уметь:рассказывать о семейной жизни англичан
Делать сообщения по диаграммам и схемам
Раздел 12. Школьное образование в Британии .
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения школьного расписания
Названия предметов изучаемых в английских школах
Уметь:составлять расписание уроков на английском языке
Описывать процесс обучения в английских школах
Раздел 13. Традиционная английская еда.
Учащиеся должны
Знать: названия популярных английских блюд
Правила составления меню
Уметь:составлять меню
Писать рецепты приготовления традиционных английских блюд.
Раздел 14. Музыка и литература Британии.
Учащиеся должны
Знать:названия музыкальных инструментов и стилей,
Имена известных музыкантов, певцов и композиторов
Названия жанров литературы
Имена известных писателей и поэтов
Уметь: рассказывать об музыкальных фестивалях
Рассказывать о музыкантах и писателях.
Раздел 15. Средства массовой информации.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения роли СМИ в жизни англичан
Названия популярных молодежных журналов
Уметь:читать газетные и журнальные статьи
Писать статьи в журнал
Раздел 16. Спорт в Британии.
Учащиеся должны
Знать:лексику для обсуждения популярных видов спорта
Названия видов спорта
Уметь:описывать проблемы спорта любительского и профессионального
Обсуждать здоровый образ жизни британцев
Раздел 17. Итоговые занятия.
Учащиеся должны
знать:основы проектной деятельности,
Уметь:делать компьютерные презентации
Писать эссе и доклады
Литература:
Michael Vaughan – Rees, Peter Bystrom, Steve Bateman. In Britain. Chancerel, Титул, 2005.
АудиокассетакпособиюInBritain. Michael Vaughan – Rees, Peter Bystrom, Steve Bateman. In Britain. Chancerel, Титул, 2005.
Колодяжная А. «This is Great Britain» («Познакомьтесь:Британия») Айрис-пресс, Ролф, Москва, 2007 год.
Ощепкова В. В., Шустилова И. И. «Britain in brief» («О Британии вкратце» Лист, Москва, 2007 год.
Сатинова В. Ф. «Read and speak about Britain and the British» («Читаем и говорим о Британии и британцах») Минск, Вышэйшая школа, 2008 год.
Материалы журналов «Иностранные языки в школе», «Speakout». 2009-2011г.