Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения;
Включать каждого ученика в активную деятельность.
Оборудование:компьютер, проекционный экран; учебник русского языка для 4 класса (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), индивидуальные карточки, перфокарты.
Урок разработан: учителем начальных классов МОУСОШ №6
п. Прогресс, Новокубанского района
Краснодарского края
Кошелевой Любовь Николаевной
категория: высшая
стаж работы: 27 лет
352212 Краснодарский край,
Новокубанский район,
п. Прогресс,
ул. Красноармейская, 4
( тел. моб.)89186901014
Слайд 1
Организационный момент.
Посмотрите вокруг
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…
Виктор Подкопаев
Всесторонняя проверка знаний.
У. - К нам на урок пришел герой кубанской сказки Батог с караваем хлеба. Каравай Батог несет старичку Урожаю.
Слайд 2
Просит вас казак помочь ему добраться до дедушки Урожая. Хочется Батогу поблагодарить старичка за подаренный ему заветный колос.
У. – Как называется край, в котором мы живем?
Д. – Краснодарский край?
У. – В каком районе мы с вами проживаем?
Д. – В Новокубанском районе.
У.- Какие реки протекают в нашем районе и сколько их?
Д. – В Новокубанском районе протекают три реки. Это Синюха, Кубань и Уруп.
У. – Расположите названия рек по мере возрастания.
Д. – Синюха, Уруп, Кубань.
Путь труден и далек и пролегает он через три реки. На карте проложен маршрут, по которому мы совершим путешествие. Три речки – три задания. Выполним задания, и Батог сможет встретиться с дедушкой Урожаем. Поможем? Тогда в путь.
Слайд 3
Преграда 1 – река Синюха
1. Запись под диктовку.
Батог не видел реки великолепнее Кубани.
1). Обозначение орфограмм в словах и между словами.
2). Синтаксический разбор предложения. Работа на доске.
Это предложение простое: одна грамматическая основа Батог не
видел.
Батог – подл., выражено сущ.; не видел – чего? – реки – дополнение,
выражено сущ. в род. п., так как в состав сказуемого, входит частица не;
реки – какой? – великолепнее – несогласованное определение, выражено
прилаг. в форме сравн. степени; великолепнее чего? – Кубани – дополнение,
выражено сущ. в форме род. п.
По строению это предложение двусоставное, распространенное, полное;
по цели высказывания повествовательное, по интонации
невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка.
2. Морфологический разбор слов:
Iвариант: реки.
IIвариант: Кубани.
Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Реки – сущ., начальная форма – река; нарицательное, неодушевленное;
ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед. ч. В предложении
выполняет роль дополнения.
Кубани – сущ., начальная форма – Кубань; собственное, неодушевленное;
ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед.ч. В предложении
выполняет роль дополнения.
Сообщение темы и цели урока.
У. - Какие-то загадочные рисунки на урок принес нам Батог. Что это?
Д. – Это ребус.
У. - Разгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
Слайд 4
Д. – Мы познакомимся сегодня с дательным падежом.
У. - Молодцы! Правильно, речь пойдет о дательном падеже.
Вот мы и переправились на другую сторону реки Синюхи.
Преграда 2 – река Уруп
Изучение нового материала.
1. У. - Отгадав загадки, вы узнаете, какие слова мы сейчас будем изменять по падежам.
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
У. – Расскажите все, что вы знаете о дательном падеже имен существительных.
Д. – Вопросы: кому? чему?
Вспомогательное слово: дал.
Предлоги: к, по.
Член предложения: второстепенный.
У.- Эта таблица будет нам сегодня помогать.
Слайд 5
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ВОПРОСЫ: КОМУ? ЧЕМУ?
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ
ПРЕДЛОГИ: К, ПО
ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ
У. Придумайте свое название этому падежу.
Д. – Давательный, подарочный.
У. – А вот какое название падежу дала Т. Рик.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
( Т. Рик)
У. – Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?
Д. - Слово даю.
У. – Что получится?
Д. – Даю (кому?) коню
даю (кому?) бабочке
даю (кому?) Машеньке
даю (кому?) щенку
Слайд 6
У. – Ребята, вчера вы написали письма своим друзьям, а сегодня мы научимся правильно подписывать конверты к письмам.
В каком падеже мы напишем имена существительные обозначающие фамилию, имя и отчество человека, которому адресуется письмо.
Д. – В дательном падеже.
У. – Давайте вместе подпишем конверт с письмом к Батогу.
Д. – Игнатьеву Батогу Владимировичу.
У. – А теперь самостоятельно подпишите конверты с письмами своим друзьям.
Самостоятельная работа.
Слайд 7
КОМУ: Игнатьеву Батогу
Владимировичу
Слайд 8 Релаксация
У. – Очень любит Батог стихи кубанских поэтов. Каких кубанских поэтов вы знаете?
У. - Батог утверждает, что в стихотворении С.Н. Хохлова «Приду сюда» встречаются существительные в дательном падеже. Так ли это?
Д. – В стихотворении встречаются существительные в дательном падеже: к Кубани, по жилам.
Проверка.
Слайд 9
Приду сюда
К Кубани знойными губами
приник,
калинов куст склоняя;
и сила дивная Кубани
пошлапо жиламу меня.
В плечах я снова легкость чую.
И чудом удивлен слегка,
В зарю над пашнями лечу я
Сквозь розовые облака.
Как будто я совсем не пахарь,
как будто руки не в земле…
И ходит ветер под рубахой,
Свистит о чем-то в уши мне.
Случится: в жизни трудно станет,
как в долгой упряжи коню,
приду сюда, к родной Кубани,
и вновь калинов куст склоню.
С.Н. Хохлов
У. – Уруп река своенравная, но мы переправились через нее. Осталась последняя преграда.
Преграда 3 – река Кубань
Закрепление изученного.
1. Работа в парах. / Индивидуальная карточка. Задание 1/.
У. - Определите падежи имен существительных.
Т.п. Д.п. В.п. Д.п.
Сижу за партой, иду по дороге, стучать в окно, бежать к маме, говорить о
П.п. Р.п.
погоде, строил около реки.
2. Викторина «Продолжи пословицу».
Учитель начинает читать пословицу, дети продолжают.
«Человеку по работе … (воздается честь)».
«Человек без друзей, … (что дерево без корней)».
«Не красна хата углами, … (а красна пирогами)».
«Не считай друга в гульбе, … (а считай в беде)».
У. - Допишите пословицу и укажите падеж подчеркнутых имен существительных. /Индивидуальная карточка. Задание 2/.
Д.п.
Человеку по работе воздается честь.
Р.п.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Т.п.
Не красна хата углами, а красна пирогами.
П.п.
Не считай друга в гульбе, а считай в беде.
3. Работа с перфокартами. /Индивидуальная карточка. Задание 3/.
У. – Найди правильный ответ и отметь, синим карандашом.
1. Служить Отчизне.
2. Протекает около деревни.
3. Ехал на лошади.
4. Шел с другом. Слайд 10 Карточка для проверки
Иванов
SHAPE \* MERGEFORMAT
1.Служить Отчизне. И.п. Д.п. Т.п. ???
2. Протекает около деревни. П.п. В.п. Р.п. ???
3. Ехал на лошади. И.п. П.п. Т.п. ???
4. Шел с другом. Т.п. Д.п. П.п. ???
Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.
У. – Вот мы и у домика дедушки Урожая. Путешествие наше подошло к концу. Как вы думаете, получив в подарок от Батога каравай хлеба, что подумал старичок Урожай?
- Почему?
Какие новые знания вы получили на уроке?
У. - А что вы узнали сегодня на уроке о дательном падеже?
- Где пригодятся вам полученные знания?
Рефлексия.
- Что тебе запомнилось больше всего?
- Что понравилось, не понравилось? Почему?
-Что вызвало затруднение? Почему?
- Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).
Слайд 11
Желаю удач!
Каким для тебя был урок, изобрази свое отношение к уроку.
Домашнее задание.
Просклонять слова сова и дерево.
Использованная литература.
Мирук М.В. Кубановедение. ОИПЦ,2007.
Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. К.; 2005.
Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное! М., 1998.