Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Submitted by Ирина Николаевна Петрова on Tue, 28/06/2011 - 21:34
Урок по литературе
Разработка урока
учителя русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 4»
Волжского района города Саратова
Петровой Ирины Николаевны
программапо литературе
для общеобразовательных учреждений
под редакцией А.Г.Кутузова
Учебник – Литература. В мире литературы. 9 класс.:
учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/
авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.;
под ред. А.Г.Кутузова.- М.: Дрофа, 2006
Тема урока:
Роль второстепенных и внесценических персонажей
в комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Тип урока:урок-исследование (урок формирования новых знаний)
Вид урока:комбинированный урок
ЦЕЛИ УРОКА:
- обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
- формирование эстетического восприятия драматического текста;
- развитие культуры речи;
- развитие образного мышления
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Беседа с учащимися:
- В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы.
В чем же нашли воплощение традиционные элементы?
- Каковы традиционные средства в системе героев?
- Какова функция «говорящих фамилий и имён»?
В чем нашли воплощение новаторские элементы?
- В чем особенность единства действия в пьесе?
- В чем своеобразие характеров комедии?
- Что вы можете сказать о роли психологического портрета?
- Почему в комедии отсутствует 5-е действие?
- Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?
- Каковы приемы комического в пьесе?
- На какие две группы можно разделить героев комедии?
3. Роль второстепенных, эпизодических и внесценических
персонажей в пьесе.
3.1.Запись в тетрадях определений.
Второстепенные герои– герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи– герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
Запись в тетрадях функций внесценических персонажей.
Функции внесценических персонажей:
1)создание фона;
2)образ эпохи;
3)символическое расширение пространства действия до уровня Москвы или даже России;
4)дополнительная характеристика тех героев, которые о них рассказывают;
5)параллели с теми характерами, которые действуют в пьесе.
- Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества персонажей, представляющих собой определенные явления жизни. Такими яркими характеристиками обладают и эпизодические персонажи: Хлестова, г.N, г.D.
Действие 3. Явление 10.
- Как в монологе Хлестовой раскрываются черты данной эпизодической героини? С помощью чего?
- С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж?
- Почему Хлестова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:
Легко ль в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница…
- Почему все стараются услужить Хлестовой, какой смысл вносит в слово «услужить» Грибоедов?
Действие 3. Явление 14.
- Как вы думаете, почему у господNиDотсутствуют имена?
- Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
- Почему все поверили в сказанное?
- Что можно судить о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?
Действие 4. Явление 4.
- Для чего в комедию введен Репетилов?
- Как он сам себя характеризует?
- Как относятся к нему другие персонажи?
- Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?
- Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для данной «умной молодежи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча?
- Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе?
3.3.Анализ внесценических персонажей:
а) (2 действие)
Кузьма Петрович,
Максим Петрович
б) (3 действие)
Татьяна Юрьевна
Действие 2. Явление 1.
- Чем оставил по себе память Кузьма Петрович?
- Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
- Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле?
Действие 2. Явление 2.
- Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться?
- В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, - «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
- Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»?
- Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?
Действие 3. Явление 3.
- Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны?
- Как вы понимаете фразу:
Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?
- Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?
- Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии? Какую функцию они несут?
4.Обобщение. Итоги урока.
5.Домашнее задание:
Конспект статьи И.А. Горчарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения по теме «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике»