Submitted by Татьяна Валентиновна Кудрявцева on Fri, 19/08/2011 - 19:11
Тема открытого урока
по информатике и ИКТ в 9 классе
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ.
Обоснование темы урока:
• Начиная с первых лет учёбы, учащиеся знакомятся с различного вида моделями (схемы, чертежи, графики, макеты и т.д.), но при этом понятия «модель» и «моделирование» не обсуждаются.
• Понятие «модель – сложное и многогранное. Потребность в модели возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует много времени.
• Важно обратить внимание на то, что между моделью и объектом должно существовать известное подобие, которое может заключаться в сходстве физических характеристик или функций, в тождестве математического описания и т.д.
• Вся наша деятельность связана с моделированием различных процессов.
Цели урока:
• Понять саму идею моделирования.
• Освоить технологию моделирования.
• Выяснить, почему для моделирования и исследования созданных моделей мы выбираем электронные таблицы.
Задачи урока:
• Проверить подготовку учащихся к уроку (тест, заготовки учащихся). Организовать рефлексию учащихся, направленную на их знания о моделях и моделировании.
• Организовать обсуждение выбора электронных таблиц для создания моделей. Обосновать критерии выбора.
• Подвести итоги работы с новым материалом.
• Организовать самоконтроль учащихся в рамках новой темы (создание компьютерных и математических моделей).
Тип урока: урок формирования, обобщения и закрепления знаний.
Ход урока:
Этап 1. (15 минут).
Проверка подготовки учащихся к уроку.
Организация рефлексии учащихся, направленной на их знания о моделях и моделировании.
Проверка означает анализ уровня усвоения знаний прошлого урока (проводится тест – Приложение 2).
Учащиеся показывают с помощью проектора интересные модели объектов, найденные в Интернет (домашние заготовки).
В ходе показа учащиеся формулируют понятия модели и моделирования.
Этап 2.
Объяснение нового материала(28 минут). Сопровождается показом презентации. (Приложение 1).
Учитель напоминает учащимся, что продолжается работа в рамках более общей темы «Этапы подготовки задачи к решению на компьютере» (используется показ слайдов на экране).
• Тема урока записывается в тетрадь.
• Учитель помогает учащимся сформулировать цели их деятельности:
Понять саму идею моделирования.
Освоить технологию моделирования.
Выяснить, почему для моделирования и исследования созданных моделей мы выбираем электронные таблицы.
Цели записываются в тетрадь.
Учитель напоминает, что термин «формализованная» является синонимом термина «математическая».
Учитель рассказывает об использовании компьютера для исследования моделей различных объектов, формулирует этапы моделирования в электронных таблицах.
Учитель предлагает ученикам вопросы для самоконтроля. Ученики дают ответы.
Для успешной самостоятельной работы учитель рассматривает конкретный пример создания модели в среде электронных таблиц.
Затем формулирует задания для самостоятельной работы.
Упражнения для снятия напряжения с глаз (2 мин.)
Этап 3.
Самостоятельная работа учеников (индивидуальная и в группах - 25 минут). (Тексты заданий представлены в Приложении 1).
Учитель предлагает ученикам, опираясь на их знания и умения, зафиксировать процесс работы над новым материалом в виде выполнения самостоятельных заданий в среде электронной таблицы, а также создать математические модели в тетради с целью дальнейшего исследования в среде электронных таблиц (8 учащихся выполняют задания в среде электронных таблиц).
Из остальных учащихся учитель формирует две-три группы (в группе не более 6 человек). Группам выдаются одинаковые задания. Идёт краткий инструктаж о содержании работы. Распределение заданий в группе учащиеся осуществляют самостоятельно.
Упражнения для снятия напряжения с глаз (2 мин.)
Этап 4.
Подведение итогов самостоятельной работы учащихся (15 минут).
По окончании работы ученики демонстрируют компьютерные модели (на экране – модели, созданные учителем). Учащиеся анализируют созданные модели и делают выводы.
Учитель констатирует, что именно среда ЭТ помогла учащимся достаточно быстро построить модели решения жизненных задач.
Заслушиваются ответы учеников, работающих с моделями за партами. Выясняется, что различие между моделями в группах определяются целями, в соответствии с которыми они создаются, объектом и деталями демонстрации (что будет демонстрироваться), степенью сходства с предметом, явлением, процессом, который моделируется.
Учитель, чтобы систематизировать учебный материал, предлагает ученикам проанализировать полученные результаты, напоминает учащимся цели, которые были поставлены перед ними. Учащиеся приходят к выводу, что цель урока достигнута и делают выводы о преимуществах использования компьютерных программ для создания моделей.
Выводы:
• Электронная таблица – одна из самых распространённых программ общего назначения и владение технологией работы в ней является одним из показателей информационной культуры человека.
• Существует большое разнообразие задач, которые достаточно просто решать в этой среде.
• Технология работы проста и результаты моделирования появляются практически мгновенно.
• Если задача имеет математическую модель, то она, как правило, решается с помощью ЭВМ.
• Моделирование в электронных таблицах позволяет не только создавать модели, но и исследовать свойства моделей при изменении исходных данных.
Этап 5.
Подведение итогов урока (3 мин).
Учитель анализирует работу учащихся. Выставляет оценки.
Формулирует домашнее задание: составить с помощью электронной таблицы модель решения задачи.
Задача: Индусский царь решил наградить изобретателя шахмат, вызвал его к себе и сказал, что исполнит любую его просьбу. Изобретатель удивил царя беспримерной скромностью просьбы:
- Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2, за каждую следующую в два раза больше, чем за предыдущую.
Сколько килограммов зерен было выдано изобретателю, если 1 зерно весит 0,05 г?