В настоящее время придается большое значение использованию новых технологий при обучении детей с ЗПР. Так мы в своей работе по развитию графических навыков и умений у старших дошкольников с ЗПР используем технику линейной графики.
Освоение способов линейного рисования происходит в определенной последовательности: от простых движений к сложным и к переключению с одного движения на другое при создании сложных орнаментально-графических композиций. Каждое направление линий отрабатывается отдельно, затем они суммируются и впоследствии входят в упражнения, которые развивают и закрепляют навыки рисовальных движений руки с различными инструментами (карандаши цветные и простые разной твердости, шариковая ручка, фломастер, гелиевая ручка) (см. Пример 1 и Пример 2). Это позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда потребуются длительные статические нагрузки и четкие движения.
Использование средств бумагопластики позволяет делать разбивку листа. Работая по линиям сгиба листа, дети приобретают навыки координации движений, что пригодится при освоении письма.
Многолетний опыт работы показывает, что эффективность коррекционно - развивающей работы по формированию графо-моторных навыков и развитию умений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста возрастает при использовании техники линейной графики, которая дает возможность:
-- раньше начать работу в крупной клетке (а через умение выполнять крупные движения из занятия в занятие достигается необходимая стабильность двигательного акта письма);
-- быстрее и безболезненнее познакомиться с понятиями “клетка”, “строка”;
-- легче перейти к работе в тетради, в мелкой клетке.
Кроме того, применение техники линейной графики в большей степени способствует:
-- формированию умения ориентироваться на листе бумаги;
-- формированию умения ориентироваться в пространстве своего тела;
-- развитию тонкой моторики кисти руки;
-- развитию зрительно-моторной координации;
-- развитию глазного контроля;
-- освоению основных движений, необходимых в письме;
-- развитию плавных, безотрывных, четких, равномерных движений;
-- подготовке детей к статическим нагрузкам;
-- развитию чувства ритма в зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент (выполняя композиции из различных линий, создавая орнаменты, ритмические рисунки), что очень важно в письме, т.к. письмо - это двигательный акт, содержащий в себе ритмический рисунок.
А это означает, что свободное владение техникой линейной графики позволяет в дальнейшем избежать проблем с почерком, а так же других проблем с письмом.
Применение техники линейной графики при формировании графо-моторных навыков и умений может использоваться в старших и подготовительных группах воспитателями на занятиях по рисованию, логопедами, учителями начальных классов, а так же родителями.
|