Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сделаем математику увлекательной

Submitted by Елена Владимировна Полуянова on вс, 04/09/2011 - 08:48

 

Сделаем математику увлекательной!

 

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению занятиями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский.

  В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.

 

  Теоретическая разработка проблемы активности в психологии проводилась К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Алексеевой, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выгодским, Н.Ф Добрыниным, А.Г. Ковалевым, А.И. Крупновым, А.Ф. Лазурским, В.Г. Леонтьевым, Б.Ф, Ломовым, В.Н, Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, С.Д. Смирновым и др.

 

  Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы-

              Познавательный интерес-

                                                         Познавательная активность-

                                                                                                        Познавательная деятельность    

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность-интерес-мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. 

  Познавательный интерес- это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности.

Анализ школьной практики показывает, что значительная часть учащихся не проявляет должного интереса к математике, аргументируя данный факт словами: «На уроках математики скучно, неинтересно».

 

  Возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Это особенно важно в подростковом возраст, когда еще формируются, а иногда и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью.

 

1) «Разгрузить» серьезный урок помогут математические шутки и  анекдоты:

 *Онажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.

Вскоре они заметили приближающегося ним человека.

-Не могли бы Вы, хотя бы приблизительно, сказать нам, где мы находимся?- спросил его Холмс.

Человек задумался на некоторое время и затем ответил:

-Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.

Очередной порыв ветра понес шар дальше, в неизвестном направлении.

-Черт бы побрал этих математиков!- раздраженно проговорил Шерлок Холмс.

-А почему Вы считаете, что этот человек был математиком?- как всегда удивился Ватсон.

-Ну , во-первых, прежде чем ответить, он подумал, а во- вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.

*Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.

-Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.

А можно привести в пример ситуации, действительно имевшие место:

* Рассказывают, что великий советский физик Д. Ландау на приемных экзаменах в аспирантуру предлагал поступающим продолжить последовательность букв «о», «д», «т», «ч», «п»,.. ( Предложить ученикам задание, а потом завершить рассказ) Утверждают, что решивших эту задачу он в аспирантуру не принимал, полагая, что отвечающий либо гений, либо идиот. Но если бы тот был гением, то смог бы проявить свою гениальность в каком- либо научном исследовании, ему (Ландау) известном,- а идиоты не нужны.

( Ответ: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Речь идет о первых буквах данных слов)

 

2)  Уроки математики могут быть эмоционально насыщенными благодаря использованию учителем стихотворений, сказок. Эти лирические отступления не занимают много, но выполняют важную роль: поэтическая речь и художественный текст воздействует на воображение, ассоциативное мышление, обуславливает внутреннюю активность. Например,

*Теорема Пифагора

Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим-

И таким простым путем

К результату мы придем.

И. Дырченко

 

  Не для кого не секрет, что решение задач, сформулированных в стихотворной форме приносит ощутимую пользу.

Например,

*Задача Бхаскары:

Обезьянок резвых стая,

Всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам

Стали прыгать, повисая.

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае? (  (х/8)ⁿ+12=х, где n=2, х=48)

 

   При преподавании учебного материала многие учителя обращаются к сведениям из истории математики и знакомят учеников с жизнью и деятельностью известных математиков.

* Например Кеплеру (1572-1630) пришлось защищать на суде свою мать, обвинявшуюся в колдовстве. Ей грозил костер. Но сын-математик умело аргументировал защиту, и Катерина Кеплер была оправдана.

*  Лобачевский

Как одно из темных преступлений,

Для тупиц недоказуем гений.

Что за юнец с логтями драными,

Буян с дырявыми карманами,

Главарь в студенческой орде,

Так заговорщицки подмигивает

И вдруг с разбега перепрыгивает

Профессора, как в чехорде?

Что за старик над фолиантами

И с перстнем царским бриллиантовым,

Руке мешающим писать?

Соизволения не спрашивая,

Через эпоху ошарашенную

Он тайно прыгает опять.

Да, он таким остался редкостным

Полустудентом- полуректором.

Адью, мальчишества пушок!

Достойней, чем прыжок для зрителей,

Прыжок невидимый, презрительный-

Угрюмой зрелости прыжок.

Легко в студентах прогрессивничать,

Свободомыслием красивничать,

Но глядь- поглядь – утих бедняк,

И пусть еще он ерепениться-

Уже висят пеленки первенца,

Как белый выкинутый флаг.

Кто титулярные советники?

Раскаявшиеся студентики.

Кто повзрослел- тот «поправел».

Но зрелость гения не кается,

А с юностью пересекается

(не) с параллелью параллель.

«либо подлость-

Либо честность.

Полу-честности в мире нет»-

Аксиома твоя, Лобачевский,

Не вошедшая правда в предмет.

Греч на тебя своих борзых науськал,

У всех невежд- палаческая спесь.

И если декабристы есть в науке,

То Муравьевы- вешатели есть.

Твой гений осмеяли,

Оболгали,

А между тем, пока под финьшампань

Жрал вальдшнепов с брусничкою Булгарин,

Ты от холеры защищал Казань..

Е. Евтушенко

 

3) Ну, а если Вы устали от математики, то можно поиграть в слова. Правила игр со словами известны всем, но известно ли Вам, что

  • Из всех пар слов образованных одними и теми же буквами классической считается пара «апельсин»- «спаниель». А вот рекордная связка: товар, тавро, автор, втора, отвар, рвота (6 слов).
  • Самое длинное слово в русском языке (не имеются в виду искусственные сложные слова типа «гидрометео…») «переосвидетельствование» (23 буквы). А самое длинное слово, состоящее из различных букв «разгильдяйство» (14 букв)
  • А вот забавная коллекция фамилий и профессий: повариха Архипова, рисовод Содоров, невропатолог Егор Платонов.
  •  

4) А можно в свободные минутки на уроке (если таковые имеются) решить практические задачи. Кому- то они покажутся очень простыми, но и в таких случаях не следует торопиться, чтобы не попасть впросак.

* У продавца в киоске конверты сложены в пачки по 100 штук. Как ему быстрее отсчитать 75 конвертов? ( Ответ: отсчитать 25 конвертов)

* Как можно быстро определить примерное количество листов бумаги, содержащихся в данной большой стопке? (Ответ: можно отмерить небольшую стопку листов высотой 1 см, сосчитать количество листов в ней, а затем измерив высоту данной стопки произвести вычисления для ответа на вопрос)

* Вы уехали в командировку 24 марта, а вернулись 31 марта. Сколько дней Вы были в командировке? (Ответ: 8 дней)

* Во сколько раз путь по лестнице на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж? (Ответ: в 5 раз)

 

В своей работе я затронула только некоторые  приемы эмоциональной разгрузки урока. Классическая педагогика прошлого утверждала- «Смертельный грех учителя- быть скучным». У каждого учителя должна быть своя копилка интересных фактов и нетрадиционных моментов. Но существенным являются следующие вопросы:

определение места и целесообразность использования данного материала. Хочется напомнить слова Д. Пойа, обращенные к педагогам: «…если чутье подсказывает вам, что уместно предстать перед классом немного поэтом… не отказывайтесь». В сборе данной информации очень помогают ученики.

 

      Но надо помнить, что интерес к математике формируется с помощью не только

      математических сказок, историй и занимательных задач, хотя они и необходимы.

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн