Приступая к изложению проблемы, не следует забывать, что проблемы есть всегда, а степень их сложности или даже "опасности" можно обозначить лишь в сравнении с иными, еще более серьезными проблемами, отмеченными исследователем в другом временном отрезке истории. Конец XX — начало XXI характеризуется остротой проблем, возникших в осознании исторической специфики таких явлений как культура, государство, общество, их значимости для истории, их взаимосвязи, основ этой взаимосвязи. Эти проблемы возникли на объективной основе, которая аккумулирует итоги развития человечества, по крайней мере, предшествующего XX столетия. Политические, экономические, социальные, религиозные, национальные противоречия выразились в понимании роли государства в жизни общества.
Выше изложенные проблемы обсуждаются и в духовной атмосфере современной России, но под своим культурным и социальным углом зрения. Очень часто представители духовно-нравственных общественных и религиозных организаций с недоверием относятся друг к другу, считая свое учение истинным, а другие – ошибочными и даже ложными. Идут, например, дискуссии о том, как на процесс формирования гражданского общества влияет культурный и социально-политический контексты. В связи с этим возросло внимание к проблеме формирования всесторонне развитой, духовно богатой и креативной личности.Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является сразу нужным аспектом остальных частей воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такового воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно ориентировано на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сейчас духовное воспитание приобретает особенное значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание - это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию. Важность данной задачи подтверждает текст резолюции конференции "Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся": «Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке».
Сегодня образовательные учреждения взяли на себя всю функцию социальных структур и институтов и к ним предъявляются совсем новейшие требования, выражающиеся в частности в том, что её выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельного пополнения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся лишь неким объемом знаний, на более глубочайшее личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности собственной личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции.
В условиях многонационального государства задача воспитания подростков состоит в том, чтобы целенаправленно формировать патриотизм, национальное самосознание, эталоны и нормы общения, этнокультурную компетентность личности, межнациональное согласие, отражающее специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих на территории России. В Законе Российской федерации об образовании указывается, что его содержание и направленность является одним из наиболее существенных факторов общественного развития, обеспечивающих создание условий для самореализации личности в новых социальных условиях жизни. Образование должно соответствовать мировому уровню, не снижая требований к традиционным сферам отечественной средней и высшей школы, что будет способствовать интеграции подрастающего поколения в контексте мировой культуры.
Было бы неразумно рассуждать о проблемах воспитания, не опираясь на социологические исследования. Исследования последних лет показывают, что современный социум и известные изменения различного характера в жизни каждого человека, к примеру, культурно-исторического, этнополитического, демографического и т.п., необратимо трансформируют и самого растущего человека. Каждое новое поколение, приходящее в мир, совершенно иначе воспринимает ценности отечественной и зарубежной культуры, по-другому размышляет об окружающем мире и эстетической действительности, и зачастую слишком далеко от подлинно человеческих чувств – доверия и чуткости, внимания и доброты, сопереживания.Очевидный и неиссякаемый поток «необходимой информации» и «воспитательных воздействий» самого разного свойства в окружающем социуме, семье и школе делает подростка очень уязвимым в отношении эмоционально-волевой сферы и творческой инициативы, духовного здоровья и нравственных ориентиров.
В связи с происходящими в социо-культурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями неувязка духовного воспитания подрастающего поколения приобретает необыкновенную актуальность.
По мнению педагогов, «духовность - это интегральное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в согласовании с идеалами истины, добра, красоты, - выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».
Большая часть подростков испытывает дефицит духовного общения, и в то же время пытаются отыскать приемлемую для себя систему духовных ценностей. Одни из них в качестве духовных ориентиров выбирают секты и нетрадиционные духовные системы: учения Хаббарда, Виссариона и др., а другие погружаются в мир грез, используя для этого «самый замечательный заменитель счастья»- наркотик, который позволяет не думать, не переживать, не любить, а значит не испытывать никакой ответственности. А именно ответственность делает человека взрослым. Причина такого положения дел, на наш взгляд, заключается не столько в содержании современных образовательных программ, сколько в невнимании, а порой и в нарушении процессов естественного, «природосообразного» развития растущего человека. Это то, о чем в свое время писал А.В. Бакушинский: «Необходимо исходить из внутреннего мира, из внутренних потребностей ребенка, из их естественного развития, а не из внешнего мира, слишком резких и прямолинейных требований окружающей обстановки» (2, 201-202).
Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как конкретно данный социальный слой общества более подвержен внешним воздействиям в силу собственных возрастных особенностей. Понятно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сейчас эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в очень нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития её духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на базе духовно-нравственных ценностей. Еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру духовности, не выявлена специфика её исследования, существует терминологическая неопределенность данного понятия, не раскрыта взаимосвязь социальных, педагогических, психологических фактов в процессе развития духовности личности.
Несмотря на неоднозначность в определениях идеалы, ценности и авторитеты, мы педагоги стараемся решить задачу духовного воспитания - научить школьника выбрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для присвоения подростком ценностных ориентаций обязаны быть сделаны особые условия. Ценностные ориентации можно найти как относительно устойчивые, социально-обусловленные, избирательные дела человека к совокупности материальных и духовных публичных благ и эталонов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для ублажения потребностей личности. В них отражается весь жизненный опыт, скопленный личностью в ее личном развитии, поэтому правильнее будет разглядывать ценностные ориентации как интериоризированные личностью ценности бытия. Таковым образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного действия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для ее внутреннего мира. Это действие носит полный и встроенный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно обязано опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы осознаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, способов, педагогических приёмов, а также действия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.
Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных свойств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д..
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.
Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» (4; 225). Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (4; 113).
Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.
Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и педагоги образовательных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у школьников навыков культурного поведения.
Мы считаем, что проблема воспитания культуры поведения у подростков актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Культура подростков реализуется через поведение, это еще и отношение к поведению другого индивида или социальной группы. И не секрет, что большинству подросткам в последние десятилетия характерно пассивное поведение - безразличие к собственному образу жизни и нежелание в ней участвовать. Это может стать массовым настроением отдельных классов, слоев, групп общества в кризисные периоды его развития. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и в обществе. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Наиболее важной составляющей отечественного образования всегда являлись предметы гуманитарного цикла, в том числе дисциплины, содержание которых связано с искусством. Художественное воспитание рассматривалось отечественной наукой как целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование потребности общения с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово – видовом разнообразии и социально – исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства. Н.И. Киященко, А.И. Буров отмечают, что художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве (4;5). Другими словами, осваивая мир художественных образов, ребенок способен научиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, человеческих отношениях. Он приобретает возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить "по законам красоты". Приобретенные в школе художественные навыки, помогут воспитанникам в дальнейшем тянуться к прекрасному, духовному, возвышенному как в своей семейной или профессиональной жизни, так и по отношению к окружающей действительности.
Проблемы художественного воспитания подростков в школе неразрывно связаны с проблемой познавательного интереса, поскольку не секрет, сколь неоднозначно воспринимают современные школьники, в особенности школьники-подростки, серьезное классическое искусство, будь то поэзия, музыка или живопись. В числе авторов, оставивших заметный след в изучении проблемы познавательного интереса Л.С. Выготский, считающий интерес «ключом» к развитию подростка, интерес как направленность личности рассмотрен в работах М.И. Волынкина, Л. А. Гордона, Н.Ф. Добрынина, П.И. Иванова, А. Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, А.А. Смирнова и др.. Не менее существенную роль отводят познавательному интересу исследователи, работающие в сфере музыкальной педагогики и методики музыкального воспитания. В числе работ, затрагивающих интересующую нас область науки, следует назвать труды Э.Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, З.П..
Активно интересуясь любой художественной деятельностью в младшем школьном возрасте (все дети любят петь, танцевать, лепить, рисовать, слушать и читать стихи, участвовать в любительских спектаклях и др.), школьники подростки нередко утрачивают интерес к урокам музыки, изобразительного искусства, даже литературы, о чем свидетельствуют опросы работающих учителей и наши собственные наблюдения. Погружение в телевизионный мир рок-музыки и "попсы" также препятствует формированию устойчивых потребностей в общении с высоким искусством. Все это заставляет искать новые формы и методы художественного воспитания подростков, способствующие развитию познавательных интересов в области предметов художественно-эстетического цикла.
Вместе с тем, реальная педагогическая практика сталкивается с очевидными проблемами, значительно осложняющими весь процесс художественного воспитания детей в образовательных учреждениях. Это, в первую очередь, противоречие современного художественного воспитания школьников – отсутствие гармонии и равновесия между необходимостью сохранения художественного своеобразия детской жизни и требованиями современного социума.
Что значит художественно воспитать ребенка? Современная педагогика детства дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, например: «Художественное воспитание, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность» (10,11,). Следовательно, целенаправленный процесс формирования мировосприятия растущего человека через приобщение, знакомство с произведениями различных видов искусства и собственную творческую деятельность обеспечит в итоге результат – художественно воспитанного ребенка. При всей полноте такого представления можно привнести уточнение: художественно воспитать ребенка – это значит сделать искусство необходимой частью его жизни, а самостоятельную художественно-творческую деятельность – сосредоточением постоянного внимания.
Художественное воспитание не только дает каждому школьнику самый широкий спектр для собственных художественных проявлений, доступных и увлекательных, но и способствует «вызову» скрытых порой потенциальных ресурсов формирующейся личности, их в известном смысле «пробуждению» и развитию, влияющего на всю дальнейшую жизнь взрослого, – творческого воображения.
Именно поэтому чуткость и заинтересованность педагогов образовательных учреждений к индивидуально-психологическим особенностям детей может рассматриваться и как одна из важнейших предпосылок успешного развития природных данных. Поддержка каждого ребенка в разнообразных начинаниях, соответствие предъявляемых школьнику требований и его реальных возможностей на определенный момент времени, создание благоприятных условий можно считать залогом успешного развития как общих, так и специальных способностей.
«Каждый ребенок талантлив!» – эта формула является ключевой в художественном воспитания детей. И в связи с эти необходимо сказать о деятельностной направленности всего процесса развития способностей. При организационной работе для осуществления детьми самостоятельного поиска принципиально важно понимать отличие воспитания от управления. Воспитание же в его истинном смысле, на наш взгляд, подобно восхождению к внутреннему миру и интересам ребенка. Самому процессу и результату поиска в каждом конкретном случае присущ сугубо индивидуальный характер и темп в зависимости от общих и художественных дарований каждого школьника, его мотивации и эмоционального состояния на данный момент. Но в любом случае самостоятельное «открытие художественного» в окружающем мире, преодоление противоречий, возможность творчески обустроить действительность «по своему желанию» и будет основой художественно воспитанного человека.
Процесс нравственно-эстетического воспитания подростков в современных условиях будет более эффективным, если применять средства искусства.
Изложенные позиции и смысловые акценты всех имеющихся проблем воспитания детей подросткового возраста и вместе с тем, неиспользованные пока еще в полной мере возможности художественного преобразования действительности позволяют в очередной раз с надеждой смотреть в будущее.
Литература
1. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. – 1998 № 3 – с. 23-27;
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Сост. Н.Н. Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина. Т.А. Копцева. М.: Карапуз, 2009. – 304 с. (Педагогика детства);
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.;
4. Буров А.И. О специфике содержания и формы.// Вопросы философии.-1953.-№5;
5. Киященко Н. И., Эстетика жизни: Учебн. пособ. - М.: ИНФРА-М, 1999;
6. Коменский Я.А Мир чувственных вещей в картинах.//Сборник статей об искусстве. - М.: Просвещение,1976;
7. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998 № 4 – с. 16-22;
8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.;
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редколл. М.М. Безруких, В.А. Болотов. Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.;
10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002. – 176 с.;
11. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства.- М.: Просвещение,1978;
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.;
13. Селиванов, B.C. Средство воспитания как педагогическая категория В.С.Селиванов Педагогика. 2000. №9. 34-36.213;
14. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве Н.Л.Селиванова Педагогика. 2000. №6. 35-39. 243;
15. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.;
16. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1630 с.;
17. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. -160с.
18. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания //Сов. педагогика. — 1946. — № 6. — С. 96;
19. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. – М.: Школа-Вуз-Академия, 2002;
20. Юркевич П.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Предисл., сост.- редактор А.П. Фурсов. М.: Школьная пресса, 2004. 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 61);
21. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников.- М.: Просвещение, 1966;
22. Schachter S., Singer J. Cognitive, social and physiological determinants of emotional states // Psychological Review. 1962, v. 69
|