Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Свет. Источники света. Распространение света

Данные об авторе
Автор(ы): 
Шарнина Надежда Ильинична
Место работы, должность: 

МОУ Совхозная сош, учитель физики

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Цели

ØОбучающие:

- Дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления.

- Выявить естественные и искусственные источники света.

- Дать понятие светового луча.

- Выявить особенности распространения света.

ØРазвивающие:

- Развитие логического мышления.

- Развитие умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

- Развитие познавательного интереса.

ØВоспитательные:

- Раскрыть роль света в жизни человека и природы.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2007.- 208 с.

2. Мультимедийное учебное издание. 7 класс. Физика.

 

Используемая методическая литература: 

1. Журнал «Физика в школе» №2, 2010.

Используемое оборудование: 

Компьютер

- Проектор

- Экран

- Мультимедийное учебное издание. 7 класс. Физика

- Чайнворд  «Колебания»

Краткое описание: 
<p> <strong>План-конспект урока &quot;Свет. Источники света. Распространение света</strong>&quot; с презентацией поможет учителю по физике провести урок интересно и увлекательно.</p>

Урок по физике 7б класс

Свет. Источники света. Распространение света

Цели

ØОбучающие:

- Дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления.

- Выявить естественные и искусственные источники света.

- Дать понятие светового луча.

- Выявить особенности распространения света.

ØРазвивающие:

- Развитие логического мышления.

- Развитие умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

- Развитие познавательного интереса.

ØВоспитательные:

- Раскрыть роль света в жизни человека и природы.

Тип урока:Комбинированный.

Методы:Диалогический.

Формы: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

- Компьютер

- Проектор

- Экран

- Мультимедийное учебное издание. 7 класс. Физика

- Чайнворд  «Колебания»

Литература:

1.Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2007.- 208 с.

2. Мультимедийное учебное издание. 7 класс. Физика.

3. Журнал «Физика в школе» №2, 2010.

4. Ресурсы интернет.

 

Хронометраж урока

№п/п

Этапы урока

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Проверка домашнего задания

6 мин

3

Постановка проблемы

3 мин

4

Изучение новой темы

20 мин

5

Закрепление новой темы и проверка знаний

13 мин

6

Подведение итогов

2 мин

 

 

 

Ход урока

1 СЛАЙД

 

1.Организационный момент (1 мин).

         (Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку, психологическая подготовка).

         Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Я вижу, учебные принадлежности у всех приготовлены, значит, мы можем приступать к учебному процессу.

2.Проверка домашнего задания (6 мин).

2 СЛАЙД

         Прежде чем заняться  изучением новой темы, проверим, насколько вы усвоили материал предыдущей темы.

         Для этого вам предстоит выполнить следующее задание.

Приложение№1.

ЗАДАНИЕ.

         В чайнворде «Колебания», который находится  у вас на партах,зашифровано физическое понятие. Понятие прочтете в выделенном вертикальном столбце.

На листочках напишите свою фамилию и класс. Время выполнения задания ограничено – 4 мин.

         Если вы правильно определите понятие, при этом, не допустите ни одной ошибки в ответах на вспомогательные вопросы, получите оценку «5». Те, кто справится с основным заданием, но будут иметь 1 ошибку во вспомогательных вопросах, зарабатывают оценку «4». У детей, имеющих от 2-а неправильных ответа – оценка «3». Остальные результаты оцениваются только в 2 балла.

         Прошу приступать к выполнению задания. Наблюдение за выполнением обучающимися задания.

 
   

Вопросы к чайнворду:

1.Отклонение маятника от положения равновесия.

2.Как называется движение, которое представляет собой процесс распространения колебаний в среде?

3.Время, за которое маятник совершает одно полное колебание.

4. Число полных колебаний за одну секунду.

 

3 СЛАЙД

Проверка выполнения задания обучающимися.

         Время выполнения задания истекло. Прошу всех отложить ручки в сторону  и посмотреть на экран, сверив свои ответы.

         Поднимите руки у кого оценка «5», - «4», - «3». Молодцы! Все справились с заданием.

3.Постановка проблемы (3 мин)

Я не зря зашифровала слово свет в чайнворде, так как оно имеет непосредственное отношение к нашей новой теме.

В ясный солнечный день можно наблюдать много ин­тересных явлений. Так, окружающие нас на улице тела дают тень, и от нашего тела также образует­ся тень. Подойдя к водяной поверхности (луже, пру­ду), можем увидеть в ней свое отражение, отраже­ния других находящихся рядом предметов. Эти явле­ния относятся к световым явлениям. В природе нас поражает разнообразие цветов: зеленые листья летом, коричневая земля, белые ромашки, голу­бые колокольчики, многоцветная радуга. Это тоже све­товые явления.

Вы сможете объяснить их после того, как изучите материал этой главы.

Благодаря органу зрения, человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зави­сит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволя­ет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

 

 

         Демонстрационный опыт 1.

         Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека -«минутный» эксперимент: предлагаю обучающимся на одну минутку закрыть глаза и представить себе «жизнь во тьме»!!!

 

Вопрос:Каковы ваши ощущения?

Ответ:мнение обучающихся.

4.Изучение новой темы(20 мин)

4 СЛАЙД

Поэтому

Цель нашего урока:

- Дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления.

- Выявить естественные и искусственные источники света.

- Дать понятие светового луча.

- Выявить особенности распространения света.

 

Открываем рабочие тетради и записываем тему урока: «Источники света. Распространение света».

    1.Прежде всего задумаемся над вопросом: почему мы видим
различные тела?

Вы знаете, что предметы хорошо видны днем и не видны ночью. Для того чтобы их увидеть ночью, необходимо включить электрическую лампу. Таким образом, предметы видны при освещении их светом.

Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.

5 СЛАЙД

2.Существуют   разнообразные   источники   света.   Одни   из
них — тепловые — излучают свет потому, что имеют высокую тем­пературу. К таким источникам света относят Солнце, звезды, пламясвечи, горящего дерева или газа, поток лавы, извергающейся из вул­кана, нить электрической лампочки и др.

Например, лава, вытекающая из кратера при извержении вулка­на, имеет температуру 1100—1200 °С, пламя газовой горелки — 1600—1850 °С, нить накала электролампы— 2500—2700 °С, а по­верхность различных звезд 3000—30 000 °С.

Тела начинают излучать свет при температуре около 800 °С.

6 СЛАЙД

 

3. Другую группу составляют люминесцирующие источники света. Вы, очевидно, знаете, что в природе встречаются тела, которые сами излучают свет, но при этом остаются холодными (гнилушки, светлячки, некоторые морские животные). Излучение света такими источниками не зависит от их температуры. Люминесцирующими ис­точниками являются люминесцентные и газосветные лампы.

Люминесценция может возникнуть при ударе. Например, при рас­калывании куска сахара в темноте можно увидеть его свечение. Све­тится экран телевизора, монитор компьютера.

Люминесценция может сопровождать различные химические ре­акции. Например, гниение дерева, различных животных. В морях и океанах люминесцирует вода из-за наличия в ней светящихся мик­роорганизмов.

7 СЛАЙД

Таким образом, тепловые и люминесцирующие источники сами излучают свет.

4. Многие тела, от которых исходит свет, сами его не излуча­ют. Они светятся только тогда, когда на них попадает свет от некото­рого источника. Например, ночью при ясной погоде мы различаем предметы, которые освещаются лунным светом. На поверхности мо­ря, озера или реки можно ночью наблюдать «лунные дорожки».

8 СЛАЙД

Поскольку температура Луны меньше 800 °С, сама она свет не из­лучает. Луна отражает свет, падающий на нее от Солнца, и является источником отраженного света.

К подобным источникам относятся планеты Солнечной системы, их спутники, искусственные спутники Земли. Земной шар при на­блюдении из космоса выглядит цветным светящимся диском. Но по­верхность Земли не раскалена, она отражает свет.

9 СЛАЙД

Поэтому, эти источники отражают свет.

 

10 СЛАЙД

5. Солнце, а также рассмотренные выше источники отражен­ного света создают естественное освещение. Но эти источники не могут обеспечить потребности человека в свете.

Поэтому еще первобытные люди применяли для освещения искус­ственные источники света. До середины XIXв. Такими источниками являлись горящий факел, пламя лучины, свечи, газовой горелки, керосиновой лампы.   Эти источники имели малую мощность и были неудобными в обращении.

 

Презентация обучающегося.ПРЕЗЕНТАЦИЯ (2 мин)

 

Содержание презентации интересное, поэтому вам будут задаваться вопросы.

В 70-х гг. XIXв. в России были изобретены электрические лампочки. Русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин сконструировал лампу накаливания, похо­жую на современные лампы. Он укрепил меж­ду двумя медными проводниками угольный стержень и поместил его внутрь стеклянного баллона, из которого был откачан воздух. При прохождении электрического тока по стержню он раскалялся и начинал светиться. Впоследствии угольный стержень был заменен вольфрамовой нитью. Современный вид лампочке нака­ливания, включая вольфрамовую нить и патрон, придал американ­ский изобретатель Томас Эдисон.

 

Однако заметим, что лампы накаливания больше греют, чем светят. Лишь 3—4% энергии электрического тока превращается в свет, осталь­ная энергия идет на нагревание баллона лампы и воздуха вокруг него.

Более экономичными являются люминесцентные лампы, или лампы дневного света, так как их температура во время свечения не превышает 50 °С. В настоящее время лампы дневного света широко используются для освещения помещений.

 

Вопросы:

 1. В каком году родился Лодыгин? 1847 г.

2. В каком году Лодыгину была присвоена ежегодная Ломоносовская премию?1874 г.

3. Что изобрел Лодыгин? Лампу накаливания.

4. Кого называли «королем изобретений»? Эдисона.

Учитель: Мы с вами убедились, что данная тема важна для нас, поэтому продолжим ее изучение.

 

 

Выясним, как распространяется свет. Почему мы не ви­дим предметы, находящиеся за углом здания, за деревом, за другим препятствием? Почему мы не видим источник света, если перед ним поставить непрозрачный предмет?

 

Информация с диска.

Опыт №2.

     Для ответа на эти вопросы рассмотрим следующий опыт. На слайде мы видим источник света и 4 экрана с отверстиями. И один не прозрачный экран, на котором будет видно светлое пятно. Это возможно в том случае, если свет пройдет через все отверстия. Если смещать экраны по очереди, так, чтобы отверстие смещалось, то светлое пятно исчезнет.

Данный опыт свидетельствует о том, что свет распространяется вдоль прямой линии, т. е. прямолинейно.

Прямолинейное распространение света можно наблюдать летним днем в затемненной комнате. Вы наверня­ка видели, как через отверстия в што­рах проникают в комнату солнечные лучи.

 

11 СЛАЙД

Таким образом, можно сделать вы­вод, что свет распространяется прямолинейно. Это верно для однород­ной среды, состоящей из одного и то­го же вещества, например воздуха, стекла, воды. Если свет падает, на­пример, из воздуха в воду, то на гра­нице раздела этих сред он изменит направление распространения.

Теперь понятно, почему за непроз­рачным предметом, поставленным пе­ред электрической лампочкой, темно: свет не проникает за него.

 

12 СЛАЙД

Тот факт, что свет распространяется прямолинейно, был установлен еще в древности. Об этом писал основатель геометрии ЕВКЛИД за 300 лет до нашей эры.

Закон прямолинейного распространения света является одним из первых законов природы, открытых учеными на основе результатов наблюдений.

 

Отдельная презентация.

Закрепление новой темы и проверка знаний.

А теперь мы закрепим и проверим ваши знания с помощью игры - «Своя игра».

Я попрошу вас разделиться на две команды.

Придумайте название команд.

Название

раздела

 

      количество баллов

10

20

30

40

50

Источники света

Все тела от которых идет свет

А не ученье тьма

Имеют высокую температуру

800 0С

Отводи до удара

Различные виды источников

Люминесцирующие

Отражающие

Естественные

Искусственные

Тепловые

Ученые

Лодыгин

Эдисон

1847

Евклид

19 век

Примеры

Тепловое

Луна, Земля

Светлячок

Естественные

Свечение

 

 

7.Подведение итогов(2 мин)

         Сегодня на уроке, мы с вами разобрали вопросы, связанные с источниками света и рассмотрели закон прямолинейного распространения света.

         Выставление оценок в журнал.

Записываем домашнее задание:

1.  § 49,50

2.  1 уровень:

      Задание 38 (1), Р.Т. 265

      2 уровень:

      Р.Т. 265,266

3. Подготовить сообщение:

А) «Из истории искусственного освещения»

Б) «Солнечные часы»

4. Эксперимент: Проведите опыт, доказывающий, что свет распространяется прямолинейно. Опишите опыт.


»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн