Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Моделирование в электронных таблицах

Submitted by Татьяна Валентиновна Кудрявцева on Fri, 19/08/2011 - 19:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кудрявцева Татьяна Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ гимназия №1, учитель информатики и ИКТ
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

•         Понять саму идею моделирования.

•         Освоить технологию моделирования.

•         Выяснить, почему для моделирования и исследования созданных моделей мы выбираем электронные таблицы.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник под редакцией Н.В. Макаровой "Информатика и ИКТ", 8-9 классы.

Задачник по моделированию (8-9) под редакцией Н.В. Макаровой.

Используемое оборудование: 

Компьютерный класс, мультимедийный проектор.

Краткое описание: 
Данный урок позволит учащимся познакомиться с одним из инструментов компьютерного моделирования - электронными таблицами.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема открытого урока

по информатике и ИКТ в 9 классе

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ.

 

Обоснование темы урока:

•         Начиная с первых лет учёбы,  учащиеся знакомятся с различного вида моделями (схемы, чертежи, графики, макеты и т.д.), но при этом понятия «модель» и «моделирование» не обсуждаются.

•         Понятие «модель – сложное и многогранное. Потребность в модели возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует много времени.

•         Важно обратить внимание на то, что между моделью и объектом должно существовать известное подобие, которое может заключаться в сходстве физических характеристик или функций, в тождестве математического описания и т.д.

•         Вся наша деятельность связана с моделированием различных процессов.

Цели урока:

•         Понять саму идею моделирования.

•         Освоить технологию моделирования.

•         Выяснить, почему для моделирования и исследования созданных моделей мы выбираем электронные таблицы.

Задачи урока:

•         Проверить подготовку учащихся к уроку (тест, заготовки  учащихся). Организовать рефлексию учащихся, направленную на их знания о моделях и моделировании.

•         Организовать обсуждение выбора электронных таблиц для создания моделей. Обосновать критерии выбора.

•         Подвести итоги работы с новым материалом.

•         Организовать самоконтроль учащихся в рамках новой темы (создание компьютерных и математических моделей).

•         Подвести итог урока, выслушать мнения, выставить оценки.

•         Выдать домашнее задание к следующему уроку.

Формы работы на уроке:

·        фронтальная проверка знаний (тест),

·        лекция,

·        беседа,

·        индивидуальная работа,

·        групповая работа,

·        демонстрационная форма работы,

·        диалоговая форма работы.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок формирования, обобщения и закрепления знаний.

 


Ход урока:

Этап 1. (15 минут).

 Проверка подготовки учащихся к уроку.

 Организация рефлексии учащихся, направленной на их знания о моделях и моделировании.

Проверка означает анализ уровня усвоения знаний прошлого урока (проводится тест – Приложение 2).

Учащиеся показывают с помощью проектора интересные модели объектов, найденные в Интернет (домашние заготовки).

В ходе показа учащиеся формулируют понятия модели и моделирования.


Этап 2.

Объяснение нового материала(28 минут). Сопровождается показом презентации. (Приложение 1).

Учитель напоминает учащимся, что продолжается работа в рамках более общей темы «Этапы подготовки задачи к решению на компьютере» (используется показ слайдов на экране).

•         Тема урока записывается в тетрадь.

•         Учитель помогает учащимся сформулировать цели их деятельности:

Понять саму идею моделирования.

Освоить технологию моделирования.

Выяснить, почему для моделирования и исследования созданных моделей мы выбираем электронные таблицы.

Цели записываются в тетрадь.

Учитель напоминает, что  термин «формализованная» является синонимом термина «математическая».

Учитель рассказывает об использовании компьютера для исследования моделей различных объектов, формулирует этапы моделирования в электронных таблицах.

Учитель предлагает ученикам вопросы для самоконтроля. Ученики дают ответы.

Для успешной самостоятельной работы учитель рассматривает конкретный пример создания модели в среде электронных таблиц.

Затем формулирует задания для самостоятельной работы.

 

Упражнения для снятия  напряжения с глаз (2 мин.)

 

Этап 3.

Самостоятельная работа учеников (индивидуальная и в группах - 25 минут). (Тексты заданий представлены в Приложении 1).

Учитель предлагает ученикам, опираясь на их знания и умения, зафиксировать процесс работы над новым материалом в виде выполнения самостоятельных заданий в среде электронной таблицы, а также создать математические модели в тетради с целью дальнейшего исследования в среде электронных таблиц (8 учащихся выполняют задания в среде электронных таблиц).

Из остальных учащихся учитель формирует две-три группы (в группе не более 6 человек). Группам выдаются одинаковые задания. Идёт краткий инструктаж о содержании работы.  Распределение заданий в группе учащиеся осуществляют самостоятельно.

 

Упражнения для снятия  напряжения с глаз (2 мин.)

 

Этап 4.

Подведение итогов самостоятельной работы учащихся (15 минут).

По окончании работы ученики демонстрируют компьютерные модели (на экране – модели, созданные учителем). Учащиеся анализируют созданные модели и делают выводы.

Учитель констатирует, что именно среда ЭТ помогла учащимся достаточно быстро построить модели решения жизненных задач.

Заслушиваются ответы учеников, работающих с моделями за партами. Выясняется, что различие между моделями в группах определяются целями, в соответствии с которыми они создаются, объектом и деталями демонстрации (что будет демонстрироваться), степенью сходства с предметом, явлением, процессом, который моделируется.

Учитель, чтобы систематизировать учебный материал, предлагает ученикам проанализировать полученные результаты, напоминает учащимся цели, которые были поставлены перед ними. Учащиеся приходят к выводу, что цель урока достигнута и делают выводы о преимуществах использования компьютерных программ для создания моделей.

Выводы:

•         Электронная таблица – одна из самых распространённых программ общего назначения и владение технологией работы в ней является одним из показателей информационной культуры человека.

 

•         Существует большое разнообразие задач, которые достаточно просто решать в этой среде.

 

•         Технология работы проста и результаты моделирования появляются практически мгновенно.

 

•         Если задача имеет математическую модель, то она, как правило, решается с помощью ЭВМ.

 

•         Моделирование в электронных таблицах позволяет не только создавать модели, но и исследовать свойства моделей при изменении исходных данных.

 

 

Этап 5.

Подведение итогов урока (3 мин).

Учитель анализирует работу учащихся. Выставляет оценки.

Формулирует домашнее задание: составить с помощью электронной таблицы модель решения задачи.

Задача: Индусский царь решил наградить изобретателя шахмат, вызвал его к себе и сказал, что исполнит любую его просьбу. Изобретатель удивил царя беспримерной скромностью просьбы:

- Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2, за каждую следующую в два раза больше, чем за предыдущую.

Сколько килограммов зерен было выдано изобретателю, если 1 зерно весит 0,05 г?

 

Прикрепленный файл Size
Приложение 1.ppt 2.07 MB
Приложение 2.doc 25.5 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн