Вначале занятия ведущий предлагает учащимся закончить фразу: «Когда я слышу слово «правило» (закон, норма), первое, что приходит мне в голову…»
В ходе анализа высказываний ведущий подчеркивает отрицательные суждения, предлагает вспомнить личный опыт нарушения каких – либо правил и отрицательные последствия этого. Далее предлагается вспомнить где, в каких местах существуют свои правила; объяснить понимание «писанных» (транспорт, школа) и «неписанных» правил (семья, друзья).
Обсуждение проблемы: Зачем нужны эти правила и нужны ли они вообще?
2. Упражнение «Смысл пословиц и поговорок»
Предлагается проанализировать следующие высказывания:
- Не в свои сани не садись;
- Семь раз отмерь, один раз отрежь;
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят;
- Не зная броду, не суйся в воду.
Желающим предлагается найти аргументы для обратных суждений (Например, «Садись не в свои сани»), а группа отстаивает правоту пословиц, ссылаясь на свой жизненный опыт.
3. Дискуссия. «Законы, правила, инструкции сужают или расширяют свободу человека?»
Все участники высказывают свое мнение в ходе обсуждения.
По итогам дискуссии делается вывод:
«Законы помогают через общий порядок поддерживать разумную свободу человека. Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы они поступали с тобой»
4. Упражнение «Быль о правах личности»
Инструкция: На бланках с текстом «Били» участникам предлагается отметить знаком «+» утверждения, с которыми они согласны;
знаком «-» -те, с которыми не согласны;
знаком «?» - с которыми согласны частично.
Далее каждый высказывает свое мнение.
Текст «Быль о правах»
Вы имеете право:
1. Иногда ставить себя на 1 место;
2. Иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке;
3. Протестовать против несправедливого обращения или критики;
4. Иметь свое собственное мнение и убеждения;
5. Совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;
6. Предоставлять людям право самим решать свои проблемы;
7. Говорить «Спасибо, нет» или «Извините, нет»;
8. Не обращать внимания на советы окружающих и следовать собственным;
9. Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
10. Иметь собственные, любые чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
11. Менять свои решения или изменять свой образ жизни;
12. Добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
1. Быть безупречны на 100%;
2. Следовать за всем;
3. Делать приятное неприятным Вам людям;
4. Любить людей, приносящих Вам вред;
5. Извиняться за то, что вы были сами собой;
6. Выбиваться из сил ради других;
7. Чувствовать себя виноватым за свои желания;
8. Мириться с неприятной Вам ситуацией;
9. Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
10. Сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
11. Выполнять неразумные требования;
12. Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
5. Упражнение «Тест на криминальность»
Инструкция: Проанализировать(анонимно) следующие высказывания применительно к собственному поведению.
1.Я не уважаю мнения других людей.
2. Для меня главное добиться своего любыми путями.
3.Я часто мучаю животных.
4.Мне ничего не стоит ударить младшего или слабого.
5.Мне нравятся рискованные дела.
6.У меня очень ограниченные интересы.
7.Я уже курю и часто выпиваю.
8.Я часто жесток(а) по отношению к близким.
9.В моей речи часто встречаются грубые слова.
10.Делаю что-то для другого только из-за выгоды.
Обработка результатов:
Ответ «Да» – это 1 балл, ответ «Нет» - это 0 баллов.
Посчитать общую сумму баллов за все ответы.
Интепритация результатов: 1-2 балла - Несмотря на наличие нескольких признаков Вас нельзя назвать потенциальным преступником, но стоит задуматься над своим обычным поведением. 3-6 баллов - Ваше отношение к жизни требует серьезных изменений иначе будет поздно.7-10 баллов- Возможно, вы уже совершили серьезное правонарушение, вам трудно удержаться в рамках закона. Если вы не измените свою жизнь, то уголовное наказание может изменить вашу жизнь необратимо.
Далее после теста ведущий дает обратную связь участникам по каждому предложенному выше высказыванию по следующей схеме:
поведение – проблема – последствия.
6. Дискуссия «Что такое плохая компания»?
Участники высказывают свое мнение на данный вопрос и приводят примеры из своего жизненного опыта общения.
Далее участники работая в группах пытаются проанализировать причины образования плохих компаний и ее последствия. Каждая группа на общий стенд наклеивает свой образец анализа данной проблемы и защищает свою позицию. В конце ведущий делает общее обобщение результата работы всех групп и все участники творческих групп принимают единый вывод по данному вопросу.
7. Упражнение «Жизненная ситуация».
Предлагается каждому участнику (в виде ролевой игры) жизненная ситуация, в которой он должен принять правильное решение.
Например:
1. Приглашение в компании распить спиртные напитки.
2. Постоять на карауле пока группа будет разбираться с провинившимся.
3. Отреагировать на публичное оскорбление группой лиц.
4. Поучаствовать в краже и т.д.
8. Итог занятия. Рефлексия.
Закончить следующие фразы:
- В своей жизни я никогда…
- Законы в моей жизни…
Ответить на вопросы:
- Что такое «писаные» и «не писаные» правила? Нужно ли соблюдать «не писаные» правила?
-Что из занятия сегодня вы берете для себя в свой портфель жизненных достижений?