Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Арифметические основы построения компьютера

Фото пользователя Светлана Олеговна Балалаешникова
Submitted by Светлана Олеговна Балалаешникова on пн, 19/09/2011 - 11:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Балалаешникова Светлана Олеговна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 1 г.Гусиноозерска, учитель информатики
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

 

Цель: обобщить и систематизировать   знания и умения по теме «Арифметические основы построения компьютера».

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Е.С.Кутугина "Арифметические и логические основы построения компьютера", Томск, 2009 г.

"Интерактивный электронный учебник  Образовательного центра "Школьный университет" "Числа, логика, компьютер", Томск, 2009 г.

Используемое оборудование: 

Компьютер, видеопроектор

Используемые ЦОР: 

Презентация "Сокровище нации".

"Интерактивный электронный учебник  Образовательного центра "Школьный университет" "Числа, логика, компьютер", Томск, 2009 г.

Краткое описание: 
Обобщающий урок проводится в форме игры "Сокровище нации".
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

«Арифметические основы построения компьютера».

Цель: обобщить и систематизировать   знания и умения по теме «Арифметические основы построения компьютера».

Урок проводится в форме игры «Сокровище нации». Класс разбивается на 3 группы: 2 группы по 5 человек - команды участники, 3 группа жюри.

Для проведения игры используется презентация,  материал интерактивного электронного учебника Образовательного центра «Школьный Университет» по курсу «Арифметические и логические основы построения компьютера» и интернет ресурсы.

Слайд 1: «Арифметические основы построения компьютера»

Игра проходит в 5 раундов.

Слайд 2: 1 раунд «Померимся умом»;

               2 раунд «Один на один»;

               3 раунд «Домино»;

               4 раунд «Найди ответ»;

               5 раунд «Мой выбор».

1 раунд.  «Померимся умом». (см. приложение 1, раунд 1)

Слайд 3:

Выбирается 1 из 10 вопросов. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. Если нет ответа у оппонентов,  то ответ засчитывается команде,  которая выбирала номер вопроса. Все участники команды выбирают номера. Могут соглашаться  с ответом оппонентов, могут не соглашаться. За правильный ответ баллы зачисляются обеим командам.

Слайд 4: Нажимаем на номер вопроса.

При выборе номера появляется вопрос. После ответов учеников можно сделать проверку. Для того чтобы вернутся к выбору номера ответа нажимаем

 Как только ответы даны на все вопросы, возвращаемся на слайд 4 и нажимаем

Слайды с 3 по 14.

Выбираем следующий раунд.

2 раунд. «Один на один». Слайды с 15 по 35. Приглашаются участники команд по очереди. Показывается 4 слайда с картинками. Участнику задаются по 2 вопроса по содержанию картинок, например: «Что держала мышка?» (см.приложение 1, раунд 2).  Каждому участнику за правильный ответ 1 балл.

3 раунд. Игра «Домино». Слайды с 36 по 39.

 Задание из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». (см. приложение 1, раунд 3). Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.

4 раунд. «Найди ответ». Слайды с 40 по 49.

 Ответить на вопрос,  используя интернет ресурсы и справочник «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», за 30 секунд. Один и тот же вопрос  для обеих команд. За правильный ответ 1 балл. Участвует вся команда.

5 раунд.   «Мой выбор». Слайды с 50 по 55.

Монитор с 5 темами. Выбирается вопрос и соперник. За правильный ответ 1 балл.

Слайд 56. Подведение итогов.

Подсчитываются баллы за каждый раунд.

 

Приложение 1

1 раунд.

1)                Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) цифры зависит от её места (позиции) в коде числа.

2)                В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.

3)                базисом системы счисления называют последовательность чисел, каждое из которых задаёт «вес» (степень основания) соответствующего разряда.

4)                 Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.

5)                Запись числа в двоичной системе удобна для компьютера, но громоздка для человека. На помощь приходят системы, родственные двоичной, — восьмеричная и шестнадцатеричная.

6)                Алгоритм перевода чисел из одной родственной системы в другую: при переводе в восьмеричную систему двоичное число разбивается на триады влево и вправо от десятичной запятой, а при переводе в шестнадцатеричную систему — на тетрады.

7)                Алфавит системы счисления — это упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

8)                Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)

9)                Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? (Восьмеричной.)

10)            Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду “По порядку номеров — рассчитайся!”? Ответ. “А в какой системе счисления считать?”

 

2 раунд.

Картинки из 4 слайдов:

Вопрос к первому ряду:

1)                Какие точки ты видел на картинке 1? Серые и белые.

2)                Алфавит какой системы счисления изображен на 3 картинке? Древнеегипетской.

Вопрос ко второму ряду:

1)                Какое число было написано после слова Ответ на 3 картинке? Число 7

2)                Какого цвета верхняя полоса на картинке 4? Синяя

Вопрос к третьему ряду:

1)                Сколько цветов использовали для записи слов на 2 картинке? 5 цветов

2)                Что изображено на картинке 4? Окружности

Вопрос к четвертому ряду?

1)                Сколько нулей на 1 картинке? 3 нуля

2)                Как называется система с основанием изображенным на картинке 2? Четверичная

Вопрос к пятому  ряду:

1)                Какого цвета пирамидка на 3 картинке? Синего

2)                Какой буквой обозначено число 30? Л «люди»

3 раунд.  Игра «Домино»  из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», урок 2  5 шаг. Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.

 

 
 

Приложение 1

1 раунд.

1)                Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент (значение) цифры зависит от её места (позиции) в коде числа.

2)                В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.

3)                базисом системы счисления называют последовательность чисел, каждое из которых задаёт «вес» (степень основания) соответствующего разряда.

4)                 Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.

5)                Запись числа в двоичной системе удобна для компьютера, но громоздка для человека. На помощь приходят системы, родственные двоичной, — восьмеричная и шестнадцатеричная.

6)                Алгоритм перевода чисел из одной родственной системы в другую: при переводе в восьмеричную систему двоичное число разбивается на триады влево и вправо от десятичной запятой, а при переводе в шестнадцатеричную систему — на тетрады.

7)                Алфавит системы счисления — это упорядоченное множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

8)                Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы.)

9)                Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? (Восьмеричной.)

10)            Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду “По порядку номеров — рассчитайся!”? Ответ. “А в какой системе счисления считать?”

 

2 раунд.

Картинки из 4 слайдов:

Вопрос к первому ряду:

1)                Какие точки ты видел на картинке 1? Серые и белые.

2)                Алфавит какой системы счисления изображен на 3 картинке? Древнеегипетской.

Вопрос ко второму ряду:

1)                Какое число было написано после слова Ответ на 3 картинке? Число 7

2)                Какого цвета верхняя полоса на картинке 4? Синяя

Вопрос к третьему ряду:

1)                Сколько цветов использовали для записи слов на 2 картинке? 5 цветов

2)                Что изображено на картинке 4? Окружности

Вопрос к четвертому ряду?

1)                Сколько нулей на 1 картинке? 3 нуля

2)                Как называется система с основанием изображенным на картинке 2? Четверичная

Вопрос к пятому  ряду:

1)                Какого цвета пирамидка на 3 картинке? Синего

2)                Какой буквой обозначено число 30? Л «люди»

3 раунд.  Игра «Домино»  из «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет», урок 2  5 шаг. Участвует вся команда. Учитывается время и правильный ответ.

 

 
 

А сейчас убедитесь в том, что вы способны победить в любой игре, а знания, полученные на предыдущих уроках, вам помогут. Составьте карточки домино таким образом, чтобы числа, записанные в разных системах счисления, были равными по значению. В ответе запишите номера карточек в том порядке, в котором их нужно составить.

 

1 – 41;8

2 – 0,5;175

3 – 20;0,25

4 – 5;41

5 – 20;5

6 – 8;175

7 – 0,5;0,5

8 -  0,499968; 0,328125

Ответ:   3,5,4,1,6,2,7,8

4 раунд. «Найди ответ». Нужно найти ответ на вопрос в сети Интернет или в справочнике «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». Учитывается скорость и правильный ответ.

1)                 К числу каких систем счисления относятся славянская, ионийская, финикийская? (алфавитным)

2)                  Принцип работы  «древнего полинезийского телеграфа» ? (двоичная с.с – звонкие и глухие удары по барабанам)

3)                 Первая система счисления, основанная на позиционном принципе  которую использовали люди для записи чисел за две тысячи лет до н.э. следы которой сохранились и до наших дней. (вавилонская шестидесятеричная с.с – в часе 60 минут, 1 минуте 60 сек, окружность делим на 360 градусов)

4)                 Какая система счисления, по свидетельству известного исследователя Африки Стенли, была у ряда африканских племён и с чем это было связано?  (Была распространена пятеричная система счисления. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Так, у человека пять пальцев на руке, которые удобно использовать для наглядного счёта).

5)                 Чем прославился в XIII веке монах Беда Достопочтенный? (Составил описание правил счёта, согласно которым различные загибы фаланг пальцев позволяли изображать единицы, десятки, сотни и тысячи, а определённые жесты рук — считать до миллиона).

5 раунд. Курсивом выделены правильные ответы

Книга перемен

1)                 Какие числа записаны с помощью римских цифр MMMD, LIV, XCIX, MCMXCVII?

Ответ: 3500, 54, 99, 1997

Принцип Домино

2)                 В системе счисления с основанием 5 запишите десятичные числа:

·                     145;             1040

·                     512;            4022

·                     1000.           13000

Числа – близнецы.

3)                 Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

·                     1010001001011;             144В 

·                     1011001101111;             166F

Числовые ребусы.

4)                 Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

100101102, 11001002 и 1100102;

Ответ  150 + 100+50 = 300

300/3=100

10010110+1100100+110010 = 100101100

100101100/11=1100100

Что-то с памятью моей стало.

Запишите в прямом коде следующие двоичные числа:

·                     –11011;                10011011

·                     10011;                  00010011

 


А сейчас убедитесь в том, что вы способны победить в любой игре, а знания, полученные на предыдущих уроках, вам помогут. Составьте карточки домино таким образом, чтобы числа, записанные в разных системах счисления, были равными по значению. В ответе запишите номера карточек в том порядке, в котором их нужно составить.

 

1 – 41;8

2 – 0,5;175

3 – 20;0,25

4 – 5;41

5 – 20;5

6 – 8;175

7 – 0,5;0,5

8 -  0,499968; 0,328125

Ответ:   3,5,4,1,6,2,7,8

4 раунд. «Найди ответ». Нужно найти ответ на вопрос в сети Интернет или в справочнике «Интерактивного электронного учебника» Образовательного центра «Школьный университет». Учитывается скорость и правильный ответ.

1)                 К числу каких систем счисления относятся славянская, ионийская, финикийская? (алфавитным)

2)                  Принцип работы  «древнего полинезийского телеграфа» ? (двоичная с.с – звонкие и глухие удары по барабанам)

3)                 Первая система счисления, основанная на позиционном принципе  которую использовали люди для записи чисел за две тысячи лет до н.э. следы которой сохранились и до наших дней. (вавилонская шестидесятеричная с.с – в часе 60 минут, 1 минуте 60 сек, окружность делим на 360 градусов)

4)                 Какая система счисления, по свидетельству известного исследователя Африки Стенли, была у ряда африканских племён и с чем это было связано?  (Была распространена пятеричная система счисления. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Так, у человека пять пальцев на руке, которые удобно использовать для наглядного счёта).

5)                 Чем прославился в XIII веке монах Беда Достопочтенный? (Составил описание правил счёта, согласно которым различные загибы фаланг пальцев позволяли изображать единицы, десятки, сотни и тысячи, а определённые жесты рук — считать до миллиона).

5 раунд. Курсивом выделены правильные ответы

Книга перемен

1)                 Какие числа записаны с помощью римских цифр MMMD, LIV, XCIX, MCMXCVII?

Ответ: 3500, 54, 99, 1997

Принцип Домино

2)                 В системе счисления с основанием 5 запишите десятичные числа:

·                     145;             1040

·                     512;            4022

·                     1000.           13000

Числа – близнецы.

3)                 Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

·                     1010001001011;             144В 

·                     1011001101111;             166F

Числовые ребусы.

4)                 Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

100101102, 11001002 и 1100102;

Ответ  150 + 100+50 = 300

300/3=100

10010110+1100100+110010 = 100101100

100101100/11=1100100

Что-то с памятью моей стало.

Запишите в прямом коде следующие двоичные числа:

·                     –11011;                10011011

·                     10011;                  00010011

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Сокровище нации.rar 4.47 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн