Методическая разработка урока по теме: «Начало революции 1917 года. Свержение монархии.»
Submitted by Ольга Петровна Свечкарь on Wed, 13/07/2011 - 18:24
Ход урока: «Ребята, мы приступаем к изучению нового периода истории
России XXвека; который продолжался 10 лет, а начался с
одного из самых важных и драматических событий нашей
отечественной истории – с революции 1917 года. Это событие
стало поворотным моментом в истории нашего государства.
Тема урока: «Начало революции 1917 года. Свержение монархии».
Цели урока: Мы ставим следующие цели –
- выявить и сформировать причины начала революционных
событий
- детально изучить события февраля – марта 1917 года
- рассмотреть структуру новых органов власти
- выявить последствия первых шагов новой власти
- сделать все необходимые выводы.
Приступаем к работе:
I. Прежде чем мы узнаем, что произошло в России в феврале
1917 года, я попрошу вас вспомнить, каким было внутреннее и
внешнее положение Российской империи к концу 1916 года.
А). Россия, как союзницы Антанты, продолжает своё участие во II
Мировой войне. В конце 1916 года Антанта имеет явное преимущество
перед Германией и её союзниками.
Б). После разгрома русских армий в Восточной Пруссии в 1914 году и
неудач в 1915 году – положение России на Восточном фронте в 1916 г.
немного улучшилось, фронт стабилизировался. В 1915 году Германия
рассчитывала вывести Россию из войны, её планы не осуществились.
В). Военная компания на Восточном фронте была более успешной.
Доказательством этому служит Брусиловский прорыв
Г). Улучшилось снабжение армии боеприпасами. Но армия была
недовольна слишком затянувшейся войной.
Д). Экономическое положение внутри страны ухудшилось – сократились
поставки продовольствия в города. Всё шло на фронт.
Е). Авторитет монарха резко падал. Причины – Распутин, влияние жены,
неудачи на фронте.
Вывод: Какие из перечисленных вами факторов могли бы привести к
революционному взрыву:
- затянувшаяся война
- экономические трудности – ухудшение положения народа
- падение престижа монархии.
Учитель: Ваши предположения абсолютно верные. А теперь посмотрим,
какие же факторы станут главными, определяющими начало
революции.
В начале 1917 года ситуация в стране ухудшилась, она стала взрывоопасной.
Во-первых: экономические трудности нарастали, в городах не хватало хлеба, длинные очереди скорее напоминали политические митинги, в рабочих кварталах крупных городов фактически начался голод, болезни, процветала спекуляция, неудержимо росли цены. Участились забастовки , погромы лавок и магазинов, демонстрации, на которых звучали не только экономические лозунги, но и призывы к свержению царя и немедленном прекращении войны.
Во-вторых: неудачи двух предыдущих лет войны, просчёты командования, слишком затянувшаяся война являлись причинами крайнего недовольства народа, особенно крестьян. Многие из них ушли на фронт, уже третий год были оторваны от земли и хозяйства. Их семьи голодали, в деревне назревало недовольство, готовое вот – вот вырваться наружу. В армии было неспокойно, солдаты устали, участились неповиновения, братания с противником.
И, наконец, в третьих: встал законный вопрос – кто виноват?
Безусловно, главная ответственность ложилась на императора. Но увы, в это трудное время император проявил свою полную несостоятельность. Престиж монарха и его семьи упал. Практически все политические силы заговорили о свержении императора .
Итак, в конце 1916 – начале 1917 гг. в стране сложилась революционная ситуация.
РО(элемент развивающего обучения ) – Вспомните значение этого понятия.
РО – Сколько раз в истории нашего государства такая ситуация
складывалась?
- 2 (1905 , 1917 гг.)
- 3 (+ перед отменой крепостного права)
- 4 (+ когда убили Александра II)
Идём дальше:
Чтобы оценить всю остроту революционной ситуации в России в
начале 1917 года; окунёмся в атмосферу тех дней.
Работа с документами:
(Учащимся предоставляются отрывки из документов ,отражающих события февраля 1917года.)
Предположения о причинах революции вы сделали.
Сделаем окончательный вывод:
На доске написаны предположения ( 3 см.выше)
1. К чему привели экономические трудности – рост недовольства
2. Чем были вызваны эти трудности -- затяжной войной
3. Кто мог решить эти проблемы -- император
4. Почему не решил -- не мог или не хотел (дискуссия)
Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу:
«Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».
II. Переходим ко второму вопросу:
Революционные события развивались весьма стремительно.
18 февраля - забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие
предприятия .
23 февраля - антивоенная демонстрация
25 февраля - всеобщая политическая стачка. Лозунги : «Хлеба!», «Долой
царя!», «Конец войне!».
Николай IIиз ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из под контроля.
26 февраля солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются
стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших.
Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал,
арестовано царское правительство.
Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.
Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему?
Известия из столицы заставили царя принять решение о возвращении.
Николай IIсрочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.
С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.
Вот выдержки из их разговора:
- «Какие части в порядке и какие безобразят?
- В моём распоряжении всего 4 роты…, прочие войска
перешли на сторону революционеров.
- Какие вокзалы охраняются?
- Все вокзалы во власти революционеров, строго ими охраняются.
- В каких частях города поддерживается порядок?
- Весь город во власти революционеров.
- Все ли министерства функционируют?
- Все министры арестованы революционерами.
- Какое количество продовольствия в вашем распоряжении?
- Продовольствия в моём распоряжении нет.»
Обсуждение - Какой эпизод свидетельствует о том, что в Петрограде,
полностью захваченном революционерами, не только
анархия, грабежи, аресты, но и есть попытка организации
порядка силами восставших?
III Приступаем к следующему вопросу.
Из приведённых выше фактов видно, каковы истоки формирования двоевластия: - с одной стороны – Государственная дума, распущенная царём, но не подчинившаяся его указу,
- с другой стороны - стихийно создаваемые органы власти революционного народа.
Бывшие депутаты Государственной думы для управления столицей и всем государством создали Временный исполнительный комитет Государственной думы. Это первый орган власти.
В это время было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В него вошли рабочие, солдаты, члены социал – демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции.
Это второй орган власти.
Внимание ! Вопрос - Имела ли Россия опыт создания подобных органов управления, или это произошло впервые в истории нашего государства?
(Первый совет был образован в ходе революции 1905 – 1907 гг. в Иваново- Вознесенске, где проходила крупнейшая стачка текстильщиков. Он назывался Совет рабочих уполномоченных и стал органом рабочей власти в городе. Советом была создана рабочая дружина, касса помощи бастующим, раздача продуктов в долг и т.д.)
Итак: сформировалось двоевластие - уникальное явление в политической жизни страны.
РО - Попробуем сравнить эти два органа власти:
- кто вошёл в орган власти ?
- опыт работы.
Как же складывались отношения между двумя органами власти?
Уже вечером 1 марта Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Петросовет смогли договориться о создании Временного правительства. В него вошли члены Думы – представители либеральных партий, но все шаги, постановления нового правительства должны были быть одобрены Петросоветом. Возглавил его князь Львов.
Ещё до создания Временного правительства Петроградский совет издаёт свой знаменитый приказ № 1, который фактически лишил офицерство всякой власти над солдатами. Он позволял:
- создавать выборные солдатские комитеты
- уравнять в правах солдат и офицеров
- отменить традиционные формы армейской дисциплины
РО. Каковы возможные последствия этого приказа?
Вопросы: 1. Почему правительство назвали Временным ?
2. Чьё влияние было более значительным во Временном
правительстве.
3. А кто был сильнее ? Почему?
4. В чём суть приказа № 1?
Вывод по вопросу: учащиеся делают самостоятельно.
Закрепление терминов.
IV В связи с бурными событиями в Петрограде, революцией, захлестнувшей всю страну, мы с вами совсем забыли об императоре. А ведь судьбу монарха и монархии надо было решать незамедлительно. Во время февральских событий Николай IIнаходился в Могилеве, в ставке главнокомандующего русской армией.
Дайте оценку Николая IIкак Верховного главнокомандующего:
А). Из письма императрицы: «Милый, наш Друг совершенно вне себя от
того, что Брусилов не послушался твоего приказа о приостановке
наступления. Он говорит, что тебе было внушено свыше издать этот
приказ. Наш друг надеется, что ты всё же будешь настаивать на своём
решении.
Николай II: «Дорогая, Брусилов немедленно по получению моего
приказа отдал распоряжение остановиться….»
Б). Диалог в Ставке с начальником штаба М.В.Алексеевым:
- Потери громадны, Ваше Величество, особенно в 5 корпусе
- Ну что значит «громадны»?
- Около 50%, Ваше Величество
- Э-э-э, Михаил Васильевич, такие ли ещё погибали, найдутся другие, ещё хватит…»
2. Оцените Николая IIна основе его собственных высказываний:
а). «Я стараюсь вообще не над чем не задумываться и нахожу, что только
так можно править Россией. Иначе я давно был бы в гробу.
Я – неудачник !»
Б). Когда в Петрограде уже началась революция Николай IIзаписал в
своём дневнике: «Погулял полчаса, опять метель при 8 градусах
мороза. Вечером долго читал…»
К началу 1917 года царская семья настолько потеряла уважение в глазах народа, что об изменениях во власти говорили все – от министра до рабочего. На митингах и стачках звучало: «Долой царя!», «Долой самодержавие». В высших кругах общества распространялась идея о «другом» царе.
РО - В чём состояла традиционная система передачи власти?
Таким образом, чтобы снизить напряжённость в обществе, императору настоятельно советовали отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.
1. Кого называли регентом?
2. Приведите примеры регентства в нашей истории.
(Софья при Петре Iи Иване, Меньшиков при Петре II,
Анна Леопольдовна при Иване VI)
Как уже говорилось выше, Николай IIпредпринял попытку вернуться в Царское Село, но 1 марта ему сообщили, что все железнодорожные узлы заняты восставшими. Царский поезд был вынужден повернуть в Псков, в ставку Северного фронта. Именно здесь, на путях, в штабном вагончике
2 марта 1917 года после долгих колебаний император подписал акт отречения от престола в пользу брата Михаила. Но Михаил отказался от престола, заявив, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.
Монархия в России прекратила своё существование. 8 марта 1917 года Петросовет принял решение об аресте царской семьи. 1 августа 1917 года по распоряжению Временного правительства вся царская семья была отправлена в Тобольск, а уже после утверждения советской власти в Сибири, переведена в Екатеринбург, где в ночь с 16 на 17 июля была расстреляна.
1. К какой династии принадлежал Николай II?
2. Сколько времени правила эта династия в России?
(с Михаила Фёдоровича – 1613 г. до Николая II– 1917 г. : 304 г.)
Подведём итоги. Каковы результаты первого этапа революции.
Анализ урока:
По результатам проведённого урока следует отметить, что методическая цель урока в основном достигнута. На уроке изучения новой темы учащиеся усвоили новые знания, проявили умение выявлять причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы по теме.
Элементы развивающего обучения позволили сделать урок насыщенным и эффективным. Шёл активный диалог учащихся с учителем, познавательная деятельность была активной.
Работа с документами позволила ученикам работать самостоятельно, выделить главную мысль, сделать обобщение. Использование технических средств обучения позволило привлечь учащихся к данной теме, вызвало интерес и желание узнать как можно больше, работать самостоятельно.
Использовались методы стимулирования и закрепление атмосферы успеха.
Темп урока достаточно высок. По каждой части урока проведено закрепление, сделаны общие выводы, работа учащихся оценена.