Сделаем математику увлекательной!
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению занятиями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.
Теоретическая разработка проблемы активности в психологии проводилась К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Алексеевой, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выгодским, Н.Ф Добрыниным, А.Г. Ковалевым, А.И. Крупновым, А.Ф. Лазурским, В.Г. Леонтьевым, Б.Ф, Ломовым, В.Н, Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, С.Д. Смирновым и др.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы-
Познавательный интерес-
Познавательная активность-
Познавательная деятельность
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность-интерес-мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Познавательный интерес- это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности.
Анализ школьной практики показывает, что значительная часть учащихся не проявляет должного интереса к математике, аргументируя данный факт словами: «На уроках математики скучно, неинтересно».
Возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Это особенно важно в подростковом возраст, когда еще формируются, а иногда и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью.
1) «Разгрузить» серьезный урок помогут математические шутки и анекдоты:
*Онажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре они заметили приближающегося ним человека.
-Не могли бы Вы, хотя бы приблизительно, сказать нам, где мы находимся?- спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
-Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понес шар дальше, в неизвестном направлении.
-Черт бы побрал этих математиков!- раздраженно проговорил Шерлок Холмс.
-А почему Вы считаете, что этот человек был математиком?- как всегда удивился Ватсон.
-Ну , во-первых, прежде чем ответить, он подумал, а во- вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
*Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
-Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
А можно привести в пример ситуации, действительно имевшие место:
* Рассказывают, что великий советский физик Д. Ландау на приемных экзаменах в аспирантуру предлагал поступающим продолжить последовательность букв «о», «д», «т», «ч», «п»,.. ( Предложить ученикам задание, а потом завершить рассказ) Утверждают, что решивших эту задачу он в аспирантуру не принимал, полагая, что отвечающий либо гений, либо идиот. Но если бы тот был гением, то смог бы проявить свою гениальность в каком- либо научном исследовании, ему (Ландау) известном,- а идиоты не нужны.
( Ответ: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Речь идет о первых буквах данных слов)
2) Уроки математики могут быть эмоционально насыщенными благодаря использованию учителем стихотворений, сказок. Эти лирические отступления не занимают много, но выполняют важную роль: поэтическая речь и художественный текст воздействует на воображение, ассоциативное мышление, обуславливает внутреннюю активность. Например,
*Теорема Пифагора
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим-
И таким простым путем
К результату мы придем.
И. Дырченко
Не для кого не секрет, что решение задач, сформулированных в стихотворной форме приносит ощутимую пользу.
Например,
*Задача Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае? ( (х/8)ⁿ+12=х, где n=2, х=48)
При преподавании учебного материала многие учителя обращаются к сведениям из истории математики и знакомят учеников с жизнью и деятельностью известных математиков.
* Например Кеплеру (1572-1630) пришлось защищать на суде свою мать, обвинявшуюся в колдовстве. Ей грозил костер. Но сын-математик умело аргументировал защиту, и Катерина Кеплер была оправдана.
* Лобачевский
Как одно из темных преступлений,
Для тупиц недоказуем гений.
Что за юнец с логтями драными,
Буян с дырявыми карманами,
Главарь в студенческой орде,
Так заговорщицки подмигивает
И вдруг с разбега перепрыгивает
Профессора, как в чехорде?
Что за старик над фолиантами
И с перстнем царским бриллиантовым,
Руке мешающим писать?
Соизволения не спрашивая,
Через эпоху ошарашенную
Он тайно прыгает опять.
Да, он таким остался редкостным
Полустудентом- полуректором.
Адью, мальчишества пушок!
Достойней, чем прыжок для зрителей,
Прыжок невидимый, презрительный-
Угрюмой зрелости прыжок.
Легко в студентах прогрессивничать,
Свободомыслием красивничать,
Но глядь- поглядь – утих бедняк,
И пусть еще он ерепениться-
Уже висят пеленки первенца,
Как белый выкинутый флаг.
Кто титулярные советники?
Раскаявшиеся студентики.
Кто повзрослел- тот «поправел».
Но зрелость гения не кается,
А с юностью пересекается
(не) с параллелью параллель.
«либо подлость-
Либо честность.
Полу-честности в мире нет»-
Аксиома твоя, Лобачевский,
Не вошедшая правда в предмет.
Греч на тебя своих борзых науськал,
У всех невежд- палаческая спесь.
И если декабристы есть в науке,
То Муравьевы- вешатели есть.
Твой гений осмеяли,
Оболгали,
А между тем, пока под финьшампань
Жрал вальдшнепов с брусничкою Булгарин,
Ты от холеры защищал Казань..
Е. Евтушенко
3) Ну, а если Вы устали от математики, то можно поиграть в слова. Правила игр со словами известны всем, но известно ли Вам, что
- Из всех пар слов образованных одними и теми же буквами классической считается пара «апельсин»- «спаниель». А вот рекордная связка: товар, тавро, автор, втора, отвар, рвота (6 слов).
- Самое длинное слово в русском языке (не имеются в виду искусственные сложные слова типа «гидрометео…») «переосвидетельствование» (23 буквы). А самое длинное слово, состоящее из различных букв «разгильдяйство» (14 букв)
- А вот забавная коллекция фамилий и профессий: повариха Архипова, рисовод Содоров, невропатолог Егор Платонов.
-
4) А можно в свободные минутки на уроке (если таковые имеются) решить практические задачи. Кому- то они покажутся очень простыми, но и в таких случаях не следует торопиться, чтобы не попасть впросак.
* У продавца в киоске конверты сложены в пачки по 100 штук. Как ему быстрее отсчитать 75 конвертов? ( Ответ: отсчитать 25 конвертов)
* Как можно быстро определить примерное количество листов бумаги, содержащихся в данной большой стопке? (Ответ: можно отмерить небольшую стопку листов высотой 1 см, сосчитать количество листов в ней, а затем измерив высоту данной стопки произвести вычисления для ответа на вопрос)
* Вы уехали в командировку 24 марта, а вернулись 31 марта. Сколько дней Вы были в командировке? (Ответ: 8 дней)
* Во сколько раз путь по лестнице на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж? (Ответ: в 5 раз)
В своей работе я затронула только некоторые приемы эмоциональной разгрузки урока. Классическая педагогика прошлого утверждала- «Смертельный грех учителя- быть скучным». У каждого учителя должна быть своя копилка интересных фактов и нетрадиционных моментов. Но существенным являются следующие вопросы:
определение места и целесообразность использования данного материала. Хочется напомнить слова Д. Пойа, обращенные к педагогам: «…если чутье подсказывает вам, что уместно предстать перед классом немного поэтом… не отказывайтесь». В сборе данной информации очень помогают ученики.
Но надо помнить, что интерес к математике формируется с помощью не только
математических сказок, историй и занимательных задач, хотя они и необходимы.
|