Submitted by Наталья Владимировна Севостьянова on вс, 11/09/2011 - 19:38
План урока:
1) Вступительное слово учителя. Знакомство с темой. Постановка проблемы.
2) Город N в восприятии современных школьников. Групповая творческая работа (составление писем, создание иллюстраций).
3) Представление и обсуждение групповых творческих работ, обобщение результатов.
4) Уездный город N и вся Россия. Выход на более высокий уровень обобщения. Уточнение темы и идеи урока.
5) Заключение. Комедия Гоголя «Ревизор» и современность.
1. Уездный городок, в котором происходит действие комедии «Ревизор», не имеет названия. По сложившейся традиции, назовём его городом N и подумаем, почему автор не дал ему конкретного имени. Ведь Гоголь объехал почти всю Россию, прекрасно знал уездные и губернские города: и Миргород, и Полтаву, и Чернигов, и Нежин… Всегда ли Гоголь так неопределённо обозначает место действия? Предполагаемые ответы детей: «Нет, вспомним хотя бы сборник «Миргород», «Петербургские повести», Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.)» Итак, за самим отсутствием имени города что-то стоит, это художественный приём, преследующий определённую цель. Именно её нам и предстоит выяснить.
Обратимся к словам самого Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я знал,… и за одним разом посмеяться над всем». («Авторская исповедь») Идёт ли речь о каком-то действительно существовавшем городе, будто бы специально созданном природой и людьми, чтобы показать миру отрицательные черты русской действительности? Нет. Это создание писателя, отражающее его взгляды, и это наше представление о нём. Что же это такое, если не реальный город? Художественный образ. Действительно ли это так? Несёт ли в себе гоголевский образ черты художественного образа? Отвечая на этот вопрос, ученики могут назвать и подтвердить с помощью анализа текста следующие черты:
- это картина жизни
-она отражает взгляды, чувства, переживания автора
-это не снимок, картина несёт в себе типические черты высокой степени обобщения
- эта картина очень конкретна (кажется, что можно пересчитать ступеньки в провинциальных домах и булыжники на мостовой).
2. Почему Гоголь решил изобразить именно провинциальный город, а не столицу? Бытует мнение, что именно столица отражает лицо страны, народа и времени. Так ли это? Вот примеры ответов, которые давали ученики на этот вопрос:
- основа России – в провинциальных городах
- в столицах бродит что-то новое, ещё не устоявшееся, а здесь господствует привычный, годами налаженный быт
- в провинции - «русский дух», в столице – влияние Запада
- в столицах многое научились скрывать за блестящими фасадами, в провинции всё более откровенно, грубо, просто.
- несмотря на разницу масштабов, в провинции протекают те же процессы, что и в столице.
Итак, по мысли Гоголя, все основные пороки русской жизни сосредоточены в провинции.
3. Мы видим, как велика «ответственность» города N: он должен вместить в себя все пороки и тёмные страсти и нести ответственность за всю Россию. Но это только авторский замысел, а мы оцениваем произведение по тому, как этот замысел воплощён. «Ревизор» - драматическое произведение, и у автора нет достаточного пространства, чтобы высказать свои суждения о столь важном для него городе.
И всё-таки читательские представления о городе N складываются и они достаточно яркие. Именно поэтому вы можете в воображении нарисовать картину города и увидеть его основные проблемы. Сегодня вы попытаетесь взглянуть на этот город глазами городского обывателя или приезжего. Вы можете написать письмо от лица придуманного вами персонажа или одного из героев комедии. В тексте ваш персонаж расскажет о городе, его жителях, порядках и нравах., он может со своей точки зрения оценить любое событие, участником которого он был. Создание письма от лица персонажа – дело непростое. Поэтому вы можете объединиться в небольшие группы. А потом мы заглянем в почтовую сумку Шпекина . После этого одна из групп подведёт итоги и отметит типичные черты провинциального города, которые отразились в письмах. При обсуждении текстов попытайтесь оценить то, насколько удачно удалось группе войти в гоголевскую тематику, представить героя с его общественным положением, обязанностями, проблемами. Одна из групп (по желанию) может выполнить альтернативное задание: нарисовать город N и его обитателей по воображению.( Следует отметить, что такое задание не должно быть для учеников неожиданностью. Им должна быть предоставлена возможность дома сделать определённые заготовки, выбрать героя, от лица которого они будут выступать, поработать с комментариями к тексту, а также с воспоминаниями современников Гоголя о русской провинции того времени. Состав групп тоже следует обсудить заранее).
Примеры отредактированных писем учеников можно посмотреть в приложении.
4. При обсуждении учениками могут быть отмечены различные черты русского провинциального города. Вот, например, какие выводы сделали ребята на одном из уроков:
-Каждый в этом городе – маленький царёк на своём месте.
-В городе царит полная бездеятельность при создании видимости деятельности.
-Отчётливо видны все нелепости и противоречия русской жизни (вроде лекаря, не говорящего по-русски)
-В особенно жалком положении находятся здравоохранение, культура, образование.
5.Готовясь к уроку, ученики, помимо текста комедии Гоголя, использовали предложенные им распечатанные материалы: воспоминания современников Гоголя о различных русских городах, которые они посетили в 30 годы 19 века. В сильных классах можно предложить ребятам самостоятельно подобрать подобный материал. В любом случае очень полезно и интересно использовать отрывки из книги маркиза Астольфа де Кюстина «Николаевская Россия» (заметки о России в 1839 году). Можно, в качестве предварительного домашнего задания, предложить желающим выписать наиболее интересные мысли о России. Эти высказывания, которые могут быть представлены на экране, учащиеся сопоставляют с собственными выводами о городе N, и это должно поднять обобщение на качественно иной уровень.
Высказывания А.де Кюстина, которые могут быть использованы в обсуждении:
«Россия – страна фасадов, где каждый старается замаскировать перед глазами властелина плохое и выставить напоказ хорошее».
«Россия – империя каталогов: если пробежать глазами одни заголовки – всё покается прекрасным. Но берегитесь заглянуть дальше названия глав. Откройте книгу – и вы убедитесь, что в ней ничего нет: правда все главы обозначены, но их ещё нужно написать».
«Всё сумрачно и натянуто в России. Даже души здесь вытянуты по ранжиру».
«Каждый, познакомившийся с царской Россией, будет рад жить в какой угодно стране…, ибо по самой своей природе человек не может быть счастлив без свободы».
«Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ которой хранится у императора».
Ученикам предлагается доказать или опровергнуть мнение автора книги «Николаевская Россия», используя примеры из комедии Гоголя. После того как будут высказаны аргументы, можно попросить учащихся ответить на основной вопрос: «Чем же является город N для автора и читателей? Каков смысл этого образа?» Здесь можно принять те детские формулировки, которые выводят нас на тему России: «Провинциальный город N – вся Россия 30-х годов 19 века в миниатюре» и т.д.
Если позволяет время, можно попробовать перевести разговор и на современную Россию и посмотреть, многое ли изменилось за два века. Это даст нам возможность показать гениальность автора, который писал о современности, но сумел заглянуть в будущее.
6. На экране – высказывание М.М.Бахтина: Провинциальный городок – место циклического бытового времени. Здесь нет событий, а есть только повторяющиеся «бытования». Эти слова очень точно определяют хронотоп провинциального городка и имеют непосредственное отношение к городу N в комедии Гоголя. Следует только добавить, что так было раньше, до начала действия, с появлением мнимого ревизора цикличность оказалась взорванной, события пошли по возрастающей линии, возникла история, остановленная «немой сценой». Учитель просит ребят высказать аргументированное суждение о высказывании М.М.Бахтина.
7. Для заключения.
Чем же всё-таки превышает гоголевский городок масштабы реального уездного города? Что даёт нам возможность увидеть в нём всю Россию? (Ответы учеников)
Город N в комедии Гоголя – это замкнутый, относительно автономный мирок, имитирующий другие миры и как бы выступающий от их имени. Это своеобразное «государство в государстве». В городе полностью охвачены разные сферы жизни: социальная, профессиональная, психологическая,- представлены все сферы управления, сословий, групп населения. Именно поэтому реальное легко можно заменить подразумеваемым. Перспективы мысленного расширения гоголевского города очень велики – вплоть до государственного национального образования. Хотя Гоголь рассказывает, казалось бы, об одном городе, диапазон у него значительно шире – вся Россия.
8. Творческие домашние задания:
Доказать или опровергнуть гоголевское толкование образа города: «А если это наш душевный город и сидит он у всякого из нас? Чиновники – наши страсти, Хлестаков – мнимый ревизор – продажная, обманчивая совесть, настоящий ревизор – это наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя».
Темы сочинений-эссе:
1) Диалог провинциального Верьера и города N (сопоставление с романом Стендаля «Красное и чёрное»
2) Провинциальный город в комедии Гоголя «Ревизор» и рассказах Чехова («Сельские эскулапы»,»Ярмарка», «В номерах», «Общее образование», «Ночь перед судом» и др.)
«Вот такие дела, брат! Нашему русскому лекарю рот откроешь, язык покажешь. «А» скажешь – он тебе микстуру вольёт, и порядок. А с этим хоть плачь… Ты ему «а», а он тебе «и- и- и»… И всё лечение. А вчера опять же все начали скоропостижно выздоравливать. Иной до больничной кровати не дошёл, а уже выздоровел. А я, вот, горемычный, остался…»
2. Письмо гимназиста
«Сегодня учитель новый меня падежи со склонениями спрашивал. Я не будь дурак в дырочку на шпаргалку подглядывал. И что ты думаешь, он сам первое склонение с третьим путает, а где «ять» писать и вовсе не знает. Зато рассказывать мастак, как от его командирского голоса все солдаты в струнку вытягивались. Да, на учениях бы ему только и орать, а то от его командирского крику со стен извёстка сыплется.
Старый учитель хоть и громко объяснял, но доходчиво. Только как все стулья разломал, так и пропал куда-то, будто его и не было…»
3. Письмо участника судебной тяжбы
«Тут два помещика в суде тягаться затеяли за рощицу берёзовую. Дело уж не один год, говорят, тянется, уж пусты карманы и у того, и у другого: на подарки да на подношения судье и всем писарям его поистратились. А что в результате? Предлагают им теперь помириться, так как никаких уж следов не найти. Кто прав, кто виноват? Вот и я теперь думаю, стоит ли дело затевать. Может, лучше ноги уносить, пока не поздно?»