Submitted by Светлана Олеговна Балалаешникова on пн, 19/09/2011 - 11:36
«Арифметические основы построения компьютера».
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Арифметические основы построения компьютера».
Урок проводится в форме игры «Сокровище нации». Класс разбивается на 3 группы: 2 группы по 5 человек - команды участники, 3 группа жюри.
Для проведения игры используется презентация, материал интерактивного электронного учебника Образовательного центра «Школьный Университет» по курсу «Арифметические и логические основы построения компьютера» и интернет ресурсы.
Слайд 1: «Арифметические основы построения компьютера»
Игра проходит в 5 раундов.
Слайд 2: 1 раунд «Померимся умом»;
2 раунд «Один на один»;
3 раунд «Домино»;
4 раунд «Найди ответ»;
5 раунд «Мой выбор».
1 раунд. «Померимся умом». (см. приложение 1, раунд 1)
Слайд 3:
Выбирается 1 из 10 вопросов. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. Если нет ответа у оппонентов, то ответ засчитывается команде, которая выбирала номер вопроса. Все участники команды выбирают номера. Могут соглашаться с ответом оппонентов, могут не соглашаться. За правильный ответ баллы зачисляются обеим командам.
Слайд 4: Нажимаем на номер вопроса.
При выборе номера появляется вопрос. После ответов учеников можно сделать проверку. Для того чтобы вернутся к выбору номера ответа нажимаем
Как только ответы даны на все вопросы, возвращаемся на слайд 4 и нажимаем
Слайды с 3 по 14.
Выбираем следующий раунд.
2 раунд. «Один на один». Слайды с 15 по 35. Приглашаются участники команд по очереди. Показывается 4 слайда с картинками. Участнику задаются по 2 вопроса по содержанию картинок, например: «Что держала мышка?» (см.приложение 1, раунд 2). Каждому участнику за правильный ответ 1 балл.
3 раунд. Игра «Домино». Слайды с 36 по 39.
Задание из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». (см. приложение 1, раунд 3). Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.
4 раунд. «Найди ответ». Слайды с 40 по 49.
Ответить на вопрос, используя интернет ресурсы и справочник «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», за 30 секунд. Один и тот же вопрос для обеих команд. За правильный ответ 1 балл. Участвует вся команда.
5 раунд. «Мой выбор». Слайды с 50 по 55.
Монитор с 5 темами. Выбирается вопрос и соперник. За правильный ответ 1 балл.
Слайд 56. Подведение итогов.
Подсчитываются баллы за каждый раунд.
Приложение 1
1 раунд.
1) Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) цифры зависит от её места (позиции) в коде числа.
2) В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.
3) базисом системы счисления называют последовательность чисел, каждое из которых задаёт «вес» (степень основания) соответствующего разряда.
4) Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.
5) Запись числа в двоичной системе удобна для компьютера, но громоздка для человека. На помощь приходят системы, родственные двоичной, — восьмеричная и шестнадцатеричная.
6) Алгоритм перевода чисел из одной родственной системы в другую: при переводе в восьмеричную систему двоичное число разбивается на триады влево и вправо от десятичной запятой, а при переводе в шестнадцатеричную систему — на тетрады.
7) Алфавит системы счисления — это упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.
8) Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)
9) Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? (Восьмеричной.)
10) Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду “По порядку номеров — рассчитайся!”? Ответ. “А в какой системе счисления считать?”
2 раунд.
Картинки из 4 слайдов:
Вопрос к первому ряду:
1) Какие точки ты видел на картинке 1? Серые и белые.
2) Алфавит какой системы счисления изображен на 3 картинке? Древнеегипетской.
Вопрос ко второму ряду:
1) Какое число было написано после слова Ответ на 3 картинке? Число 7
2) Какого цвета верхняя полоса на картинке 4? Синяя
Вопрос к третьему ряду:
1) Сколько цветов использовали для записи слов на 2 картинке? 5 цветов
2) Что изображено на картинке 4? Окружности
Вопрос к четвертому ряду?
1) Сколько нулей на 1 картинке? 3 нуля
2) Как называется система с основанием изображенным на картинке 2? Четверичная
Вопрос к пятому ряду:
1) Какого цвета пирамидка на 3 картинке? Синего
2) Какой буквой обозначено число 30? Л «люди»
3 раунд. Игра «Домино» из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», урок 2 5 шаг. Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.
Приложение 1
1 раунд.
1) Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) цифры зависит от её места (позиции) в коде числа.
2) В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.
3) базисом системы счисления называют последовательность чисел, каждое из которых задаёт «вес» (степень основания) соответствующего разряда.
4) Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.
5) Запись числа в двоичной системе удобна для компьютера, но громоздка для человека. На помощь приходят системы, родственные двоичной, — восьмеричная и шестнадцатеричная.
6) Алгоритм перевода чисел из одной родственной системы в другую: при переводе в восьмеричную систему двоичное число разбивается на триады влево и вправо от десятичной запятой, а при переводе в шестнадцатеричную систему — на тетрады.
7) Алфавит системы счисления — это упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.
8) Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)
9) Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? (Восьмеричной.)
10) Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду “По порядку номеров — рассчитайся!”? Ответ. “А в какой системе счисления считать?”
2 раунд.
Картинки из 4 слайдов:
Вопрос к первому ряду:
1) Какие точки ты видел на картинке 1? Серые и белые.
2) Алфавит какой системы счисления изображен на 3 картинке? Древнеегипетской.
Вопрос ко второму ряду:
1) Какое число было написано после слова Ответ на 3 картинке? Число 7
2) Какого цвета верхняя полоса на картинке 4? Синяя
Вопрос к третьему ряду:
1) Сколько цветов использовали для записи слов на 2 картинке? 5 цветов
2) Что изображено на картинке 4? Окружности
Вопрос к четвертому ряду?
1) Сколько нулей на 1 картинке? 3 нуля
2) Как называется система с основанием изображенным на картинке 2? Четверичная
Вопрос к пятому ряду:
1) Какого цвета пирамидка на 3 картинке? Синего
2) Какой буквой обозначено число 30? Л «люди»
3 раунд. Игра «Домино» из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», урок 2 5 шаг. Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.
А сейчас убедитесь в том, что вы способны победить в любой игре, а знания, полученные на предыдущих уроках, вам помогут. Составьте карточки домино таким образом, чтобы числа, записанные в разных системах счисления, были равными по значению. В ответе запишите номера карточек в том порядке, в котором их нужно составить.
1 – 41;8
2 – 0,5;175
3 – 20;0,25
4 – 5;41
5 – 20;5
6 – 8;175
7 – 0,5;0,5
8 - 0,499968; 0,328125
Ответ: 3,5,4,1,6,2,7,8
4 раунд. «Найди ответ». Нужно найти ответ на вопрос в сети Интернет или в справочнике «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». Учитывается скорость и правильный ответ.
1) К числу каких систем счисления относятся славянская, ионийская, финикийская? (алфавитным)
2) Принцип работы «древнего полинезийского телеграфа» ? (двоичная с.с – звонкие и глухие удары по барабанам)
3) Первая система счисления, основанная на позиционном принципе которую использовали люди для записи чисел за две тысячи лет до н.э. следы которой сохранились и до наших дней. (вавилонская шестидесятеричная с.с – в часе 60 минут, 1 минуте 60 сек, окружность делим на 360 градусов)
4) Какая система счисления, по свидетельству известного исследователя Африки Стенли, была у ряда африканских племён и с чем это было связано? (Была распространена пятеричная система счисления. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Так, у человека пять пальцев на руке, которые удобно использовать для наглядного счёта).
5) Чем прославился в XIII веке монах Беда Достопочтенный? (Составил описание правил счёта, согласно которым различные загибы фаланг пальцев позволяли изображать единицы, десятки, сотни и тысячи, а определённые жесты рук — считать до миллиона).
5 раунд. Курсивом выделены правильные ответы
Книга перемен
1) Какие числа записаны с помощью римских цифр MMMD, LIV, XCIX, MCMXCVII?
Ответ: 3500, 54, 99, 1997
Принцип Домино
2) В системе счисления с основанием 5 запишите десятичные числа:
· 145; 1040
· 512; 4022
· 1000. 13000
Числа – близнецы.
3) Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:
· 1010001001011; 144В
· 1011001101111; 166F
Числовые ребусы.
4) Найдите среднее арифметическое следующих чисел:
100101102, 11001002 и 1100102;
Ответ 150 + 100+50 = 300
300/3=100
10010110+1100100+110010 = 100101100
100101100/11=1100100
Что-то с памятью моей стало.
Запишите в прямом коде следующие двоичные числа:
· –11011; 10011011
· 10011; 00010011
А сейчас убедитесь в том, что вы способны победить в любой игре, а знания, полученные на предыдущих уроках, вам помогут. Составьте карточки домино таким образом, чтобы числа, записанные в разных системах счисления, были равными по значению. В ответе запишите номера карточек в том порядке, в котором их нужно составить.
1 – 41;8
2 – 0,5;175
3 – 20;0,25
4 – 5;41
5 – 20;5
6 – 8;175
7 – 0,5;0,5
8 - 0,499968; 0,328125
Ответ: 3,5,4,1,6,2,7,8
4 раунд. «Найди ответ». Нужно найти ответ на вопрос в сети Интернет или в справочнике «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». Учитывается скорость и правильный ответ.
1) К числу каких систем счисления относятся славянская, ионийская, финикийская? (алфавитным)
2) Принцип работы «древнего полинезийского телеграфа» ? (двоичная с.с – звонкие и глухие удары по барабанам)
3) Первая система счисления, основанная на позиционном принципе которую использовали люди для записи чисел за две тысячи лет до н.э. следы которой сохранились и до наших дней. (вавилонская шестидесятеричная с.с – в часе 60 минут, 1 минуте 60 сек, окружность делим на 360 градусов)
4) Какая система счисления, по свидетельству известного исследователя Африки Стенли, была у ряда африканских племён и с чем это было связано? (Была распространена пятеричная система счисления. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Так, у человека пять пальцев на руке, которые удобно использовать для наглядного счёта).
5) Чем прославился в XIII веке монах Беда Достопочтенный? (Составил описание правил счёта, согласно которым различные загибы фаланг пальцев позволяли изображать единицы, десятки, сотни и тысячи, а определённые жесты рук — считать до миллиона).
5 раунд. Курсивом выделены правильные ответы
Книга перемен
1) Какие числа записаны с помощью римских цифр MMMD, LIV, XCIX, MCMXCVII?
Ответ: 3500, 54, 99, 1997
Принцип Домино
2) В системе счисления с основанием 5 запишите десятичные числа:
· 145; 1040
· 512; 4022
· 1000. 13000
Числа – близнецы.
3) Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:
· 1010001001011; 144В
· 1011001101111; 166F
Числовые ребусы.
4) Найдите среднее арифметическое следующих чисел: