Если бы Вам предложили поучавствовать в разработке положения об инклюзивном образовании, какие бы Вы предпочти бы увидеть в нем пункты? Каким оно должно быть на Ваш взгляд? Что нужно, что бы положение об инклюзивном обучении всетаки появилось?
Лилия Римовна, на мой взгляд, положение об инклюзивном образовании обязательно должно обеспечить грамотное функционирование социально-психолого-педагогической службы в ОУ, как школьных, так и дошкольных. В штате школы и детского сада обязательно должны быть высококвалифицированные психологи, дефектологи, логопеды для организации профессиональной коррекционно-развивающей работы. Ведь совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями - это очень сложное дело.
Так что пункт об организации этой службы и обеспечении ее работы всем необходимым должен быть обязательно.
Кроме того, в ОУ должны быть оборудованные помещения для проведения мероприятий по организации психологической и эмоциональной разгрузки.
Очень хорошо, если будет пункт о тесном взаимодействии с детской консультацией, где стоят на учете дети с ограниченными возможностями.
Большое значение имеет правильно организованное общение с родителями таких детей и это должно быть прописано отдельным пунктом (совместные мероприятия, лектории, сеансы и т.д.).
С уважением, Ольга А.
Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, пн, 27/06/2011 - 16:15).
Не забывайт, уважаемые коллеги! Что пока труд педагога класса массовой школы, в котором есть ребёнок с ООВ, оплачивается по усмотрению администрации ОУ. Если в школе есть ребенок с нарушениями интеллекта, то не понятно как ему получать документ об образовании (сам механизм не прописан четко: толи ОУ получать лицензию, толи ребенку сдавать экзамены в школе 8 вида).
Уважаемые, коллеги! Мы исполнители. Закон примут без нас. Нам передоставят его реализовать. И если в городе это как то сглажено протекает, то в районе находится учитель, который прошёл перепоготовку, т.к. требует реальная жизнь. Имея образование учитель-дефектолог, остаётся на едине со многими проблемами. Надежда на администрацию школы, которая помогает многие моменты сглаживать. Если один класс - то можно свернуть горы. А если одновременно находятся 1,2,3,4 классы и у учителя рабочий день с 8 утра начинается, а последний урок в 14.30 ч., то организовать какое - то мероприятие НЕ ХВАТАЕТ СИЛ!!!!!!!!!! Работа на уроке на 150 процентов, а ещё подготовка к завтречнему дню.
Я бы в первую очередь указала одним из пунктов - количество учащихся в классе! Класс мой состоит из 8 учащихся - 1 кл-1 ученик, 2 кл-1 ученик, 3кл-2 ученика, один из них домашнее обучение, т.к. ребёнок часто бывает в обществе неадекватный, 4кл-4 ученика. Двое из этих учащихся приезжие ежедневно из ближайшего населённого пункта, обеспечен подвоз. У нас конкретно написано 12 человек. Но может какие - то варианты предусмотреть. Все учащиеся коррекционной программы 8 вида нуждаются в индивидуальной работе! По натуре дети-инвалиды, считаются вампирами, из-за того, что очень много забирают энергии у здорового человека. На данный момент - это учитель. Помещения мало приспособлены для такой работы. Должен быть класс для проведения уроков и игровая комната или комната релаксации. Но Увы, этот пункт не всегда выполняется. Т.К. я работаю в школе, то ко мне уже поступают дети, которые имеют диагноз, поэтому обязательно совместная работа психолога, врача, воспитателя, логопеда. Но в районах многие специальности остаются открытыми. Нет специалистов. Т.е работа ведётся, но она по полочкам не разложена. В интернатах - работа востребованных специалистов налажена, а вот район - частично.
Я работаю педагогом-психологом ( 0, 5 ставки) в сельской общеобразовательной школе. У нас обучаются дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелой формой эпилепсии, дети, которым рекомендовано ПМПК обучение по программам 5, 7, 8 вида. Представляете себе обЪем работы психолога, чтобы качественно работать с данными категориями детей?
Если бы я участвовала в разработке данного положения, то обязательно бы предусмотрела наличие!!! в школе различных специалистов, работающих с данными детьми.
Очень осторожно следует решать вопрос социализации детей с глубокой умственной отсталостью ( есть и такие в нашей школе).
Обязательно: постоянное повышение квалификации педагогов, совместное обсуждение программ работы, диагностики данной категории детей, коррекция программ по результатам диагностики, привлечение родителей к обучению детей.
Читаю сейчас сообщения коллег и радуюсь тому, что есть у нас педагоги, искренне переживающие за всех детей. Знаю, как трудно работать с детьми с ограниченными возможностями. У нас в интернате для детей-сирот в этом году работал 4 коррекционный класс, ученики которого помимо диагноза ЗПР (в мае 8 ученикам из класса поставлен диагноз "умственная отсталость") имели кучу самыхразличных отклонений в развитии, а более 20 воспитанников других классов были с диагнозом "социализированное расстройство поведение", также отягощенным различными патологиями. Сразу скажу, что прошедший учебный год был очень трудным, и не потому, что более половины воспитанников были вновь прибывшими и с отклонениями в здоровье, а потому, что именно взрослые не были готовы к работе с такими детьми. Педагогам пришлось много поработать над собой, чтобы выстроить верную стратегию общения с детьми: проводились ШМО и семинары, индивидуальные и групповые беседы, консилиумы и т.д. И у нас получилось! В отличие от педагогов наши воспитанники сразу и легко принимают любых ребят (это особенность интернатов): у нас учились негритянки, китайцы, цыгане, дети с последствиями ДЦП, слабослышащие и слабовидящие, с ЗПР и умственной отсталостью, толстые и худые и т.д. Ребята принимают всех и каждый находит свое место в жизни интерната. В.Ван-фа был отличным спортсменом, Марьяна и Алена Чорба - наши певуньи, П.Уэдраого была отличной артисткой и т.д. То есть, можно убедиться в том, что дети принимают "не таких" ребят так, как их принимают взрослые и четко видят нашу взрослую фальшь.
Я согласна с тем, что закон будет принят обязательно. А нам надо не откладывать дело в долгий ящик, а начинать с самих себя, со своей школы. Просто сесть и написать свой план работы по инклюзивному обучению. Удачи вам, уважаемые коллеги. Ольга А.Гудзь.
Уважаемая, Глина Васильевна! Конечно, законы принимаем не мы. Но обсуждение того, каким бы мы его хотели видеть, формулирование запроса к руководству (во всех смыслах этого слова) это:
а) один из этапов профессионального роста (мы начинаем осознавать, чего бы нам хотелось, видим конечную цель нашей работы, продумываем механизм её достижения, основные этапы, понимаем, какие задачи должны решить и т.д.);
б) любой законопроект, любое положение должно быть практикоориентировано, этого можно добиться только посредством привлечения к его созданию людей, специалистов, непосредственно работающих по данной проблеме
в) вообще, никогда не мешает помечтать, мечты, как известно, имеют тенденцию сбываться.
Вы правы, Лилия Римовна, все пункты "а), б), в)" - это уже часть нашей работы. Работая в классе коррекции, хочешь видеть именно результат. И мне, кажется, все коллеги, которые работают в этом направлении - уже являются частью проекта о котором стали, наконец - то, громко говорить. Повернулись лицом к нам - педагогам, к деткам, которые, всё же видят свою необычность, хотя мы об этом не говорим. Современная жизнь уже заставляет посмотреть высшее руководство на ситуацию, которая уже видна невооружённым глазом. У нас до сих пор большая часть - это проекты. А конкретных законов - мало. Когда я сталкиваюсь с какими - то проблемами, я думаю, что все педагоги идут в таком же направлении. Пытаются решать эти проблемы ПОДНИМАЯ РЕБЁНКА ВЫШЕ СЕБЯ, только для того, чтобы научить его элементарности. Чтобы в жизни он шёл, не озлобившись с детства. Согласитесь, ведь даже мы, педагоги, вспоминаем свои школьные года, большую часть с теплом. А сейчас, спустя 25-30 лет, хочется на какие-то минуты вернуться в беззаботное школьное время. Это тогда мы думали - что это обуза. А через столько лет видишь только плюсы. Вот и наши ученики, я всё же возвращаюсь именно к своим, В класс идут с желанием, не хотят уходить домой!!!!!!!! Это УЖЕ ПЛЮС В РАБОТЕ! Ребята в школе чувствуют свой дом! Мамой иногда называли, случайно. Значит задачи, цели, которые ставились в начале года, работают на ребёнка. Да, возможно, я какие-то не заполнила бумаги диагностические, но разве они являются результатом работы? Или всё же результат работы - не израненная душа ребёнка!!!
Очень хочется, чтобы новшества, модернизация этого направления были реальной помощью для школ - интернатов, для учителей, которые работают в коррекционных классах. Согласитесь, ведь большая группа педагогов работает в основном НА ЭТУЗИАЗМЕ! И являются ОПТИМИСТАМИ своего дела!
Допустим (это реально), пройти переподготовку - это личное финансирование, преобрести в класс и для класса - опять личное финансирование. Это я о себе. Это потому, что я знаю: мне надо войти в класс имея все программы, учебники, наглядные пособия, а сейчас лично, я продумываю, дистанционное обучение. В свой отпуск напишу программы и попытаюсь убедить, что этот вариант реально будет работать. Ребёнок проживает в отдалённом месте. Девочка обучается по программе 8 вида. Я уже в прошлом году пыталась вести разговор на эту тему. НО БОЮСЬ! Возможно, скажут, программа 8 вида не подходит под дистанционное обучение! А я не хочу потерять ребёнка! Нет - это не финансовый вопрос, это девочка умничка! Ей надо помочь! В переди огромная жизнь - у неё порок сердца, программа 8 вида - она должна устроиться на работу, не травмировать своё сердечко.
Вот наша реальность, мы пытаемся заглянуть в будущее каждого ребёнка!!!!!!!! Вот и скажите, что мы " НЕ СКАЗОЧНИКИ". Одним словом- ОПТИМИСТЫ!!!!!!!
Еще раз пересмотрела материал по ссылкам, данным Лилией Римовной, и знаете, скачала для себя презентацию. Думаю, что немного переработаю ее и предложу на первом педсовете посмотреть, как определение основного направления работы на новый учебный год. Материал хорошо подобран, удачно скомпонован и доступен. На рекомендованных сайтах узнала много нового для себя. К своему стыду, о многих проблемах людей с ограниченными возможностями никогда раньше не задумывалась. Спасибо Лилии Римовне за преподанный урок! С уважением, Ольга А.
Думаю, что Положение об инклюзивном образовании не должно рассматриваться как локальный акт. Должно быть принято хотя бы Министерством образования. Это ключевой документ в социальной политике государства Это раз.
При обеспечении инклюзии мы должны четко понимать особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ. При различных дефектах (сенсорный, эмоционально-личностный и т.д.), все мы понимаем, необходимы различные технологии. Подходы к адаптации ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников, а также к процессу обучения будут различны. Это два.
Отсюда вытекает вопрос: какой должен быть уровень квалификации педагога, либо сколько специалистов должно содержать образовательное учреждение (олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, специальные психологи) Это три. Готово ли образовательное учреждение и государство на расширение штата?
Немаловажный вопрос готовность участия родителей ребенка с ОВЗ, как участников образовательного процесса. Какой потенциал (материальный, социальный, образовательный, мотивационный) у родителей. Это четыре.
Таким образом в Положении об инклюзивном образовании необходимо прописать:
какой орган осуществляет ведущую роль в инклюзии, который и будет оказывать методическую поддержку педагогам общеобразовательного учреждения;
показания при различных дефектах включения в инклюзивное образование (потенциал ребенка и возможности родителей);
уровень квалификации педагогов. сопровождающих ребенка в процессе инклюзивного образования;
перечень технических средств реабилитации (в соответствии с дефектом) при различных дефектах, необходимых ребенку с ОВЗ в общеобразовательной школе
при инклюзивном обучении инвалида участие образовательного учреждения (органа, осуществляющего сопровождение ребенка при инклюзивном образовании) в реализации индивидуальной программы реабилитации в части "Образование", таким образом участие в работе медико-социально экспертизы при составлении и реализации индивидуальной программы реабилитации.
Я представляю себе инклюзивное образование, это когда для ребенка созданы все условия(в классах новая мебель, бассейн и тд) и конечно только твысокопрофессиональные педагоги, плюс самое главное чтобы учитывались интересы ребенка и сохраняломь его здоровье.
Если бы Вам предложили поучавствовать в разработке положения об инклюзивном образовании, какие бы Вы предпочти бы увидеть в нем пункты? Каким оно должно быть на Ваш взгляд? Что нужно, что бы положение об инклюзивном обучении всетаки появилось?