Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Макашина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 

город  Ковров

МОУ СОШ №8

учитель физики

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

1) актуализировать  знания  учащихся  о линзе,  ее                                              основных  элементах,  правилах  построения   изображений  в  линзах;

  2)рассмотреть  глаз  как  оптический  прибор,выяснить его устройство  и назначение  его основных  элементов;

 3) ввести понятия  близорукость, дальнозоркость, аккомодация, расстояние наилучшего  зрения, угол  зрения.

 

4)продолжить отработку  умения  сравнивать,  обобщать, анализировать,  делать  вывод, отработку ОУУН.

5)  в целях  осуществления политехнического воспитания  познакомить       учащихся  с  устройством  и принципом действия   лупы, фотоаппарата,  телескопа, микроскопа, диапроектора;

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник : Пинский А.А, Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и др./под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика-9-М:Просвещение, 2010

Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика. 9 класс – М:Дрофа, 2008  

Дидактический материал по физике 7-9кл..Под. Ред. Кириловой И.Г.М: Дрофа.2008.  

Сборник задач по физике 7-9кл. Под, ред.В.И.Лукашик. М: Просвещение.2009.

Используемая методическая литература: 

 

  • Методика  преподавания курса "Физика  и астрономия" в 7-9 классах.  Под  ред.  А.А. Пинского,  И.Г. Кирилловой – М: Просвещение,2001
  • Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-9кл. М: Просвещение,2007.
  • О.Ф.Кабардин,С.И.Кабардин.В.А.Орлов. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11кл.М:Дрофа.2007.
  • Марон А.Е.,Марон Е.А. Контрольные работы по физике.7-11кл. - М: Просвещение,2007.
Краткое описание: 
<p> Содержание &nbsp;урока расчитано на 2 учебных часа в 9 классе. На предыдущем уроке изучались линзы и правила построения изображений в линзах. Цель тестового задания на этапе актуализации - проверка усвоения темы: линзы, построение изображения в линзах. &nbsp;Тест, проводимый в конце урока, предназначен для контроля первичного своения материала.</p> <p> Несколько учащихся перед уроком получают опрережающие задания.</p> <p> Во вступительной беседе акцент делается не на результат в виде отметки, а на отношение к самому процессу постижения знаний.</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <br /> <p> &nbsp;</p>

 

Подготовка  к  усвоению  материала.

Изучать  глаз мы  будем  не  ради  самого  материала,  а  потому, что  такой  разговор актуален.

95%информации  об  окружающем мире  мы  получаем  через  глаза.  Глаз  в  процессе эволюции приспособился  к  тому,  чтобы  смотреть  вдаль без  напряжения  глазных  мышц. Ведь вся  жизнь  первобытного  человека  зависела  от  удачных  охоты  или  рыбалки.  С  наступлением  темноты  глаза  отдыхали. Современному  человеку  приходится  целый  день  работать  с  близко  расположенными  объектами: читать,  смотреть  на экран компьютера  или  телевизора. 

Наш  глаз  испытывает огромную  нагрузку,  в результате  чего  более  двух миллиардов  людей  на планете  страдают  глазными  болезнями  и  дефектами зрения.

Каждый  смолоду  должен  знать,  как  устроен  глаз,  каковы  его  функции, какие  бывают  дефекты  зрения и, самое главное,  как  их  избежать.

Актуализация  опорных  знаний.

 1)Фронтальный  опрос.

  • Что  собой  представляет  линза?
  • Какие  характерные  точки  и линии  известны  у  линзы?
  • Что  называется  фокусным  расстоянием?
  • Что  называется  оптической  силой  линзы?
  • Как  называется  единица  оптической  силы  линзы?  Каков ее  физический смысл?
  • Какие  лучи  являются  характерными  для  линз?

2) Выполнение  тестового  задания  с последующей  взаимопроверкой.

   Пример  теста  в  приложении 1.

 

Изучение  нового материала.

  1. Сообщение №1.  Устройство  глаза.  ( Данное  опережающее  задание  получает  учащийся,  занимающийся на  3 и  имеющий слабую  мотивацию).

В ходе  сообщения  учащимся необходимо    выделить  важный  элемент  в оптической  системе  глаза.

Ответить  на  вопросы:

  • Какую функцию  выполняет  хрусталик?
  • Какую  функцию  выполняет  сетчатка?

Прочитать  3  пункт   параграфа  5.6  и  ответить  на  вопросы:

  • Почему  хрусталик  играет  важную  роль в  оптической  системе глаза?
  • Что  называют  аккомодацией?
  • Показать  ход  лучей  в  глазе  человека.

2) Статистика  говорит,   что  каждый  четвертый человек  на  планете  страдает  близорукостью,  а  каждый второй - дальнозоркостью.  Что это  такое  и  почему  эти  болезни  возникают?

Представим, что резинка - это  хрусталик,  а  кисти  ваших  рук - ресничные  мышцы,  изменяющие  кривизну  "хрусталика".  Когда  мы  переводим  взгляд  с  удаленных  предметов  на  ближние,  его  кривизна  рефлекторно  изменяется  вот  так…  (попросить  учеников  поднять  руки  и  показать  слегка  сжатый  "хрусталик ").  А  теперь  представьте,  что  вы  будете  вязать,  шить,  читать,  смотреть  телевизор, играть  в  компьютерные  игры,  т. е. долго  смотреть  на  близко  расположенные  предметы. ( Держим  "хрусталик"  в  руках). Руки  устали.  Но  читаем и  пишем  мы  не  несколько  минут!

Вы теперь  понимаете,  как  устают ресничные  мышцы.  В  результате  злаз  не  справляется  с  длительным  напряжением, хрусталик  теряет  способность  аккомодировать.

Сообщение  №2.  Близорукость  и  дальнозоркость.  Как  тренировать  глаз,  чтобы  их  избежать. ( В  докладе  должны  быть  перечислены  основные  правила  гигиены  зрения  и  показаны  упражнения гимнастики  для  глаз,  которые  учащиеся  выполняют  под  руководством  ученика,  делающего   доклад).

Сообщение №3. Почему  мы  не  видим  предметы  вверх  ногами?

(Учащийся, делающий  сообщение,  получает  задание найти  или  придумать  и  нарисовать  примеры  зрительных  иллюзий).

  1. Дается  определение угла  зрения, расстояния  наилучшего  зрения.

Ставится  задача  рассмотреть  устройство  приборов,  позволяющих  увеличить  угол  зрения (лупа, микроскоп,  телескоп),  а  также  устройство  фотоаппарата  и  диапроектора.

Но, обратим  внимание  на  слова, написанные  на  доске:

"Мирозданье  постигая,

Все  познай, не отбирая:

Что  внутри, во внешнем  сыщешь,

Что вовне,    внутри  отыщешь.

Так  примите ж без оглядки

Мира внятные  загадки." 

                           Гете.

После  изучения  оптических  приборов  вы  попробуете  объяснить  смысл  написанных  слов.

  1. Работа  в группах.

Класс  делится  на  6  групп. Каждая  группа  получает  задание  с  вопросами  и  с  помощью  учебника  их  выполняет.  Один  представитель  группы  отвечает  на  вопросы  перед классом.  Во  время  ответов  у  доски учащиеся  заполняют   таблицу.

 

  

Оптический  прибор.

Ход лучей  в  приборе.

Примечания.

 

 

 

 

Примеры  карточек  в  приложении 2.

 

Первичная  проверка  понимания  и  закрепление  знаний.

  • Как  устроен  глаз?
  • Какую  функцию  выполняет  сетчатка  глаза, хрусталик?
  • Чем  вызваны  близорукость  и дальнозоркость,  как они  корректируются?
  • Какие  приборы  позволяют  увеличить  угол  зрения?
  • Сравнить  устройство  глаза  и  фотоаппарата.
  • Чему равно  расстояние  наилучшего  зрения  для  нормального  глаза?
  • Какие  правила  нужно  выполнять,  чтобы  не  испортить  зрение?

 

Учащиеся  выполняют  задания  тестов  с последующей  проверкой  ответов.

Пример теста в приложении 2.

 

Подведение  итогов  урока.  Рефлексия.

  • Что  нового  вы  узнали  на  уроке?
  • Что  больше  всего  понравилось?
  • Что  показалось  самым  трудным?
  • Над  какими  вопросами  нужно  особенно  внимательно  поработать  дома?

Домашнее  задание: П.5.6, 5.7, 5.8  по  вопросам,  заполнить  до  конца  таблицу.

   
   

 

Прикрепленный файл Size
Приложение 1.doc 25.5 KB
приложение 2.doc 69 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн