Submitted by Галина Шлыкова on Sat, 13/08/2011 - 20:24
Этапы урока
Действия и слова учителя
Действия учащихся
слайды
1.Установление контакта. Активизация деятельности. Выход на тему урока
(Вступительное слово учителя)
Наш урок я начну со сказки:
…В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась. Трудно ей было за всеми уследить.
И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».
- Как вы думаете, кому она это сказала?
А другим сказала: «А вам даю крылья,
лапы плавники, чтобы вы могли бегать,
плавать, прыгать, ползать.
- Кому так говорила матушка Земля?
А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы.
- К кому она обратилась с такими словами?
- Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому - свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».
- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?
- Растениям
- Животным
- Человеку
(ответы детей)
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
- Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое равновесие - это важно или нет?»
- Кто понял, какова тема сегодняшнего урока?
Экологическое равновесие
Слайд 5
2.Целеполагания
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по данной теме
- Я хотел бы узнать, что такое экология?
- Что изучает экология?
- Что такое равновесие?
- Какую роль в экологическом равновесии играет человек?
- Если устану, хочу отдохнуть, с помощью физминутки.
3. Планирование
- Давайте спланируем нашу работу.
С чего мы обычно начинаем.
( Вывешиваю таблички.)
- Кто поможет вам в изучении новой темы?
- А что вам поможет?
- Ну, а сейчас приступаем к осуществлению нашего плана.
1. Изучаем новую тему (частично – поисковая работа, презентация)
2.Повторяем изученное
(учебник, групповая работа)
3. Рефлексия
4. Записываем д/з.
Учитель, сосед, ребята класса.
Учебник, словарь Ожегова, презентация
4. Работа над новой темой
- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать в группе. У каждой группе на столах лежат словари.
1, 3 группы:
- Найти, что означает слово «экология» и что она изучает.
2, 4 группы:
- Найти, что означает слово
«равновесие».
Дети работают в группах
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
- Экология изучает: как растения и животныесвязаны с воздухом, водой, землёй; с другими растениями и животными, с человеком. Как человек зависит от природы и, как влияет на неё своими действиями.)
Равновесие – это устойчивое соотношение между чем-нибудь.
- Сегодня мы будем соотносить связи живых существ и окружающую их среду, связь природы и человека.
Рассмотрим это на примерах.
Как называется наша река?
- Черемшанка
(сообщение
учащегося)
Слайд 6
- Представьте себе, что по берегам нашей реки Черемшанки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми.
- Почему так было?
- Как деревья давали реке воду?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Но вот пришли люди и вырубили деревья…Что произошло с рекой?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Река отдавала влагу деревьям, и деревья давали реке воду.
- Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьевобразуются ручьи.
Вывод: происходил обмен.
Река питала растения, а растения – реку.
- Не получая питания, река обмелела и высохла.
Вывод: это значит, что между ними нарушится связь, или говоря другими словами, экологическое равновесие.
Слайд 7
5.Музыкальная физминутка.
- Посмотрите, как всё просто и как сложно.
Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.
- То же, самое, происходит в цепях питания. Вспомним экологическую пирамиду.
- А что произойдёт, если сов будет больше?
Дети предложили отдохнуть.
Включаю презентацию с физкультминутками.
- Чтобы прокормить себя сове нужно множество мышей, одной мышке – много жёлудей.
Сова- хищник. Значит, хищников должно быть меньше. А мышей меньше, чем желудей. И если что-нибудь изменится, то нарушится экологическое равновесие.
- Нарушится экологическое равновесие
Дети под музыку выполняют упражнения
Слайд 8
6. Работа с учебником
Стр.142 № 4
- Что произошло в Австралии?
Индивидуальная работадетей.
Вывод: экологическое равновесие очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе, ни животные, ни растения, ни человек.
7. Работа в группах
Составьте цепь питания:
1 группа – зоны арктических пустынь
2 группа – зоны лесов
3 группа – зоны степей
4 группа – зоны пустынь (проверка)
Учащиеся составляют цепи питания из лежащих на столах карточек.
(Проверка цепей питания при помощи магнитной доски).
Вывод:в природе всё взаимосвязано.
8. Повторение пройденного
- Вспомните экологическую проблему о неумеренном выпасе скота в тундре и обсудите в группе
Отвечает вперед приготовленная группа, остальные группы добавляют, исправляют.
Слайд 9
а). Работа с «Красной книгой» и «Жалобной книгой».
- Обратите вниманиена книгу, которую я держу в руке. Как она называется?
- Для чего люди создали «Красную книгу» и почему она так называется?
- К нам в гости сегодня пришла ещё одна книга, которую я сделала своими руками. Прочитайте как я её назвала.
- Кто и что расположился на её страницах?
- О чём они нам могут поведать. На кого пожаловаться?
(ответы учащихся)
«Жалобная книга».
Речка, воробей и одуванчик, берёза.
Слайд 10
б)Работа в группах (ролевая игра)
1-ая группа «Воробей»
2-ая группа «Речка»
3-ая группа « Одуванчик»
4-ая группа «Берёзка»
- Можно ли «Жалобную книгу» поставить рядом с «Красной книгой»? Почему?
Дети жалуются от имени речки, воробья, одуванчика и берёзы.
- Да. Если сейчас мы сейчас не услышим их голос, то скоро всё живое может попасть в «Красную книгу» или исчезнуть совсем.
Слайд 11
в) Работа в группах:
- Предлагаю вам объяснить такие экологические ситуации:
1 группа
Заводы города Новоалтайска загрязняет атмосферу выбросами в воздух промышленных отходов. - --- Как это отразится на здоровье человека?
2 группа
Влияет – ли местонахождения Белоярского мачтопропиточного завода на экологическое равновесие реки Черемшанки? Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?
3 группа
Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?
4 группа
Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах с парками и скверами?
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
9. Итог урока
- А сейчас подведём итог нашей работы.
- Кто нарушает экологическое равновесие?
- Так нужна природе помощь человека? Прочитайте эпиграф.
- Как вы его понимаете?
- Сам человек.
- В руках человека красота и богатство родной земли
Слайд 16
10. Рефлексия
- Чему вас научил урок?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?
- Спасибо всем за урок.
- Наша планета в ваших руках.
Я желаю вам доброты и сострадания
Чтение стихотворения учащимися
Слайд 17
11. Домашнее задание
- На дом даю задание по выбору:
1) Приготовить сообщение о любом животном или растении, занесенном в Красную книгу;
или
2) Сделать свою «Жалобную книгу».
- Прочитать и пересказать статью в учебнике стр. 141 – 143.