Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экологическое равновесие

Submitted by Галина Шлыкова on Sat, 13/08/2011 - 20:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шлыкова Галина Филипповна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска, Алтайского края
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

Создать условия для формирования:

ключевых образовательныхкомпетентностей через знакомство детей с понятием «экологическое равновесие», установление связи между состоянием окружающей среды и человеком;  влияние человека на окружающую среду, какую пользу и вред наносит природе человек.

компетентности личностного саморазвитиячерез имеющийся собственный опыт, наблюдательность, любовь к природе.

социальной  компетентностичерез групповую, самостоятельную, индивидуальную и фронтальную работу.

 коммуникативной компетентности через умения  высказывать свои мысли и  аргументировано их доказывать, через сообщения учащихся

информационной компетентностичерез умения находить информацию в разных источниках: работа с учебником, использование компьютерной информации, энциклопедий и выделение из этой информации главного.

Компетенции сохранения собственного здоровьячерез проведения физминутки, разных видов деятельности.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1) А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. 1 часть

Используемая методическая литература: 

 

1) Н.А.Селянина «Моделирование творческих уроков природоведческого цикла в начальной школе» Новосибирск 2000г.

2) Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО»2006г.

3) С.И.Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва 2000  Издание 4) «Красная книга России» Москва 2000

5) «Я иду на урок в начальную школу». Природоведение. Библиотека «Первого сентября». Москва 1999

6) Ресурсы сети Интернет

Используемое оборудование: 

 

интерактивная доска, компьютер, слайды, «Красная книга», «Жалобная книга», словарь Ожегова.

Краткое описание: 
Урок окружающего мира по теме «Экологическое равновесие». 4 класс. Программа «Школа России» в разделе «Природа России» 22 часа; по теме: «Природные зоны России» 21 час. Представленный урок – комбинированный. На котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Изучить новую тему помогает частично – поисковая работа, проводимая в группе и презентация PowerPoint. На уроке использована музыкальная физминутка из сети Интернет. Мы живём в городе Новоалтайске, который расположен на правом берегу р. Обь, напротив г. Барнаула. Выброс в воздух промышленных отходов городских предприятий, нерациональная вырубка деревьев в сосновом лесу Белоярского и Первомайского районов влияют на экологию и здоровье жителей города. Реки мелеют, рыба заражена. Участились отравления грибами, которые растут в местном лесу. Не только предприятия, но и сам человек наносит вред природе. Ах, если бы природа могла говорить! Что бы она сказала? На что пожаловалась?

 

Этапы урока

Действия и слова учителя

Действия учащихся

слайды

1.Установление контакта. Активизация деятельности. Выход на тему урока

(Вступительное слово учителя)

Наш урок я начну со сказки:

…В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась.  Трудно ей было за всеми уследить.

И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».

- Как вы думаете, кому она это сказала?

А другим сказала: «А вам даю крылья,

лапы плавники, чтобы вы могли бегать,

плавать, прыгать, ползать.

 - Кому так говорила матушка Земля?

А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы.

- К кому она обратилась с такими словами?

- Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому -  свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».

- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Растениям

 

 

 

- Животным

 

 

 

 

 

- Человеку

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

Слайд 4

 

-  Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие -  это важно или нет?»

- Кто понял, какова тема сегодняшнего урока?

 

 

 

 

 

 

Экологическое равновесие

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

2.Целеполагания

 

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по данной теме

- Я хотел бы узнать, что такое экология?

- Что изучает экология?

- Что такое равновесие?

- Какую роль в экологическом равновесии играет человек?

- Если устану, хочу отдохнуть, с помощью физминутки.

 

3. Планирование

- Давайте спланируем нашу работу.

 С чего мы обычно начинаем.

     ( Вывешиваю таблички.)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто поможет вам в изучении новой темы?

 

- А что вам поможет?

 

 

- Ну, а сейчас приступаем к осуществлению нашего плана.

1. Изучаем новую тему (частично – поисковая работа, презентация)

2.Повторяем изученное

(учебник, групповая работа)

3. Рефлексия

4. Записываем д/з.

 

Учитель, сосед, ребята класса.

Учебник, словарь Ожегова, презентация

 

4. Работа над новой темой

 

- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать в группе. У каждой группе на столах лежат словари.

1, 3 группы:

- Найти, что означает слово «экология» и что она изучает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2, 4 группы:

- Найти, что означает слово

 «равновесие».

 

 

 

Дети работают в группах

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

 

- Экология изучает: как растения и животныесвязаны с воздухом, водой, землёй; с другими растениями и животными,  с человеком.  Как человек зависит от природы и,  как влияет на неё своими действиями.)

 

Равновесие – это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

 

 

- Сегодня мы будем соотносить связи живых существ и окружающую их среду, связь природы и человека.

Рассмотрим это на примерах.

Как называется наша река?

 

- Черемшанка

(сообщение

учащегося)

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Представьте себе, что по берегам нашей реки Черемшанки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми.

- Почему так было?

 

 

 

- Как деревья давали реке воду?

 

 

 

 

- Какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

 

- Но вот пришли люди и вырубили деревья…Что произошло с рекой?

 

 

- Какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 

 

- Река отдавала влагу деревьям, и деревья давали реке воду.

- Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьевобразуются ручьи. 

Вывод: происходил обмен.

Река питала растения, а  растения – реку.

- Не получая питания, река обмелела и высохла.

Вывод: это значит, что между ними нарушится связь, или говоря другими словами, экологическое равновесие.

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Музыкальная физминутка.

 

-  Посмотрите, как всё просто и как сложно.

Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

- То же, самое, происходит в цепях питания. Вспомним экологическую пирамиду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А что произойдёт, если сов будет больше?

 

 

 

Дети предложили отдохнуть.

Включаю презентацию с физкультминутками.

 

 

 

 

- Чтобы прокормить себя сове нужно множество мышей, одной мышке – много жёлудей.

Сова- хищник. Значит, хищников должно быть меньше. А мышей меньше, чем желудей. И если что-нибудь изменится, то нарушится экологическое равновесие.

 

- Нарушится экологическое равновесие

 

 

Дети под музыку выполняют упражнения

 

 

 

 

Слайд 8

6. Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.142 № 4

- Что произошло в Австралии?

 

Индивидуальная работа  детей.

Вывод: экологическое равновесие очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе, ни животные,  ни растения, ни человек.

 

7. Работа в группах

 

Составьте цепь питания:

1 группа – зоны арктических пустынь

2 группа – зоны лесов

3 группа – зоны степей

4 группа – зоны пустынь (проверка)

Учащиеся составляют цепи питания из лежащих на столах карточек.

(Проверка цепей питания при помощи магнитной доски).

 

Вывод:в природе всё взаимосвязано.

 

8. Повторение пройденного

-  Вспомните экологическую проблему о неумеренном выпасе скота в тундре и обсудите в группе

Отвечает вперед приготовленная группа, остальные группы добавляют, исправляют.

Слайд 9

а). Работа с «Красной книгой» и «Жалобной книгой».

 

- Обратите вниманиена книгу, которую я держу в руке. Как она называется?

- Для чего люди создали «Красную книгу» и почему она так называется?

- К нам в гости сегодня пришла ещё одна книга, которую я сделала своими руками. Прочитайте как я её назвала.

- Кто и что расположился на её страницах?

                     

- О чём они нам могут поведать. На кого пожаловаться?

 

(ответы учащихся)

 

 

 

 

«Жалобная книга».

 

Речка, воробей и одуванчик, берёза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

б)Работа в группах (ролевая игра)

 

1-ая группа «Воробей»

2-ая группа «Речка»

3-ая группа « Одуванчик»

4-ая группа «Берёзка»

 

 

- Можно ли «Жалобную книгу» поставить рядом с «Красной книгой»? Почему?

 

Дети жалуются от имени речки, воробья, одуванчика и берёзы.

 

 

 

- Да. Если сейчас мы сейчас не услышим их голос, то скоро всё  живое может попасть в «Красную книгу» или исчезнуть совсем.

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

в) Работа в группах:

 

- Предлагаю вам объяснить такие экологические ситуации:

1 группа

 Заводы города Новоалтайска загрязняет атмосферу выбросами в воздух промышленных отходов. - --- Как это отразится на здоровье человека?

2 группа

Влияет – ли местонахождения Белоярского мачтопропиточного завода на экологическое равновесие реки Черемшанки? Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?

3 группа

Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?

4 группа

Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах с парками и скверами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

9. Итог урока

 

- А сейчас подведём итог нашей работы.

- Кто нарушает экологическое равновесие?

- Так нужна природе помощь человека? Прочитайте эпиграф.

- Как вы его понимаете?

 

- Сам человек.

 

 

 

- В руках человека красота и богатство родной земли

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

10. Рефлексия 

 

- Чему вас научил  урок?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?

-  Спасибо всем за урок.

- Наша планета в ваших руках.

Я желаю вам доброты и сострадания

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения учащимися

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

11. Домашнее задание

- На дом даю задание по выбору:

1) Приготовить сообщение о любом животном или растении, занесенном в Красную книгу;

или

2) Сделать свою «Жалобную книгу».

- Прочитать и пересказать статью в учебнике стр. 141 – 143.

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн