(Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку, психологическая подготовка).
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Я вижу, учебные принадлежности у всех приготовлены, значит, мы можем приступать к учебному процессу.
2.Проверка домашнего задания(6 мин).
2 СЛАЙД
Прежде чем заняться изучением новой темы, проверим, насколько вы усвоили материал предыдущей темы.
Для этого вам предстоит выполнить следующее задание.
Приложение№1.
ЗАДАНИЕ.
В чайнворде «Колебания», который находится у вас на партах,зашифровано физическое понятие. Понятие прочтете в выделенном вертикальном столбце.
На листочках напишите свою фамилию и класс. Время выполнения задания ограничено – 4 мин.
Если вы правильно определите понятие, при этом, не допустите ни одной ошибки в ответах на вспомогательные вопросы, получите оценку «5». Те, кто справится с основным заданием, но будут иметь 1 ошибку во вспомогательных вопросах, зарабатывают оценку «4». У детей, имеющих от 2-а неправильных ответа – оценка «3». Остальные результаты оцениваются только в 2 балла.
Прошу приступать к выполнению задания. Наблюдение за выполнением обучающимися задания.
Вопросы к чайнворду:
1.Отклонение маятника от положения равновесия.
2.Как называется движение, которое представляет собой процесс распространения колебаний в среде?
3.Время, за которое маятник совершает одно полное колебание.
4. Число полных колебаний за одну секунду.
3 СЛАЙД
Проверка выполнения задания обучающимися.
Время выполнения задания истекло. Прошу всех отложить ручки в сторону и посмотреть на экран, сверив свои ответы.
Поднимите руки у кого оценка «5», - «4», - «3». Молодцы! Все справились с заданием.
3.Постановка проблемы(3 мин)
Я не зря зашифровала слово свет в чайнворде, так как оно имеет непосредственное отношение к нашей новой теме.
В ясный солнечный день можно наблюдать много интересных явлений. Так, окружающие нас на улице тела дают тень, и от нашего тела также образуется тень. Подойдя к водяной поверхности (луже, пруду), можем увидеть в ней свое отражение, отражения других находящихся рядом предметов. Эти явления относятся к световым явлениям. В природе нас поражает разнообразие цветов: зеленые листья летом, коричневая земля, белые ромашки, голубые колокольчики, многоцветная радуга. Это тоже световые явления.
Вы сможете объяснить их после того, как изучите материал этой главы.
Благодаря органу зрения, человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.
Демонстрационный опыт 1.
Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека -«минутный» эксперимент: предлагаю обучающимся на одну минутку закрыть глаза и представить себе «жизнь во тьме»!!!
Вопрос:Каковы ваши ощущения?
Ответ:мнение обучающихся.
4.Изучение новой темы(20 мин)
4 СЛАЙД
Поэтому
Цель нашего урока:
- Дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления.
- Выявить естественные и искусственные источники света.
- Дать понятие светового луча.
- Выявить особенности распространения света.
Открываем рабочие тетради и записываем тему урока: «Источники света. Распространение света».
1.Прежде всего задумаемся над вопросом: почему мы видим
различные тела?
Вы знаете, что предметы хорошо видны днем и не видны ночью. Для того чтобы их увидеть ночью, необходимо включить электрическую лампу. Таким образом, предметы видны при освещении их светом.
Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.
5 СЛАЙД
2.Существуют разнообразные источники света. Одни из
них — тепловые — излучают свет потому, что имеют высокую температуру. К таким источникам света относят Солнце, звезды, пламясвечи, горящего дерева или газа, поток лавы, извергающейся из вулкана, нить электрической лампочки и др.
Например, лава, вытекающая из кратера при извержении вулкана, имеет температуру 1100—1200 °С, пламя газовой горелки — 1600—1850 °С, нить накала электролампы— 2500—2700 °С, а поверхность различных звезд 3000—30 000 °С.
Тела начинают излучать свет при температуре около 800 °С.
6 СЛАЙД
3. Другую группу составляют люминесцирующие источники света. Вы, очевидно, знаете, что в природе встречаются тела, которые сами излучают свет, но при этом остаются холодными (гнилушки, светлячки, некоторые морские животные). Излучение света такими источниками не зависит от их температуры. Люминесцирующими источниками являются люминесцентные и газосветные лампы.
Люминесценция может возникнуть при ударе. Например, при раскалывании куска сахара в темноте можно увидеть его свечение. Светится экран телевизора, монитор компьютера.
Люминесценция может сопровождать различные химические реакции. Например, гниение дерева, различных животных. В морях и океанах люминесцирует вода из-за наличия в ней светящихся микроорганизмов.
7 СЛАЙД
Таким образом, тепловые и люминесцирующие источники сами излучают свет.
4. Многие тела, от которых исходит свет, сами его не излучают. Они светятся только тогда, когда на них попадает свет от некоторого источника. Например, ночью при ясной погоде мы различаем предметы, которые освещаются лунным светом. На поверхности моря, озера или реки можно ночью наблюдать «лунные дорожки».
8 СЛАЙД
Поскольку температура Луны меньше 800 °С, сама она свет не излучает. Луна отражает свет, падающий на нее от Солнца, и является источником отраженного света.
К подобным источникам относятся планеты Солнечной системы, их спутники, искусственные спутники Земли. Земной шар при наблюдении из космоса выглядит цветным светящимся диском. Но поверхность Земли не раскалена, она отражает свет.
9 СЛАЙД
Поэтому, эти источники отражают свет.
10 СЛАЙД
5. Солнце, а также рассмотренные выше источники отраженного света создают естественное освещение. Но эти источники не могут обеспечить потребности человека в свете.
Поэтому еще первобытные люди применяли для освещения искусственные источники света. До середины XIXв. Такими источниками являлись горящий факел, пламя лучины, свечи, газовой горелки, керосиновой лампы. Эти источники имели малую мощность и были неудобными в обращении.
Презентация обучающегося.ПРЕЗЕНТАЦИЯ(2 мин)
Содержание презентации интересное, поэтому вам будут задаваться вопросы.
В 70-х гг. XIXв. в России были изобретены электрические лампочки. Русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин сконструировал лампу накаливания, похожую на современные лампы. Он укрепил между двумя медными проводниками угольный стержень и поместил его внутрь стеклянного баллона, из которого был откачан воздух. При прохождении электрического тока по стержню он раскалялся и начинал светиться. Впоследствии угольный стержень был заменен вольфрамовой нитью. Современный вид лампочке накаливания, включая вольфрамовую нить и патрон, придал американский изобретатель Томас Эдисон.
Однако заметим, что лампы накаливания больше греют, чем светят. Лишь 3—4% энергии электрического тока превращается в свет, остальная энергия идет на нагревание баллона лампы и воздуха вокруг него.
Более экономичными являются люминесцентные лампы, или лампы дневного света, так как их температура во время свечения не превышает 50 °С. В настоящее время лампы дневного света широко используются для освещения помещений.
Вопросы:
1. В каком году родился Лодыгин? 1847 г.
2. В каком году Лодыгину была присвоена ежегодная Ломоносовская премию?1874 г.
3. Что изобрел Лодыгин? Лампу накаливания.
4. Кого называли «королем изобретений»? Эдисона.
Учитель: Мы с вами убедились, что данная тема важна для нас, поэтому продолжим ее изучение.
Выясним, как распространяется свет. Почему мы не видим предметы, находящиеся за углом здания, за деревом, за другим препятствием? Почему мы не видим источник света, если перед ним поставить непрозрачный предмет?
Информация с диска.
Опыт №2.
Для ответа на эти вопросы рассмотрим следующий опыт. На слайде мы видим источник света и 4 экрана с отверстиями. И один не прозрачный экран, на котором будет видно светлое пятно. Это возможно в том случае, если свет пройдет через все отверстия. Если смещать экраны по очереди, так, чтобы отверстие смещалось, то светлое пятно исчезнет.
Данный опыт свидетельствует о том, что свет распространяется вдоль прямой линии, т. е. прямолинейно.
Прямолинейное распространение света можно наблюдать летним днем в затемненной комнате. Вы наверняка видели, как через отверстия в шторах проникают в комнату солнечные лучи.
11 СЛАЙД
Таким образом, можно сделать вывод, что свет распространяется прямолинейно. Это верно для однородной среды, состоящей из одного и того же вещества, например воздуха, стекла, воды. Если свет падает, например, из воздуха в воду, то на границе раздела этих сред он изменит направление распространения.
Теперь понятно, почему за непрозрачным предметом, поставленным перед электрической лампочкой, темно: свет не проникает за него.
12 СЛАЙД
Тот факт, что свет распространяется прямолинейно, был установлен еще в древности. Об этом писал основатель геометрии ЕВКЛИД за 300 лет до нашей эры.
Закон прямолинейного распространения света является одним из первых законов природы, открытых учеными на основе результатов наблюдений.
Отдельная презентация.
Закрепление новой темы и проверка знаний.
А теперь мы закрепим и проверим ваши знания с помощью игры - «Своя игра».
Я попрошу вас разделиться на две команды.
Придумайте название команд.
Название
раздела
количество баллов
10
20
30
40
50
Источники света
Все тела от которых идет свет
А не ученье тьма
Имеют высокую температуру
800 0С
Отводи до удара
Различные виды источников
Люминесцирующие
Отражающие
Естественные
Искусственные
Тепловые
Ученые
Лодыгин
Эдисон
1847
Евклид
19 век
Примеры
Тепловое
Луна, Земля
Светлячок
Естественные
Свечение
7.Подведение итогов(2 мин)
Сегодня на уроке, мы с вами разобрали вопросы, связанные с источниками света и рассмотрели закон прямолинейного распространения света.
Выставление оценок в журнал.
Записываем домашнее задание:
1. § 49,50
2. 1 уровень:
Задание 38 (1), Р.Т. 265
2 уровень:
Р.Т. 265,266
3. Подготовить сообщение:
А) «Из истории искусственного освещения»
Б) «Солнечные часы»
4. Эксперимент: Проведите опыт, доказывающий, что свет распространяется прямолинейно. Опишите опыт.