Рабочая программа учебного курса логопедических занятий "Система работы по профилактике и коррекции нарушений письма-дисграфии у учащихся 2-х классов"
Submitted by Елена Валерьевна Вальтерова on Wed, 21/09/2011 - 15:10
Содержание программы:
1.1.Пояснительная записка
1.2. Календарно тематическое планирование
1.3. Учебно – методическое обеспечение программы
Пояснительная записка
К рабочей программе учебного курса логопедических занятий
Рабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы гимназии, утвержденной приказом № 251-о от 31.08.2011г, определяющей содержание образования в гимназии на всех ступенях обучения.
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в гимназии на логопункте.
Программа курса разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой.
Рабочая программа модифицирована, рецензирована, рассчитана на учащихся вторых классов с нарушениями письменной речи - дисграфией на один учебный год – на 68 часов.
Курс:Профилактика и коррекция нарушения письма (дисграфии) у учащихся вторых классов.
Актуальность:Общеизвестно, насколько важным для ребенка является начало процесса обучения, формирующего первую установку внимания по отношению к определенной работе. Именно успешность этих первых шагов часто оказывает очень сильное влияние на формирование последующих школьных успехов. Поэтому одним из важнейших условий школьной адаптации ребенка является овладение письменной речью.
Как известно, обучение письму является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме достаточного когнитивного и речевого развития, необходима определенная зрелость некоторых психофизических функций. К началу обучения письму у ребенка должны быть сформированы операции фонематического и зрительного восприятия, линейной памяти, пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации, функции внимания как средства контроля за осуществлением учебной деятельности, развит фонематический слух.
Как известно, в отличие от устной речи письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Письменная речь является более поздним образованием. Она формируется на базе устной речи, овладение которой начинается со второго года жизни и протекает у ребенка непроизвольно в процессе общения со взрослым, в то время, как письмо будет формироваться значительно позже.
В отличие от устной речи, протекающей автоматизировано, без сознательного анализа ее звукового состава, письменная речь с самого начала представляет собой произвольно организованную деятельность с сознательным анализом составляющих ее компонентов. Такая развернутость характера письменной речи сохраняется у обучающегося письму длительное время, и лишь на поздних этапах формирования письмо может превратиться в сложный автоматизированный навык. В связи с этим, педагогу, обучающему ребенка первоначальным навыкам чтения и письма необходимо знать характерные и существенные отличия устной и письменной речи, которыми являются психофизиологические механизмы письма. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформированным связям второй сигнальной системы (устная речь) и развивают ее. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым.
Исходя из того понимания, что письменная речь является зрительной формой существования устной речи, ребенок на начальных этапах овладения письмом и чтением сталкивается с одной из самых сложных задач, связанных с переводом временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических изображений.
Известен тот факт, что одной из главных причин неуспеваемости младших школьников является нарушение письма, а успеваемость ребенка в начальной школе во многом зависит от того, как он овладевает связями между звуками и буквами. Поэтому очень важно, чтобы период первоначальной подготовки не осложнялся дополнительными трудностями, к числу которых относятся и недостатки звукового анализа и синтеза, т. к. несформированность представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим и стойким ошибкам письма – дисграфии.
Проблема нарушений письменной речи у школьников (дисграфия) – одна из самых актуальных для обучения в Гимназии, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы - составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Это нарушение не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения, но, тем не менее, является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики русского языка на более поздних.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, несформированность зрительно-моторных координаций и пространственно-временных представлений, несформированность слухоречевой памяти и сложного единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слов.
Учитывая все вышеизложенное, легко определяется основная задача учителя – логопеда: своевременное выявление, предупреждение и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Цель:Преодоление нарушений письменной речи – дисграфии у детей, повышение успеваемости по русскому языку.
Задачи:
Своевременное определение наличия дисграфии у учащихся и причин, лежащих в основе нарушений письма.
Создать базу для понимания и правильного применения, грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом.
Дать понятия слово – предложение, звук – буква; осуществить работу по уточнению и развитию пространственно-временных представлений, работу над словом, его составом и способом образования.
Провести дифференциацию фонем, имеющих кинетическое и артикуляторно – акустическое сходство, дифференциацию гласных 1 – 2 ряда, парных звонких и глухих согласных устно и на письме.
Провести работу по уточнению и развитию лексико – грамматического оформления речи.
Воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.
Этапы коррекционной работы:
I. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений (5 часов).
Структурно-логическая карта курса.
Изучаемые темы:
Кол-во часов
1. Развитие пространственных представлений
1
2. Пространство
1
3. Время
2
4. Возраст и роли в семье
1
Дифференциация согласных и гласных звуков и букв, имеющих кинетическое сходство (сходных оптически или по начертанию)- 16 часов.
5. Дифференциация понятий предложение – слово
2
6. Дифференциация понятий звук – буква
1
7. Дифференциация понятий звук – буква, предложение – слово.
1
8. Уточнение артикуляции и звучания звуков. Строение и функции речевого аппарата
1
9. Дифференциация сходных по начертанию букв Б - Д
3
10. Дифференциация сходных по начертанию согласных П - Т
3
11. Дифференциация гласных, имеющих оптическое сходство У - И
2
12. Дифференциация согласных В – Д
2
13. Дифференциация гласных О – А
1
Дифференциация фонем, имеющих артикуляторно – акустическое сходство (15 часов).
14. Дифференциация гласных 1-2 ряда Ы – И
3
15. Дифференциация гласных 1-2 ряда А – Я
3
16. Дифференциация гласных 1-2 ряда О – Е
2
17. Дифференциация гласных 1-2 ряда У – Ю
3
18. Дифференциация гласных Е – Ю
3
19. Дифференциация гласных 1-2 ряда в самостоятельных и творческих работах.
1
Дифференциация звонких и глухих парных согласных (22 часа).
20. Дифференциация парных согласных З – С
4
21. Дифференциация парных согласных Б – П
3
22. Дифференциация парных согласных Д – Т
3
23. Дифференциация парных согласных В – Ф
3
24. Дифференциация парных согласных Г – К
3
25. Дифференциация парных согласных Ж – Ш
3
26. Дифференциация всех парных согласных
1
27. Оглушение звонких согласных в середине слов
1
28. Оглушение звонких согласных в конце слов
1
Уточнение и развитие лексико – грамматического оформления речи (10 часов).
29. Выявление активного словарного запаса
1
30. Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса детей
3
31. Ударение в слове и безударные гласные
1
32. Состав слова (морфемный анализ и синтез слов). Корень слова.
1
33. Сложные слова, состоящие из 2-х корней
1
34. Приставка
1
35. Суффикс
1
36. Состав слова
1
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
Безошибочно определять схему собственного тела и тела товарища, направления в пространстве и пространственные взаимоотношения предметов и объектов.
Ориентироваться в единицах времени, периодах человеческого возраста, семейных статусах, во временной последовательности действий, событий и явлений.
Дифференцировать устно и на письме звуки и буквы, имеющие кинетическое и артикуляторно – акустическое сходство.
Активно пользоваться всевозможными способами словообразования, подбирать проверочные однокоренные слова к словам с безударными гласными, находить ударные и безударные слоги, определять количество слогов в словах, безошибочно выполнять морфемный анализ и синтез слов (разбирать их по составу, складывать из частей).
Писать грамотно, преодолевая трудности на письме путем приобретенных знаний, умений и навыков в процессе логопедического обучения, избегая логопатических ошибок.
Формы контроля:Плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.
КИМ (контрольно – измерительные материалы):
Самостоятельные проверочные и творческие работы, графические и слуховые диктанты, речевые карты, рабочие тетради
Тема
Цели, задачи
Дата
Кол-во часов
Словарная работа, слова-термины
Наименование форм работы
Материал ТСО к уроку
Iэтап: Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.
1.Развитие пространственных представлений (И.Н.Садовникова)
Определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений предметов и объектов.
1
Пространство,подмышка, развилка дорог, витрина.
Корректурная правка-все буквы а подчеркнуть, все буквы, стоящие слева от а зачеркнуть. Определение схем тела своего и соседа Игры: Запомни - повтори, Разложи предметы, Прогулка в парк, Где меня найти? В каком кармане деньги? Я снимаю голову…След на песке. Семья на прогулке. Витрина магазина-зрительный диктант.
Стихотворение В.Берестова Ученик на развилке дорог .Наборное полотно, картина семьи, предметные картинки-продукты,цветные полоски(скамейки), шаблоны ступней и ладоней, книги.
2.Пространство. (И.Н.Садовникова)
Закрепить представления детей о пространственном расположении частей собственного тела, их взаимоотношении с другими предметами и объектами.
Корректурная правка -О подчеркнуть, все буквы справа от О зачеркнуть. Упр Последовательность числового ряда. В гостях у сказки. Поставь знак +. Проведи стрелку.Муха. Пол,нос,потолок. Клеточный диктант.
Числовой ряд, конверты со сказками, чистые листы формата А-4, тетрадные листы в клетку, карточки с тренировочными упражнениями, Квадрат-поле, книги.
3. Время (И.Н.Садовникова).
Уточнить понятия детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса.
Трен. Упр: Заполни таблицу. Режим дня школьника. Назови 5 дней подряд без дат и дней недели. Ленивый и прилежный – вставь пропущенные слова в тексте: сегодня, завтра, вчера - Ночь и День. Когда это бывает. Вставь недостающее, заполни схему.
Таблицы:
? ?
утро ?
? ? лето ?
? ? сегодня ? ?
4. Время. (И.Н.Садовникова)
Закрепить знания детей о единицах времени, о периодах человеческого возраста, о временной последовательности действий и событий.
1
Время суток, время года, сезон, сезонность, сезонные изменения.
Чтение и разгадывание сказки-загадки «Старик-Годовик». Игры: Разложи месяцы по сезонам. Подбери предмет, характерный для времени года: санки, коньки, лыжи, валенки, т.д. –зима; скворечник, подснежник, сосулька, резиновые сапоги, т.д. - весна; т.д.
Сказка В.И.Даля «Старик-Годовик, картинки 4-х времен года, разрезанные на 3 части с названием месяца на обратной стороне.
Трен. упр: Сопоставь понятия: дед – отец - сын-брат,
Бабушка – мать - дочь-сестра. Кто кому кем приходится? Составь рассказ о своей семье - схему, кем ты приходишься каждому члену семьи? Исправь ошибку (в перечне времен суток, дней недели, месяцев года, семейных статусов.)
Картина-схема семьи, доска, мел, тетради, ручки, карточки с перечнем времен суток,т.д. с допущенными ошибками в последовательности.
IIэтап: Дифференциация согласных и гласных звуков и букв, имеющих кинетическое сходство (сходных
оптически или по начертанию).
6.Дифференциация понятий «предложение-слово»
(Волкова)
Уточнить имеющиеся у детей понятия слов «предложение-слово», учить различать эти понятия и оперировать ими.
Трен. Упр.: Исправь деформированную фразу. Расставь точки в тексте. Корректурная правка.
Тетради, ручки, доска, мел, книги, карточки с тренировочными упражнениями.
8. Дифференциация понятий «звук-буква».
(Волкова).
Уточнить имеющиеся у детей понятия об алфавите, о звуках и буквах.
1
Алфавит, транскрипция йотированный, формула слова.
Трен. Упр: Напиши 1-2-3 звука, буквы. Напиши буквы, не дающие звука; буквы, состоящие из двух звуков; слово, начинающееся с буквы у,и,а; предложение, начинающееся со слова У,И,А. Подбери соответствующую схему к слову. Корректурная правка.
Трен. Упр: Придумай слово, начинающееся с пятой буквы алфавита, составь с ним предложение, произведи звуко-буквенный анализ слова и предложения. Придумай слова с ь на конце. Придумай слова из одних гласных, из одних согласных. Записать 3 гласные и 4 согласные буквы, 2 согласные и одн.у гласную; сколько получилось гласных и согласны. Подбери слова к схемам. Корректурная правка.
10. Уточнение артикуляции и звучания звуков. Строение и функции речевого аппарата
( Волкова ).
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза.
1
Артикуляция, фонема
Трен. упр: Придумать и записать слова с заданным звуком в заданном местоположении (А в начале, середине, конце слова, …по счету.) Отгадай в каком слове на букву М – 3 буквы О, обозначь цифрами местоположение каждой О. Запиши только те слова , в которых заданный звук находится на заданном месте. Назови окружающие предметы с заданным звуком на конце. Графическая запись слов с выделением гласных – согласных букв в слогах. Корректурная правка.
Тетради, ручки, доска, мел, книги.
11. Дифференциация сходных по начертанию букв «б – д» в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)
Профилактика и устранение у детей проявлений оптической дисграфии.
1
Расшифровка, зашифровка.
Трен. Упр: Белка – дятел. Шифровки слогов, слов, словосочетаний и предложений. Вставь пропущенные буквы. Корректурная правка: все буквы Б подчеркиваем, все буквы Д зачеркиваем.
Тетради, ручки, карточки с тренировочными упражнениями, доска, мел, картинки белки и дятла.
12. Дифференциация согласных «б – д» в словах, словосочетаниях.
(Л.Н.Ефименкова)
Закрепить у детей умение различать сходные по начертанию буквы Б – Д устно и на письме, познакомить с правилами правописания Б – Д перед согласными и на конце слова.
1
Правописание сомнительная согласная, орфограмма.
Тренировочные упражнения: Записать по 5 слов в 3 столбика: 1 – с буквой б, 2 – с буквой д, 3 – с буквами б и д в слове. Зашифровать – расшифровать слова. Письмо сказки «Курочка – Ряба» по памяти. Корректурная правка: все буквы б зачеркиваем, д – подчеркиваем.
Дифференциация согласных «б - д» в предложениях, связных текстах, самостоятельных и творческих работах.
(Л.Н.Ефименкова)
(И.НСадовникова)
Систематизация полученных знаний и умений дифференцировать согласные Б – Д, имеющие кинетическое сходство. Развитие логического мышления и чувства языка.
1
Корректурная правка.
Придумывание слов с буквами «б – д» в начале, середине, конце слова. Зашифровка словосочетаний и предложений. Корректурная правка: б – зачеркиваем, д – подчеркиваем. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы «б – д» вместо точек: все «б» обвести треугольником, «д» – кружочком простым карандашом.
Дифференциация сходных по начертанию согласных «п – т» в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)
Учить детей различать устно и на письме сходные по начертанию согласные П – Т, устранить проявления оптической дисграфии.
1
Начертание, количество элементов, шифровка.
Тренировочные упражнения: «2 – 3», II– III, шифровка. Вставь пропущенные буквы. Имена и фамилии. Составь словосочетания. Корректурная правка: все буквы п – зачеркиваем – т – подчеркиваем.
Карточки с шифровками, тетради, ручки, доска, мел.
15. Дифференциация согласных букв «п – т» в словах, словосочетаниях.
(Л.Н.Ефименкова)
Закрепить умения детей различать оптически сходные буквы «п – т» на письме.
1
Слуховой диктант, изложение.
Корректурная правка: все буквы п – подчеркиваем – т – зачеркиваем. Слуховой диктант, письмо по памяти текста «Укол под лопатку». Зашифровать пословицы.
Тетради, ручки, доска, мел, пословицы.
16.
Дифференциация согласных «п – т» в предложениях, связных текстах, самостоятельных и творческих работах.
Систематизация полученных знаний и умений дифференцировать согласные «п – т» , имеющие кинетическое сходство. Развитие зрительной памяти, внимания.
1
Четверостишие, деформированная фраза.
Устно расшифровать и прочитать Фамилию и Имя. Составить предложения из разрозненных слов, записать их в тетрадь. Расшифровать четверостишие «Осинка».Списать предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова. Корректурная правка; п – зачеркнуть, т – подчеркнуть.
Тетради, ручки, доска, мел, книги.
17.
Дифференциация гласных букв «у – и» в слогах, словах.
(Р.И.Лалаева).
Учить детей устно и на письме различать оптически сходные буквы, развивать зрительную память, зрительно – пространственные ориентировки.
1
Сконструировать, реконструировать.
Игры: Муха. Картина «Игрушки. Найди общую гласную, разные гласные в словах «муха» и «картина».Сравни букву и звук «и» с «у» по артикуляции, звучанию, написанию, начертанию. Определи: элементы каждой буквы, сходства, различия, связь с небуквенным изображением (книга «Найди букву» – профилактика дисграфии), закрепление за буквой. Трен. упр. Сложи буквы и, у из проволочных элементов, из мозаики различного цвета, из нитки на бархатной бумаге, слепи из пластилина, отбрось лишние элементы, обведи правильно написанные буквы и - у, допиши недостающие элементы, сотри неправильно написанные буквы.
Муха, поле из 9 клеток, картина «Игрушки», буквы и, у, строчные и печатные, книга «Найди букву», элементы букв из проволоки, мозаика, бархатная бумага, шерстяные нитки, пластилин, клеенка, мел, доска.
18. Дифференциация гласных «у – и» в словосочетаниях, предложениях и текстах.
(Р.И.Лалаева)
Закрепить умения детей различать оптически сходные буквы «у – и» устно и на письме
1
Пословица, народное творчество, колодец, шарада, синонимы - близкие по значению слова, антонимы – противоположные по значению.
Трен. Упр: Обведи буквы «у – и» соответствующим цветом. Расшифруй слово .о..о.и.а, из букв слова пословица составь новые слова (лицо, лови, полив, ослица, слова, половица, т.д.) Запиши только слова с буквой «и», шифровки (вместо стрелки вниз пиши букву «у», вместо стрелки вправо – пиши «и»). Зашифруй слова: игры, поговорки, загадки, небылицы, русский, считалки, мудрость, т. д. Игры: Не перепутай ведра; Шарады (стр.191. Р.И.Лалаева), звуко – буквенный анализ отгадок. Расшифруй пословицы в виде букв: И – приятелей много, а друга нет; У – переливает из пустого в порожнее; Захудыесловаслетитголова; охуеохулгмаволсмыпулГ. Вставь пропущенные буквы, соедини слова, близкие по значению (стр. 191. Р.И.Лалаева). Найди слова противники. Корректурная правка: у – зачеркиваем, и – подчеркиваем.
Карточки с тренировочными упражнениями, шифровками, пословицами, записанными в нетрадиционной форме, доска, мел, тетради, ручки, книги.
19. Дифференциация согласных «в – д» в словах
(Р.И.Лалаева).
Учить детей различать на письме оптически сходные буквы «в – д», развивать зрительные дифференцировки, гнозис, мнезис, развивать пространственные ориентировки.
1
Конструирование, реконструирование, рукописный.
Игры: Окошко в домике. Отгадывание загадок «Дятел», «Воробей», выделение первого звука, соотнесение с буквой, письмо «в – д» в воздухе, выделение элементов, входящих в состав буквы, выделение сходств – различий. Трен. упр: Придумай слова с буквой «в – д» в начале, середине, конце слова. Складывание букв «в – д» из проволочных элементов, выкладывание из ниток на бархатной бумаге, лепка из пластилина, письмо в лотке с манной крупой. Вставь пропущенные буквы «в – д» в словах. Корректурная правка: в – зачеркиваем, д – подчеркиваем. Что лишнее? (овощи, посуда.), графическая запись обобщающих слов. Отгадывание ребусов, выделение в словах- отгадках «в – д »
Картонный 2 – этажный домик с 4 окошками: 2 – на первом этаже, 2 – на втором; бабушка, дедушка, внучка – жильцы. Картинки дятла и воробья. Рукописные буквы «в – д», доска, мел, тетради, ручки, материал для конструирования, картинки овощей и посуды.
20. Дифференциация согласных «в – д» в предложениях и текстах.
(Р.И.Лалаева. стр.207.)
Закрепить умение детей различать оптически сходные буквы на письме, продолжать развивать зрительно – пространственные представления, фонематический анализ и синтез, анализ структуры предложений.
1
Анализ, нелепица – небылица, паронимы, кроссворд.
Анализ нелепой картинки. Отгадай букву по описанию. Анализ слов паронимов: сова – сода, ветка – детка, Даша – ваша, т. д. Отгадай загадку, сделай звуко – буквенный анализ отгадки. Подбери формулы к словам: гвоздь, волк, явка.(б > з, б< з, б = з). Разгадай кроссворд. Вставь пропущенные буквы в тексте. Придумай предложение с данным словом, рассказ «В деревне» из составленных предложений. (Дым, дорога, деревня, ворона, воробей, трава, гнездо). Корректурная правка: в – подчеркиваем, д – зачеркиваем.
Учить детей различать буквы «о – а» устно и на письме, развивать пространственные ориентировки, зрительные дифференцировки, гнозис, мнезис.
1
Формула.
Игры: Выходи на первый звук. Губы пишут букву… Соедини буквы «о – а» с другими буквами. Шифровки: а – квадрат, о – круг. Вставь пропущенные буквы «о – а» в стихотворении «Котик и козлик». Кто в домике живет? Корректурная правка: о – зачеркиваем, а – подчеркиваем,
Тетради, ручки, мел, доска, карточки слов с окошками вместо букв о - а. Книги. Текст стихотворения «Котик и козлик».
IIIэтап: Дифференциация фонем, имеющих артикуляторно – акустическое сходство.
22. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда “ы – и” в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)
Учить детей различать гласные «ы – и» устно и на письме.
1
Гласные 1 – 2 ряда, одиночные, двойные, парные.
Тренировочные упражнения: Вставь пропущенную букву. Закончи слово буквой, слогом. Измени слова по образцу. Запиши слог с буквой «ы – и», вычленив его из слова. Выпиши из текста слова с буквами «ы – и» в 2 столбика. Послушай – повтори: пы – пи – пи, ти – ты – ти, сы – си – си, т.д. Корректурная правка: ы – зачеркиваем, и – подчеркиваем.
Стихотворение С.Погореловского “Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке.” Таблица с гласными 1 – 2 ряда. Доска, мел, тетради, ручки, книги.
23. Дифференциация
гласных «ы – и» в словах и предложениях.
(Л.Н.Ефименкова).
Закрепить у детей умение различать гласные «ы – и» устно и на письме, развивать слуховую и зрительную память.
1
Словарный, зрительный, графический диктант.
Запись слов под диктовку. Письмо стихотворения «Мила и мыло» по памяти. Графическая запись текста «Мила и мыло» (Не любила Мила мыло. __ и и ы.) Корректурная правка: ы – подчеркиваем, и – зачеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки. Книги. Текст «Мила и мыло.»
24.
Дифференциация гласных «ы – и» в предложениях и связных текстах.
Систематизация полученных знаний и умений дифференцировать гласные «ы – и» , имеющие артикуляторно – акустическое сходство. Развитие зрительной памяти, внимания.
1
Графическая запись текста, цифровой диктант
Придумывание слов со слогом жи –ши Выписывание слов из текста в 3 столбика: ы, и, ы-и. Корректурная правка: ы – зачеркиваем, и – подчеркиваем. Цифровой диктант (записываем ту цифру, на каком по счету месте стоит буква ы – и). Графическая запись текста «Зима». (Наступила лютая зима. и __и.).
Доска, мел, тетради, ручки. Книги. Текст «Зима.»
25. Дифференциация гласных 1 – 2 ряда «а – я» в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)
Учить детей различать парные гласные «а – я» устно и на письме.
1
Одиночные, двойные, парные, графическая запись.
Тренировочные упражнения: Закончи слово буквой, слогом. Вставь пропущенную букву «а – я» Запиши слова графически (рыба - __ __) , надпиши гласные «а – я» над соответствующими слогами. Выпиши слова с буквами «а – я» из текста в 2 столбика. Корректурная правка: а – зачеркиваем, я – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки; книги; текст.
26. Дифференциация гласных «а – я» в словах и предложениях.
(Л.Н.Ефименкова)
Закрепить у детей умение различать гласные «а – я» устно и на письме, развивать зрительную и слуховую память.
1
Словарный, зрительный, графический диктант.
Закончи слово слогом с буквой а – я. Вставь в слова пропущенные буквы а – я. Запись слов в 3 столбика: а, я, а-я. Корректурная правка: а – подчеркиваем, я – зачеркиваем. Письмо текста «Родители и дети» по памяти. Графическая запись предложений.
Доска, мел, тетради, ручки. Книги. Текст «Родители и дети».
27.
Дифференциация гласных «а – я» в предложениях. И связных текстах.
(Л.Н.Ефименкова)
Систематизация полученных знаний и умений дифференцировать гласные «а – я» , имеющие артикуляторно – акустическое сходство. Развитие зрительной памяти, внимания.
1
Правила переноса, водить - галить
Списывание слов, деля их на слоги для переноса. Корректурная правка: а – зачеркиваем, я – подчеркиваем. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Запись слов под диктовку. Шифровка (расшифровать предложение с последующей записью в тетрадь).
Доска, мел, тетради, ручки. Книги. Карточки с шифровками.
28. Дифференциация гласных 1 – 2 ряда «о – е» в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)
Учить детей различать парные гласные «о – е» устно и на письме.
1
Слоговые ряды, приветствие.
Сравните 2 слова по смыслу и по звучанию: нос – нес. запиши слоги в 2 строчки; Игры: «Марсианское приветствие – прощание»; графическая запись слов; вставь пропущенные буквы; выпиши слова с буквами «о – е» в 2 столбика из текста «Береза». Корректурная правка: о – зачеркиваем, е – подчеркиваем.
Мяч; доска, мел, тетради, ручки, книги; текст «Береза».
29. Дифференциация гласных «о – е» в словах, словосочетаниях и предложениях.
(Л.Н.Ефименкова)
Закрепить у детей умение различать гласные «о – е» устно и на письме, развивать зрительную, слуховую память и внимание.
1
Клен, клев, вол.
Сравнивание пар слов по написанию: воз – вез, вол – вел. Графическая запись текста «Береза» у доски, текста «Ежик» – самостоятельно. Корректурная правка: о – подчеркиваем, е – зачеркиваем. Списывание предложений с доски, вставляя пропущенные буквы: о – е. Словарный диктант. Итог урока, взаимооценка.
30. Дифференциация гласных 1 – 2 ряда «у – ю» в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)
Учить детей различать парные гласные «у – ю» устно и на письме.
1
Тюль, слюда, графическая запись.
Игра: Перевертыши (му – мю, т.д.) Сравнивание пары слов по написанию, звучанию, смыслу: ЛУК – ЛЮК. Запись слогов в 2 строчки: с «у» с «ю». Тренировочные упражнения: Запиши слова графически. Выпиши слова из стихотворения «На уроке» в 3 столбика: 1 – у, 2 – ю, 3 – у, ю. Вставь пропущенные буквы. Корректурная правка: у – зачеркиваем, ю – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги, мяч.
31. Дифференциация гласных «у – ю» в словах, словосочетаниях, предложениях..
(Л.Н.Ефименкова)
Закрепить у детей умение различать гласные «у – ю» устно и на письме, развивать зрительную, слуховую память и внимание
1
Юркая
Придумывание слов на букву «у – ю». Изменение слов по образцу: писать – пишу, кричать – кричу, петь – пою, т.д. подчеркнуть последнюю букву в измененном слове Запись слогов с буквой у – ю из слов. Списывание предложений, вставляя пропущенные буквы «у – ю». Выпиши слова из стихотворения «Мой спутник» в 3 столбика: 1 – у, 2 – ю, 3 – у, ю. Письмо стихотворения «Про Юленьку» по памяти. Корректурная правка: у – подчеркиваем, ю – зачеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги.
32.
Дифференциация гласных «у – ю» в предложениях, связных текстах, самостоятельных и творческих работах.
(Л.Н.Ефименкова)
Систематизировать полученные знания и умения дифференцировать гласные «у – ю», имеющие артикуляторно – акустическое сходство. Развитие зрительной памяти, внимания.
1
Брюква, шифровка, студеная.
Выделение из стихотворения «Про Юленьку» слов с буквами у, ю, у-ю. Корректурная правка: у –зачеркиваем, ю – подчеркиваем. Выписывание слов в 3 столбика: 2 –у, 2 – ю, 3 – у,ю из стихотворения «Кто что любит?». Графическая запись текста «Юла». Запись предложений под диктовку. Шифровка: расшифруйте предложение: Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел – был сильный мороз. Итог урока, самооценка.
Доска, мел, тетради, ручки, книги, шифровка на доске.
33. Дифференциация гласных «е – ю», имеющих артикуляторно – акустическое сходство в слогах, словах..
(И.Садовникова)
Учить детей различать сходные по звучанию и месту резонирования гласные звуки «е – ю» устно и на письме.
1
Цифровой диктант, графическая запись слов
Тренировочные упражнения: Назвать первую гласную букву в слоге. Запись слогов с «е – ю» в две строчки. Цифровой диктант: на каком по счету месте стоит буква «у – ю» ту цифру записать – юг (1), мед (2), июнь (2), т.д. Графическая запись слов. Корректурная правка: ю – зач. у – подч. Изменение словосочетаний по образцу: Юра поет – дети поют, швея шьет – швеи шьют, Люба пьет – девочки пьют, т.д. Итог урока, самооценка.
34. Дифференциация гласных «е – ю», имеющих артикуляторно – акустическое сходство в словах, словосочетаниях.
(И.Садовникова)
Продолжатьучить детей различать сходные по звучанию и месту резонирования гласные звуки «е – ю» устно и на письме.
1
Словосочетание, местоимение
Тренировочные упражнения: Придумайте слово на букву «ю – е»; Запишите только те слоги в словах, в которых есть буква «ю – е», Корректурная правка: ю – подч., е – зачеркиваем. Измените словосочетания по образцу: Птицы вьют – птица вьет, дожди идут – дождь идет, куры клюют – курица клюет,т. д. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы «ю – е» вместо точек. Составь словосочетания с помощью подходящих по смыслу местоимений: все, всю (…поле, … речку, … море, … землю, …дорогу, … время, … сметану, т.д.)
35. Дифференциация гласных «е – ю», имеющих артикуляторно – акустическое сходство в словах, словосочетаниях и предложениях.
(И.Садовникова)
Закрепить у детей умение различать гласные «е – ю», развивать слуховую, зрительную, речевую память и внимание
1
Клев, плес.
Тренировочные упражнения: Сигнальные карточки (поднять соответствующую букву «е – ю» при ее наличии в слове.) Сравни по звучанию и значению (клюв – клев, плюс – плес, т. д.) Изменение словосочетаний по образцу: Я – мы (я – пою, мы – поем.) Вставь пропущенные слова (мою, мое, свою, свое, твою, твое.) Корректурная правка: е – зачеркиваем, ю – подчеркиваем. Шифровка: Туча по небу идет, бочка по морю плывет, из какого произведения эта строчка и кто ее автор? Графическая запись предложений (у доски), текста «Клен» (самостоятельно, с проверкой у доски). Итог урока, самооценка.
Тренировочные упражнения: Назовите мягкие согласные в словах и гласные, которые их смягчают. Выпишите слова парами, обведите мягкие согласные в словах зеленым карандашом, а твердую – синим. Словарный диктант. Корректурная правка: 1 ряда– зачеркиваем, 2 ряда – подчеркиваем. Слуховой диктант «Весна». Зрительный диктант «Помощники».
Доска, мел, тетради, ручки, книги, зеленый и синий карандаши
IVэтап: Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
37. Дифференциация парных согласных “з – с”, имеющих артикуляторно – акустическое сходство в слогах, словах.
(Л.Н.Ефименкова)(И.Садовникова).
Учить детей различать сходные по звучанию и месту резонирования парные согласные « з – с» устно и на письме, развивать зрительные, тактильно – вибрационные ощущения.
Сравни по артикуляции звуки: с, п, л, з, у; найди похожие, дай характеристику. Игра «Выходи на первый звук». Игрушки Светы и Зои. Корректурная правка: с – зачеркиваем, з – подчеркиваем. Запишите слоги в 2 строчки: 1 – с, 2 – з. Цифровой диктант. Запишите только тот слог, в котором есть буква «з – с». Итог урока, самооценка.
Зеркала, предметные картинки со звуком «с – з», перечень слов с буквами «с – з», доска, мел, тетради, ручки, книги.
38. Дифференциация парных согласных “з – с” в словах, словосочетаниях и предложениях.
(И.Садовникова),
(Л.Н.Ефименкова)
Продолжать учить детей различать парные согласные «с – з», развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание.
1
Графическая запись слов
Тренировочные упражнения: Поймай звук. Графическая запись слов у доски.Вставь пропущенные буквы «з – с».Закончите слово начатое мной слогом»зы – сы», запишите получившиеся слова, все буквы «з – с» выделите цветными карандашами (зеленым – синим). Итог урока, самооценка.
Тетради, ручки, синий и зеленый карандаши, карточки с тренировочными упражнениями.
39. Дифференциация согласных «з - с» в предложениях и связных текстах.
Закрепить у детей умение различать согласные «з – с» устно и на письме.
1
Слова – паронимы.Текст, гримасничали
Тренировочные упражнения: Послушайте стихотворение «Ни разу», найдите слова – паронимы (раз, ваз, таз), подберите к ним проверочные слова. Вставьте пропущенную букву «з – с», подберите и запишите проверочное слово. Составьте словосочетания: сущ. + глагол, подбирая слова по смыслу. Игра «Договори словечко» – закончи словосочетание словом, подходящим по смыслу со звуком «з – с» (нести …сумку, везти … санки, вязать … носки, т.д.) Замени картинку словом. Письменно ответь на вопросы. Диктант «В зоопарке». Корректурная правка: с – зачеркиваем, з – подчеркиваем.
Тетради, ручки, книги, карточки с тренировочными упражнениями.
40. Дифференциация согласных «з - с» в самостоятельных и творческих работах.
(И.Садовникова)
(Л.Н.Ефименкова)
Закрепить у детей умение различать согласные «з – с» устно и на письме
1
Цифровой диктант, салазки
Развесистый
решето
Тренировочные упражнения: Игра «Проверь словечко». Вставь пропущенные буквы «з-с», обведите их цветными карандашами (с-синим, з-зеленым), запишите слова в 3 столбика, цифровой диктант (отгадывание загадок, работа с отгадками), корректурная правка: с-подчеркиваем, з-зачеркиваем. Составьте словосочетания: прилагательное + существительное, выпиши слова из стихотворения «Ждите нас» в 3 колинки, вставьте в предложение пропущенные слова, подходящие по смыслу (с-з),Составьте предложения из разрозненных слов
Тетради, ручки, синий и зеленый карандаши, карточки с тренировочными упражнениями, доска, мел.
41.. Дифференциация парных согласных «б – п» в слогах, словах.
Учить детей различать парные согласные «б – п» устно и на письме, развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание.
1
Слуховой диктант.
Тренировочные упражнения: Какой по счету звук «б – п». Вставь пропущенный слог. 3 колонки. Отгадай загадку – слуховой диктант. Корректурная правка: б – зачеркиваем, п – подчеркиваем.
Тетради, ручки, книги, карточки с тренировочными упражнениями.
42. Дифференциация согласных «б – п» в словах и предложениях.
Продолжать учить детей различать согласные «б – п» устно и на письме.
1
Сенеж, лукошко, Подмосковье.
Тренировочные упражнения: Выпиши слова с буквой «б – п». Закончи предложение. Вставь пропущенные буквы. Корректурная правка: б – подчеркиваем, п – зачеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги, маркеры.
43. Дифференциация согласных «б – п» в предложениях и связных текстах.
Закрепить у детей умение различать парные согласные «б – п» устно и на письме.
Доска, мел, тетради, ручки, карточки с тренировочными упражнениями.
46. Дифференциация парных согласных «д – т» в предложениях и связных текстах.
Закрепить у детей умение различать парные согласные «д – т» устно и на письме.
1
Зрительный, слуховой, проверочный, творческий.
Проверочные диктанты и творческие работы Корректурная правка: д - зачеркиваем, т – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, маркеры, книги.
47. Дифференциация парных согласных «в – ф» в слогах, словах.
Учить детей различать парные согласные «в – ф» устно и на письме, развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание.
1
Артикуляционный профиль, кроссворд, по вертикали, по горизонтали, фестиваль.
Тренировочные упражнения: Запомни – повтори. Сходства – отличия. Выпиши в два столбика. Какой по счету звук «в – ф». Составь схемы слов. 3 колонки. Вставь пропущенные буквы. Разгадай кроссворд. Корректурная правка: в – зачеркиваем, ф – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки. Артикуляционные профили звуков «в – ф», буквы «в – ф», кроссворд , книги.
48. Дифференциация парных согласных «в – ф» в словах и предложениях..
Продолжать учить детей различать парные согласные «в – ф» устно и на письме.
1
Софа, фляга.
Тренировочные упражнения: Закончи предложение. Подбери к словам под буквой а) подходящие по смыслу и грамматическому оформлению слова под буквой б). Вставь пропущенные буквы. Ответь на вопросы письменно. Корректурная правка: в – подчеркиваем, ф – зачеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги.
49. Дифференциация парных согласных «в – ф» в предложениях и связных текстах.
Закрепить у детей умение различать парные согласные «в – ф» устно и на письме.
Проверочные диктанты и творческие работы. Корректурная правка: в – зачеркиваем, ф – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, опорные слова для творческого сочинения, книги.
50. Дифференциация парных согласных «г – к » в слогах, словах.
Учить детей различать парные согласные «г – к » устно и на письме, развивать фонематический слух, восприятие, языковое чутье.
1
Острог, дуршлаг, зеленый массив, кроссворд, по вертикали, по горизонтали.
Тренировочные упражнения: Гуси – куры. Выдели звуки «г – к » из слов. Выпиши слоги с буквой «г – к » Распредели слова в 3 колонки. Закончи слово слогом га – ка; ги – ки. Ответь на вопросы одним словом, запиши ответ, подчеркни г – голубым, к – красным карандашом. Разгадай кроссворд. Корректурная правка: г – зачеркиваем, к – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, буквы «г – к ». Стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». Кроссворд, книги.
51. Дифференциация парных согласных «г – к » в словах и предложениях.
Продолжать учить детей различать парные согласные «г – к » устно и на письме, продолжать развивать фонематический слух, восприятие, языковое чутье.
1
Калька, калина, деформированная фраза.
Тренировочные упражнения: Вставь пропущенные буквы. Закончи предложение подходящим по смыслу словом. Подбери к словам под буквой а) подходящие по смыслу и грамматическому оформлению слова под буквой б). Придумай предложение с данным словосочетанием. Ответь на вопрос полным предложением. Составь предложение из разрозненных слов. Корректурная правка: г – подчеркиваем, к – зачеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги. Карточки со словосочетаниями, с деформированными фразами.
52. Дифференциация парных согласных «г – к » в предложениях и связных текстах.
Закрепить у детей умение различать парные согласные «г – к » устно и на письме, продолжать развивать фонематический слух, восприятие, языковое чутье.
1
Зрительный, слуховой, изложение (письмо по памяти.)
Проверочные диктанты и творческие работы. Изложение «Мышка испугалась». Корректурная правка: г – зачеркиваем, к – подчеркиваем.
Тетради, ручки, книги.
53. Дифференциация парных согласных «ж – ш» в слогах, словах.
Учить детей различать парные согласные «ж – ш» устно и на письме, развивать фонематический анализ и синтез, слух и восприятие.
1
Шпулька, желудь, матрешка.
Тренировочные упражнения: Какой по счету звук «ж – ш». Запиши графически слова. Выпиши из слов слоги с буквами «ж – ш». Вставь пропущенную букву, слог. Измени слова по образцу: водил – вожу, махал – машу, т.д. Проверь сомнительную согласную в конце слова: багаж – багажи, шалаш – шалаши. Корректурная правка: ж – зачеркиваем, ш – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, карточки с тренировочными упражнениями, книги, мяч.
54. Дифференциация парных согласных «ж – ш» в словах и предложениях.
Продолжать учить детей различать парные согласные «ж – ш» устно и на письме. Продолжать развивать фонематический слух, восприятие, анализ.
Тренировочные упражнения: Подбери к словам под буквой а) подходящие по смыслу и грамматическому оформлению слова под буквой б). Закончи предложение. Вставь пропущенные буквы, слова. Составь предложение из разрозненных слов. Корректурная правка: ж – подчеркиваем, ш – зачеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги, карточки с тренировочными упражнениями.
55. Дифференциация парных согласных «ж – ш» в предложениях и связных текстах.
Закрепить у детей умение различать парные согласные «ж – ш» устно и на письме, продолжать развивать фонематический слух, восприятие, анализ, синтез.
1
Зрительный, слуховой, творческий.
Проверочные диктанты и творческие работы: Зрительный диктант «Пушок». Письмо скороговорок по памяти. Составление письменного описания Муськи по рассказу «Кошка Муська». Диктант «Шалаш в лесу». Корректурная правка: ж – зачеркиваем, ш – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги.
56. Дифференциация всех звонких и глухих парных согласных
Закрепить знания детей о парных согласных, умение различать их устно и на письме.
1
Отчетный, проверочный.
Словарный диктант. Самостоятельная работа: списать текст, подобрать проверочные слова к выделенным. Проверочный диктант «Пруд». Корректурная правка: все звонкие парные согласные – зачеркиваем, глухие парные – подчеркиваем.
Доска, мел, тетради, ручки, книги, карточки с заданиями в 2 вариантах: «Матрешки», «Подружки».
57. Оглушение звонких согласных в середине слова.
(И.Садовникова)
Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять детей в проверке сомнительных согласных.
1
Оглушение, сомнительная,соседство, прояснение.
Тренировочные упражнения: Сравнить 2 пары слов, выделить в каждом слове третий по счету звук: что слышится, что произносится, что пишется? Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах: произношение – глаза – гласки, написание – глазки (таблица стр.160.) Проверь сомнительные согласные в словах. Списать текст, вставляя пропущенные сомнительные согласные. Подобрать слова, соответствующие данным схемам: - - шка (чашка, кошка, т.д.); - - - шка (клюшка, брошка, т.д.); - - - -шка (рубашка, подушка,т.д.); - - - - -шка (братишка, картошка, т.д.).
Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов, сравнение с нормами правописания, закрепление умения детей проверять сомнительную согласную.
1
Оглушение, озвончение, сомнительная согласная.
Тренировочные упражнения: Проверь сомнительную согласную в конце слова (устно). Прочитать пары слов, сравнить по смыслу, по звучанию, по написанию; подобрать проверочные слова. Подобрать слова, соответствующие данным схемам: л-в, р-д, с- - г, в- - г, г - - з, с- - д, г - - б, д - - г (слова для справок прилагаются, как помощь).Вставь пропущенные буквы в четверостишиях «Паук», «3 мудреца»( два варианта). После проверки сомнительных согласных распределить слова в 2 столбика по наличию звонкого или глухого согласного в конце слова.
Выяснение и пополнение объема словарного запаса у детей, очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
1
Слова – предметы, действия, признаки, величина, форма, фактура.
Тренировочные упражнения: Назови действие (перекидывая мяч). Назови другой предмет с тем же признаком: мел белый (и снег белый) т.д. Сравни пары предметов: по вкусу, цвету, прочности, ширине, высоте. Прослушай загадку, выдели слова, обозначающие голосовые действия. Угадай предмет по его признакам или действиям (арбуз, комар, дождик, зонт, дорога). Образовать действие от продуктивной основы имени: Маша – (машет), Паша – (пашет), Коля – (колет), Поля – (полет), т. д; и наоборот: машет – (Маша) т.д.
Мяч. Пары предметов для сравнения: лимон и мед, василек и гвоздику, веревку и нитку, дорогу и тропинку, дом и шалаш. Имена для словообразования: …, Валя, Катя, Света, Тоня, Соня. Доска, мел, тетради, ручки.
60. Уточнение и расширение словарного запаса детей.
(И.Садовникова).
Увеличить количественный рост словаря детей путем усвоения новых слов и их значений.
1
Слова – сорняки, приятели (синонимы),
Тренировочные упражнения: Из стихотворения «Слова – сорняки» выделить слова засоряющие нашу речь, не прибавляя смысла высказываниям. Из данных слов под буквой а) подобрать слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу к словам под буквой б). Указать четвертое лишнее слово с иным, чем у остальных слов, значением. В данных словосочетаниях указать близкие по значению слова: свежая пища, запас корма, вкусная еда (пища, корм, еда). Какое из слов каждой строчки употребляется чаще в разговорной речи, какое в книжной речи; указать слова, имеющие неодобрительный оттенок. Прослушать сказку «Тигр – лев и лев – тигр», рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.
Стихотворение А.Л.Барто «Слова - -сорняки». Слова – синонимы в двух столбиках, доска, мел, тетради, ручки. Карточки с тренировочными упражнениями: четвертый – лишний. Сказка Е.Измайлова «Тигр – лев и лев – тигр.
61. Уточнение и расширение словарного запаса детей.
(И.Садовникова).
Продолжать увеличение количественного роста словаря детей путем усвоения новых слов и их значений.
1
Слова - неприятели (антонимы), противоположные по значению, «слова наоборот»
Тренировочные упражнения: Найди в тексте слова, имеющие противоположное значение, выпиши их в тетрадь в 2 столбика. Вставь в пословицы пропущенные слова: большой, маленький. Подбери антонимы к выделенным словам (устно). Игра – потешка «Карандашик». Из рассказа Е.Измайлова «Погрустили» выделить слова: а) близкие по значению словам грусть, грустить. б) противоположные им по значению. Назови слово с противоположным значением (устно). Внимательно прослушав текст Н.Сладкова «Мороз весной», подобрать из него к данным словам противоположные по значению слова: мерзнет - …, капельки - …, солнечная - …, вода - …, днем - …
62. Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса детей.
( И.Садовникова).
Качественное обогащение словаря детей путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
1
Слова – близнецы (омонимы), многозначные слова., прямой и переносный смысл.
Тренировочные упражнения: Выпиши из стихотворения В.Лифшица слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. Составь предложение из данного словосочетания (устно). Найди в тексте слова, которые звучат одинаково, перескажи текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению (устно). Определи, сколько значений у слов в стихотворении И.Токмаковой «В чужой стране», многозначные слова выпиши в тетрадь. Замени слово бежит близким по смыслу словом: (время бежит – летит, река бежит – течет, зерно бежит из мешка – сыплется, молоко бежит из кастрюли – льется, т.д). Объясни значения выделенных слов в стихотворении В.Орлова «Часы». Выпиши словосочетания со словом земля, употребленном в значениях: планета, суша, территория, почва, край. Объясни прямой и переносный смысл выражений: намылить шею, прикусить язык, развязать руки, поджать хвост, развесить уши, т.д.
Доска, мел, тетради, ручки.
Стихотворения: В.Лифшица «Ключ», И.Токмаковой «В чужой стране», В.Орлова «Часы».
63. Ударение в слове и безударные гласные.
(И.Садовникова).
Показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции, упражнять в подборе проверочных слов.
1
Сильная, слабая позиция, безударная гласная
Тренировочные упражнения: Вспомни правило проверки безударных гласных и исправь ошибки в стихотворении Л.Дружинина «Буква А и буква О» (калечко, драва, трова).Игры – упражнения: Один – много (стена – стены, сосна – сосны, гроза – грозы, страна, плечо, ядро, коза, вода, т.д). Много - один (дела – дело, ряды – ряд, грибы, поля, снега, т.д). Вчера – сегодня ( платил – платит, просил – просит, плясал, носил, сказал, вязал, чертил, тащил). Сегодня – вчера (везет – вез, цветет – цвел, пасет, метет, плетет,т.д.) Выписать из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам ( садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник; лесистый, лиса, снежок, синеет). Вставь безударную гласную, подобрав проверочное слово. Найди 4 – лишнее слово в столбике, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную, спиши столбики слов в тетрадь, исключив лишнее слово.
Доска, мел, маркеры, тетради, ручки. Мяч, стихотворение Л.Дружинина «Буква А и буква О», Перечень слов с безударными гласными для упражнений.
64. Состав слова (морфемный анализ и синтез слов). Корень слова.
(И.Садовникова).
Познакомить детей с составом слова и его главной образующей частью – корнем, научить выделять корень в слове, подбирать родственные и однокоренные слова, определяя разницу между ними.
1
Корень слова, родственные и однокоренные слова, дуга.
Тренировочные упражнения: Выдели родственные слова из стихотворения Е.Измайлова «Как растут слова?», «Сосулька – сладкий леденец, текста К.Паустовского «Родина» (устно). Близки ли по значению и могут ли считаться родственными слова: корова – теленок, свинья – поросенок, т.д. Выдели корень в словах: гора – горе – горел, рисовал – рисовый, т.д, являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые корни? Выпиши группы родственных слов. Выпиши только те словосочетания, которые допустимы в речи: маслить маслом, писать письмо, т.д. Каверзные вопросы: Почему не шипит шиповник? В какой ложке ложь? т,д.
Дерево (плоскостное изображение) с родственными словами вместо плодов (в виде табличек). Доска, мел, тетради, ручки, простые карандаши, перечень родственных и однокоренных слов для упражнений.
65. Сложные слова, состоящие из двух корней.
(И.Садовникова).
Познакомить детей со сложными словами, состоящими из двух корней, научить находить и выделять корни в сложных словах, расширять словарный запас.
1
Сложное слово, соединительная гласная, между корнями, дуга.
Тренировочные упражнения: Найти в стихотворении Е.Измайлова «Пар и Ход» родственные слова и сложное слово, составленное из двух корней (устно). Выдели в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную между корнями (кружком). Найди в тексте и выпиши в тетрадь сложные слова, выдели корни. Выписать сложные слова из стихотворения В.Иванова «Семеро в отделе» в тетрадь, выделить корни.
Доска, мел, тетради, ручки. Стихотворения: Е.Измайлова «Пар и ход», В.Иванова «Семеро в отделе».
66. Приставка.
(И.Садовникова).
Познакомить детей с частью слова – приставкой и приставочным способом словообразования, с правописанием приставок.
1
Приставка – часть слова, перед корнем, приставочный способ словообразования.
Тренировочные упражнения: Назвать противоположные действия, используя приставки от -, вы – (устно). С помощью приставки (за -, по -, от -, пере -, на -), вырази начало и конец действия, запиши в 2 столбика.. Выпиши в два столбика слова с приставкой пере -: а) В значении повторности действия, б) в значении чрезмерного действия (Перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, т.д.). Спиши словосочетания, подобрав к слову - действию соответствующую приставку (в -, из -, под -, за -, у -, пере -, на -, рас -, с -). Вставь пропущенное слово, подходящее по смыслу: (Машина … мимо дома. К нам в гости … бабушка. (приехала, проехала)). Выпиши в 2 столбика слова с приставками по -, под -.
Мяч, доска, мел, маркеры, тетради, ручки, перечень слов и предложений для упражнений.
67.Суффикс
(И.Садовникова).
Познакомить детей с частью слова – суффиксом и суффиксальным способом словообразования, с правописанием суффиксов.
1
Суффикс – часть слова, после корня, суффиксальный способ словообразования.
Тренировочные упражнения: Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы? Какое слово лишнее? (устно). Выпиши в тетрадь слова, не только называющие предмет, но и указывающие величину, выдели ту часть слова, в которой заключено значение величины (лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, т.д). Образуй с помощью суффиксов от данных слов слова со значением очень маленький или очень большой (кулак – кулачок – кулачище, нос – носик – носище, т.д). Составь словосочетания из слов: оглянулся, огляделся (кругом, назад); раскинул, раскидал (игрушки, руки) т.д.
Доска, мел, маркеры, тетради, ручки. Текст Н.Сладкова «Листья», перечень слов для упражнений.
68. Состав слова.
(И.Садовникова).
Закрепить и систематизировать знания детей о составе слова, о его морфемном анализе и синтезе.
1
Состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание, сложные слова..
Тренировочные упражнения: К данным схемам подбери слова соответствующей структуры. Запиши данные предложения графически, отражая состав слова. Выписать из юморески «Прогноз погоды» сложные слова (имеющие два корня). Проверочные, творческие работы.
Схемы слов различного состава, доска, мел, маркеры, тетради, ручки.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Методическая литература:
№
Автор
Название
Изд-во
Год издания
Кол-во экз.
1
О.В Елецкая Н.ЮГорбачевская
Организация логопед. Работы в школе
Творч.центр. Москва
2005
1
2
В.И.Ковалько
Школа физминуток
«Вако.» Москва
2005
1
3
Р.И.Лалаева
Л.В.Венедиктова
Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у мл. школьников
«Союз» Санкт-Петербург
2001
1
4
Р.И Лалаева
Логопедическая работа в коррекционных классах
Владос. Москва
1998
1
5
В.И Селиверстов
Словарь логопеда
Владос. Москва
1997
1
6
В.В.Коноваленко
С.В.Коноваленко
Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
Москва
1998
1
7
И.Н.Садовникова
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Москва «Владос»
1995
1
8
Л.Н.Ефименкова
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
Москва «Владос»
2001
1
9
О.В.Елецкая
Н.Ю.Горбачевская
Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей
«Школьная пресса»
2004
1
10
С.Ю.Горбунова
Е.А.Яструбинская
Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР.
Москва «Деловой мир»
2005
1
11
В.Т.Голубь
Графические диктанты
Москва
«Вако»
2004
1
12
Н.А.Гегелия
Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых
Москва
«Владос»
1999
1
13
А.В.Ястребова
Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений
Москва
«Аркти»
1999
1
14
В.В.Коноваленко
С.В.Коноваленко
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
«Тандем» ООО «Гном-пресс»
1998
1
15
С.Г.Шевченко
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Москва «Школьная пресса»
2005
1
16
С.В.Коноваленко
Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет
Москва
1998
1
17
Е.А.Алифанова
Н.Е.Егорова
Логопедические рифмовки и миниатюры
Москва Гном - Пресс
1999
1
18
З.В.Дощицина
Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации