Submitted by Елена Юрьевна Лось on вс, 18/09/2011 - 23:37
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ШАГ ЗА ШАГОМ»
Краткое содержание основных разделов и частей ЭОП:
1. Раздел «Введение в проектную деятельность» является своеобразным вступительным словом, обращением к учащимся. Здесь раскрывается понятие «технологии», как предмета, нацеленного на создание полезных вещей и получение знаний по выполнению творческих проектов. Здесь же для учащихся определены ожидаемые результаты, перечислены новые умения, которые приобретаются при выполнении проектов. Сделан акцент на то, что эти новые знания и умения по ведению проектной деятельности пригодятся не только в учебе, но и в дальнейшей самостоятельной жизни...
2. Основной раздел «Учебное пособие для учащихся» имеет дополнительное подробное содержание с гиперссылками по главам учебного пособия:
В первой части «Этапы и компоненты проектной деятельности» даны основные теоретические сведения по определению понятия «проектная деятельность», как самостоятельной творческой деятельности, направленной на решение интересной проблемы, создание чего-то нового. Здесь четко расписаны 3 основные этапа прохождения проекта и те компоненты проектной деятельности, которые входят в их состав.
Далее идет главная составляющая часть данного ЭОП - пошаговое прохождение учащегося по этапам проектирования, условно разбитое на 10 шагов:
1 Шаг- Изучение потребностей, выбор темы проекта.
2 Шаг– Планирование проекта.
3 Шаг– Исследования, сбор информации.
4 Шаг– Выработка первоначальных идей, требований к проектируемому изделию.
5 Шаг– Выбор оптимальной идеи и ее дизайн – анализ.
6 Шаг– Проработка идеи.
7 Шаг– Технологический этап.
8 Шаг– Экологическая оценка.
9 Шаг– Экономическая оценка.
10 Шаг–Подведение итогов проектирования, самоанализ проектной деятельности.
В заключении раздела идут части:
-«Приложения к проекту» с описанием, что представляет собой список использованной литературы и ресурсов, оценочный лист проекта, отзыв и рецензия на проект.
-«Памятка учащемуся, выполняющему проект» со своеобразным напутствием выполняющему проект...
-«Требования к оформлению проекта» с примерным порядком и правилами оформления листов в проектной папке или дневнике проектирования.
- «Приложение 1» и «Приложение 2» - ссылки со страницы «4 Шаг» с подробным описанием способов выработки идей и требований.
-«Приложение 3» - ссылка со страницы «5 Шаг» с примером проведения дизайн – анализа оптимальной идеи.
- «Приложение 4» - ссылка со страницы «9 Шаг» с примером расчета себестоимости изделия.
3. Раздел «Методические рекомендации для учителя» - это раздел ЭОП, предназначенный для преподавателей школ, педагогов дополнительного образования, занимающихся сопровождением творческой проектной деятельности учащихся. Этот раздел содержит следующие части:
-Глава «Актуальность» объясняет необходимость введения в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное ЭОП представляет интерес с разных точек зрения:
Во-первых, здесь излагаются методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности учащихся.
Во-вторых, пособие содержит большое количество дидактических материалов для обучения школьников в ходе выполнения ими проектов на уроках технологии.
В-третьих, показаны варианты структуры, содержания и оформления описаний проектов школьников.
И главное - это учебное пособие для учащихся по ведению самостоятельной проектной деятельности, которое может быть использовано и при дистанционном обучении школьников.
- Глава «Методическое обоснование ЭОП» раскрывает, что цель использования данного ресурса - развитие самостоятельности и проектировочных способностей учащихся, показывает какие задачи решаются при этом. Здесь указывается, что возрастных ограничений для использования ресурса нет, так как в существующих программах по предмету технологии проектная деятельность используется с 5 – 8 класс. Кроме того пособие может быть использовано и для работы над проектами по другим предметам.
- Глава «Особенности проекта» содержит определение понятия «проект», целей и видов проекта, выбор тем и критериев проекта.
- В главе «Этапы выполнения проекта» указывается, какая деятельность должны быть организована с учащимися по основным этапам и какие компоненты в себя включает организация проектной деятельности.
- Заключительная глава «Выводы» подводит итоги внедрения метода проектов в учебный процесс и раскрывает его педагогическую эффективность.
Учебно-методическое обоснование использования ЭОР в образовательном процессе:
Современная школа ориентирована на развитие творческой, активно действующей личности, воспитание у учащихся технологической культуры, интеллектуальных умений, деловых качеств и предприимчивости. Использование метода проектов в образовательной области «Технология» является приоритетным.
Цель использования данного ЭОП: Развитие самостоятельности и проектировочных способностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Сопровождение проектной деятельности учащихся.
- Создание условий для самовыражения детей в различных формах творческой активности.
- Развитие воображения через обращение к личному эмоциональному опыту ребенка через привлечение ассоциативного материала в смежных учебных предметах.
- Повышение общей технологической культуры школьников
- Формирование умений и навыков самостоятельной работы с информацией: поиск, обработка, анализ.
Данный ресурс представляет интерес с разных точек зрения:
- здесь излагаются методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности учащихся;
- пособие содержит большое количество дидактических материалов для обучения школьников в ходе выполнения ими проектов на уроках технологии;
- показаны варианты структуры, содержания проектов школьников;
- и главное, ресурс ориентирован на самостоятельную работу школьников над творческими индивидуальными или групповыми проектами;
- возможно использование ресурса для дистанционного обучения школьников.
Дидактические особенности использования ЭОР в образовательном процессе:
Возрастных ограничений по использованию ЭОП нет. В существующих программах темы планируются для 5 - 8 классов. Есть место в системе уроков.
Пособие можно использовать на уроке, в случае доступа к компьютерам, во внеклассной работе в школе и при самостоятельной работе над проектами дома. Для пользователей нет необходимости в дополнительных умениях владения компьютером.
Проектная деятельность позволяют объединить в работе разные предметы, межпредметные связи создаются в зависимости от темы проектирования.
Соответствие использования ЭОР требованиям безопасности для здоровья учащихся:
Использование ЭОП не предполагает постоянной или длительной работы пользователя за компьютером. Необходимость периодичности использования обусловлена тем, что главным образом ресурс предназначен для сопровождения проектной деятельности учащихся.
Экономические преимущества использования ЭОР в образовательном процессе:
Использование данного ресурса не требует установки дополнительного программного обеспечения. Может использоваться учащимися и преподавателями, как в школе, так и в домашних условиях при самостоятельной работе. Файл размещен на веб – сервисе Сalameo и после свободной регистрации может быть скачен на персональный компьютер для дальнейшего распространения.
Результативность использования ЭОР в образовательном процессе:
Правильно организованная проектная деятельность учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, развивает у детей гибкость мышления, самостоятельность, творческий поиск и уверенность в себе.
В процессе использования ЭОП учащиеся не только проводят своеобразные исследования, учатся анализировать, но и повышают свою познавательную активность, развивают свои проектировочные умения, которые найдут свое применение в дальнейшей деятельности.
Учителя, использующие ЭОП, не просто обучают школьников передовой технологии, а приучают их к самостоятельности и усиливают мотивацию и полезность обучения.
Сcылка для скачивания ЭОП в формате-PDF только для использования в учебном процессе njkmrj lkznnjkm
Размещено Tue, 25/12/2012 - 20:24 пользователем Елена Юрьевна Лось.
Сергей Петрович, а на последней страничке нашли свою фамилию?... Ваши фотографии оказались отличным дополнением к тексту... что бы завлечь в проектную деятельность и мальчишек и девченок. Спасибо!
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Елена Юрьевна! Просто отличная разработка!!!
С уважением,Мария Бармина
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Спасибо, Марина Валентиновна. Мы с Галиной Анатольевной старались выполнить эту работу максимально удобной как для учителя, так и для учащегося.
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Спасибо, Елена Юрьевна, прекрасный материал! Прошу разместить его в сообществе руководителей МО "XXI век". Заранее благодарна !
С уважением, Антонина Александровна
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Антонина Александровна, спасибо за отзыв и предложение...
Но в настройках "изменить" не нахожу функций, что бы этот материал мог бы быть присоединен к сообществам вообще (у меня он выполнен как ЦОР)...
К Вашему сообществу присоединилась...
Включила в подшивку к своему блогу "Есть идея - проекту быть!", и его уже присоединила к сообществу...
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Елена Юрьевна! Браво! Очень прекрасная работа для учащихся средней школы. Ваша работа ЭОП, это веление времени! Желаю Вам дальнейших творческих побед!
Шурупов С.П.
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Сергей Петрович, а на последней страничке нашли свою фамилию?... Ваши фотографии оказались отличным дополнением к тексту... что бы завлечь в проектную деятельность и мальчишек и девченок. Спасибо!
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Проектная деятельность: шаг за шагом
Уважаемая Елена Юрьевна! Благодарен Вам за совместную творческую деятельность, которая повысила наш творческий потенциал!
Шурупов С.П.