(СЛАЙД 1)Важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечения равных возможностей получения образования и опережающего обучения в информационном обществе является информатизация образования.
Особое значение в этих исследованиях уделяется формированию образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), под которой понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между учителями, учащимися и информационными ресурсами предметных областей, и функционирование структур управления учебно-воспитательным процессом.
(СЛАЙД2)Приоритетной целью начального образования является развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться - значит уметь <учить себя>).
(СЛАЙД3)Ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль.
Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос <как решать эту учебную задачу>.
ФГОС 2-го поколения предусматривает на внеурочную деятельность в 1 классе 10 часов. В нашей школе один из кружков отведен на знакомство с «Миром информатики».
Хочу познакомить вас с содержанием кружковой работы в 1 классе. Дляпроведения занятий планировался свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 10 человек.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения. Само занятие состоит из двух составных частей: практическая и теоретическая.
Программа предусматривает использование следующих форм работы: (СЛАЙД 4)
- фронтальной- подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной- самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой- когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
(СЛАЙД 5) Примерная структура занятия:
- Организационный момент ( 1-2 мин )
- Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 6-8 мин)
- Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий ( 8-10 мин )
- Физкультминутка (1-2 мин)
- Работа за компьютером ( 10-15 мин )
- Подведение итогов занятия ( 3 мин )
(СЛАЙД 6) Используемые средства программной поддержки курса:
- «Информатика» - программа-тренажер для детей
- «Мир информатики. 1-2 год обучения»
- «Мир информатики. 3-4 год обучения»
Работаю по программно-методическому комплексу «Мир информатики». (СЛАЙД 7 )
Данная программа предназначена для учащихся 2-й образовательной ступени – младшей школы (1-4 классов). Программно-методический комплекс «Мир информатики» выпускается издательством «Учебная книга» (г.Екатеринбург) по заказу Министерства Свердловской области. Программное обеспечение содержит инструментарий для моделирования учебно - познавательной деятельности учащегося с использованием компьютера. Оно соответствует инструктивным письмам Министерства образования РФ о преподавании информатики в начальной школе, обязательному минимуму содержания образования по информатике в общеобразовательной школе, Федеральному образовательному стандарту, требованиям региональных образовательных стандартов ряда областей РФ.
Программный комплекс «Мир информатики» рассчитан на использование в начальном звене общеобразовательной школы в пропедевтическом курсе информационной подготовки, которая будет продолжаться на всех последующих ступенях образования. Комплекс носит инновационный характер, синтезируя как передовые научные идеи и подходы обучения информатике, так и опыт педагогов практиков, основываясь на реалистических взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности. Комплекс направлен на реализацию следующих целей образования (СЛАЙД 8)
- развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
- формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе и ценностного отношения к ним;
(СЛАЙД 9)- выработку стабильных навыков получения и обработки информации, ориентированной на запросы личностного развития;
- развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
- пропедевтику дальнейшей информационной подготовки в течении всей жизни.
Комплекс ориентирован на развитие логического и комбинационного мышления, начал алгоритмического мышления у детей 6-10 лет, навыков работы с компьютером (восприятия информации с экрана, её анализа, управления мышью и клавиатурой), формирование понятий информации и информационного процесса, представление об информационной картине мира, о значении информации, информационных технологий в обществе, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами, основными приемами работы в среде Windows, со стандартными приложениями Windowsдля вычислений, редактирования текста, создания графических изображений.
Программное обеспечение, представленное на диске, предполагает 3 варианта использования (СЛАЙД 10)
- В учебном классе во время урока под руководством учителя.
- В домашних условиях при выполнении домашнего задания под руководством родителей.
- В домашних или классных условиях при самостоятельных занятиях с компьютером или проведении досуга.
Обучение рассчитано на компьютеры минимальной конфигурации.
(СОДЕРЖАНИЕ 1 КЛАССА)
По содержанию он представляет собой конструктор, из которого учитель отбирает для себя самое нужное, и в том порядке, который представляется ему оптимальным.
По составу медиаобъектов в программном обеспечении преобладают интерактивные тренажёры, медиалекции также тяготеют к интерактивности. Количество текста, предназначенное для прочтения минимально, он озвучен и снабжен гиперссылками на графические иллюстрации. Контроль учебной лекции ведется по факту просмотра медиалекций и по количеству итераций тренажёров.
Комплекс имеет каталожную расширяемую структуру, т.е. допускает легкое добавление в комплекс новых тренажёров и развивающих игр.
Рассмотрим тему «Работа на клавиатуре». Количество текста, предназначенное для прочтения минимально, он озвучен. Допустим, если учитель хочет добавить материал, то на экране есть знак, щелкнув по которому – звук выключается. Имеется гиперссылка на графические иллюстрации. Она представлена в виде телевизора с ссылкой «Изучить лучше». Таким образом программа имеет дифференцированный характер.
Цель данного занятия познакомить ребят с работой на клавиатуре «вслепую», т.е. десятью пальцами. При десятипальцевом «слепом» методе тексты печатают, не глядя на клавиатуру.
Задание. Вводи текст. Смотри на экран, а не на клавиатуру! Нажимай на клавиши правильным пальцем.
Клавиша и палец, которым должен ученик нажать на неё, раскрашены в зеленый цвет.
Рассмотрим следующую тему «Мышь. Пиктограммы».
Дан текст для прочтения, который также озвучен. Имеется гиперссылка. Здесь также представлена практическая работа для учащихся.
Задание. Включи свет в доме, щелкая мышкой по окнам.
Ребята, щелкая один раз по левой кнопке мыши по окнам в доме включают свет.
Задание. Перетащи мышкой апельсины в ящик. Нажав левой кнопкой мыши по апельсину перемещают их в ящик. Данное задание способствует ознакомлению с работой в текстовом редакторе: переместить выделенный текст.
Задание. При работе на клавиатуре руки устают. В данной программе есть и гимнастики для рук.
Возможность заниматься в компьютерном классе начиная с 1 класса, значительно увеличивает долю практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ.
Детям занятия кружка нравятся, с удовольствием посещают их. При выполнении упражнений проявляют высокую активность, особенно им нравится работа за компьютером.
Обучение информатике в начальной школе подготавливает учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, формирует элементарные умения работы на компьютере, готовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширяет круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в 1 и во 2 классе по курсу информатики, позволяют им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в 3 - 4 классе при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.
|