Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Имидж современного педагога

Фото пользователя Марина Валентиновна Зайчикова
Submitted by Марина Валентиновна Зайчикова on вс, 18/09/2011 - 16:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайчикова М.В.
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №1 г. Покров Петушинского района Владимирской области, педагог - психолог

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Как должен выглядеть современный педагог, чтобы быть интересным для ученика, его родителей, общества в целом?</p> <p> Что включает в себя имидж современного педагога?</p> <p> Функции имиджа учителя</p> <p> Внешний вид педагога</p> <p> Чем пахнет в вашем классе?</p> <p> Деловые качества и хорошие манеры</p> <p> Силуэт одежды</p> <p> Цвета одежды</p> <p> Приемы развития интеллектуальной сферы</p> <p> Семь шагов технологии имиджа современного учителя</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

"Имидж современного учителя"

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В современном  российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Функции имиджа учителя :

  • Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
  • Социальная- развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
  • Духовно-нравственная- формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
  • Визуальная- формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

 

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющаявключает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Внешний вид педагога

  • Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
  • Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
  • Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
  • Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
  • Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
  • Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
  • В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
  • Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
  • Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
  • Не приобретайте и не надавайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
  • Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
  • Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
  • Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

Голос

  • Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
  • Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
  • А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
  • Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.

Чем пахнет в вашем классе

  • Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
  • По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.
  • Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
  • Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
  • Арома-имиджвключает в себязапах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
  • Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
  • Запахи обладают и лечебными свойствами:

- эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;

- фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;

- базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;

- сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.

  • Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.

Деловые качества и хорошие манеры

  • Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
  • Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
  • В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
  • Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
  • Мимика должна быть только доброжелательной.
  • Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
  • Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.

Силуэт одежды

  • Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии.
  • Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.

Цвета одежды

  • Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении .

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством юмора;
  • естественно себя ведут;
  • веселы;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • знакомы с этикетом и следуют ему;
  • уверены в себе;
  • умеют посмеяться над собой;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
  • дружелюбны, с ними легко в общении.

Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. ”


ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ («ПОДКАЧКА УМА»)

  • 1)Установить квоту идей
  • 2)Видеть цель (составление плана на каждый день!). «Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформулировать задачу, тем ближе вы подойдете к ее решению».
  • 3)Не действовать по привычке (менять привычки).
  • 4)Давать пищу уму (читать, думать, анализировать)
  • 5)Анализировать содержание текущей информации
  • 6)Создать банк  данных
  • 7)Путешествовать
  • 8) «Ловить» мысли, фиксировать их. «Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем вам следует сосредоточиться».
  • 9)Регистрировать свои идеи, вести журнал
  • 10) «Попасть в тон» (развивать способность видеть информацию, предметы, сцены, чудеса, неожиданности («двойное зрение»), идеи).
  • 11) Применение  техник НЛП.

(М. Микалко «Игры для разума»)

  • Семь шагов технологии успешного имиджа учителя
  • 1 . Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
  • 2 . Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;
  • 3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
  • 4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;
  • 5 . Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
  • 6 . Развиватьпозитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
  • 7 . Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.

Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Напомню притчу…

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

- Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

Прикрепленный файл Size
Имидж педагога.pptx 2.67 MB

»  Tags for document:

Фото пользователя Елена Алексеевна Тоболева

На: Имидж современного педагога


Очень интересная статья! Работаю в школе уже 9 лет. Всегда волнавали вопросы личностного роста, педагогической компетентности, умения найти с учеником общий язык, заинтересовать его. Но ведь интерес к предмету, к уроку (а долее возможно и к науке) прививает учитель. Очень важна личность педагога! Жаль что не заострила ранее свое внимание на имидже. Некоторые рекомендации, возможно, упущу, но в основном приму к сведению...Прикреплю Вашу статью в учительской.




Фото пользователя Марина Валентиновна Зайчикова

На: Имидж современного педагога


Спасибо, Елена Алексеевна! Что сказали Ваши коллеги, прочитав советы?




Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова

На: Имидж современного педагога


Этот интересный ответ по Вашей статье написала Румбешт Роза Фидаиловна, учитель географии МБОУ №6 г. Усть-Лабинска Краснодарского края, но не смогла зарегестрироваться на сайте Открытый класс.  Это её авторские материалы.

Что такое имидж педагога?

1.Ваше отношение к имиджу педагога. Что Вы относите к определению структуры имиджа?

Думаю, что требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Педагог  – профессия особенная.  Это  те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

Начнём с внешности. Это немаловажный аспект имиджа, от которого зависит общественная установка. Облик учителя изначально должен располагать к себе ребят, родителей, коллег. Он должен подчёркивать открытость личности, доброжелательность, эмпатию. Строгость, морализаторство, противопоставление себя обществу работают против специалиста. Конечно, педагог должен быть в меру строгим, но это качество не должно заглушать все остальные. Быть может, дети, которые идут на урок к такому педагогу со страхом и трясущимися коленками, и будут знать предмет хорошо и зубрить всё раз от раза. Но сколько комплексов, страхов и проблем на соматическом уровне может породить такой педагог у ребёнка! В будущем это может иметь печальные последствия.

Учитель должен быть приятен детям. Спокойная уверенная речь, располагающая улыбка, внимательный взгляд – и дети уже готовы пойти на контакт. С первого уже урока плохим приёмом будет демонстрация силы своих голосовых связок. Как известно, спокойное, но убедительное слово действует сильнее, в том числе, и на поддержание дисциплины в классе.

Стиль одежды, предпочитаемый учителем, не менее важен. Педагог является неким эстетическим эталоном ученика. Дети в большинстве своём уверены, что грамотный и авторитетный педагог обязан иметь хороший вкус во всём, и в выборе одежды в том числе. Не стоит бояться деловых костюмов. Даже если вы приверженец романтики и лёгкости в одежде, эти элементы можно замечательно сочетать с классикой делового стиля. Шейные платки, элегантная бижутерия, ажурные вязаные воротнички на деловых тёмных платьях, - это не только красиво, но и модно. Предпочтительной является обувь на каблуке. Пусть он будет невысоким, но доказано, что одно только его наличие прибавляет уверенности человеку. Не стоит увлекаться яркостью, это может быть элементом раздражения для класса. В то же время, чрезмерная мрачность тоже негативно скажется на обстановке в классе. Причёска учителя не должна закрывать лицо. Это важный психологический момент. Как диктор новостей «работает» лицом, так и педагог отчасти несёт эту роль. Ребята считывают любую эмоцию, им важно видеть вашу реакцию на их деятельность на уроке.

Речь учителя должна быть безупречно грамотной. Преобладать должны спокойные интонации. Голос учителя – его основной инструмент. Где необходимо – нужно добавить экспрессии, важно уметь делать акценты на главной информации.

 

2.Определите свои 5 правил слагаемых имиджа современного учителя.

Я бы предложила следующие  слагаемые  имиджа современного учителя:

1.      Внешний вид, вернее внешняя привлекательность

2.      Коммуникабельность и рефлексивность

3.      Легкая адаптация к новым условиям

4.      Умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей

5.      Умение и желание совершенствоваться

3.Назовите причины необходимости создания позитивного имиджа педагога.

Имидж оказывает влияние на профессиональную и личную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и некоторым залогом признния учеников и их родителей.

Как создать позитивный имидж учителя? Самые простые приемы:

·         улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;

·         старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;

·         будьте естественны;

·         делайте комплименты;

·         ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;

·         поработайте над самооценкой;

·         будьте дружелюбны;

·         поймите, что у вас нет ответов на все вопросы, и не будьте заносчивы с более слабыми.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн