«Другого ничего в природе нет…» по теме: «Строение атома»
Submitted by Екатерина Владимировна Леташкова on чт, 23/06/2011 - 22:30
Дидактическая игра
«Другого ничего в природе нет…»
по теме:
«Строение атома»
8 класс
План урока
Тип урока: Урок закрепления и обобщения материала.
Вид урока: Обобщающая игра-путешествие.
Цели урока:
- формирование коммуникативных умений учащихся;
-социализация личности (поддержка друг друга, взаимодействие, культура общения между учащимися и учителем);
-развитие интеллектуальных способностей и умений;
-овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.
Основные принципы обучения:
1.Общность цели и задач (дается одно задание на группу).
2.Индивидуальная ответственность (одно поощрение на группу, зависящее от вклада каждого).
3.Равные возможности успеха для всех (распределение ролей капитаном согласно уровню знаний)
Учебные задачи урока:
1.Представить материал в нетрадиционной форме для усиления неформального запоминания ключевых аспектов темы.
2.Закрепить умения составления электронных и электронно-графических формул элементов, расчета относительной молекулярной массы вещества и доли каждого элемента.
4.Закрепить основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Оборудование:
-таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
-карта-план урока
-раздаточный материал
-компьютеры, телевизор.
Используемые педагогические технологии: технология сотрудничества – обучение в малых группах, технология критического мышления, информационные технологии
Виды работы учащихся:
- по дидактическим целям: самостоятельные работы для повторения опорных знаний, для систематизации знаний, для закреплений и умений путем применения их в новой ситуации;
- по характеру познавательной деятельности: копирующего характера (репродуктивные), частично-поисковые (эвристические) и исследовательского характера;
- по форме организации работы учащихся: групповые, индивидуальные;
- по источнику знаний и средств обучения: работа с таблицами, раздаточным материалом, устное и письменное решение упражнений, работа с электронными тестами.
Организационные условия:
Столы сдвигаются попарно и располагаются так, чтобы учащимся было удобно слушать учителя и работать в группе.
Формируются стабильные разнородные по уровню обученности группы по 5-6 человек
Выбор членами команды капитана, который будет распределять роли внутри группы.
Каждый член команды должен защитить одно задание.
Каждая группа получает бланки с заданиями.
Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе.
Содержательная часть
Стадия вызова, создание проблемной ситуации.
(Основная задача стадии вызова – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучиваются цели урока, происходит мотивация их дальнейшей деятельности).
1.Вступительное слово учителя:
- Завис, завис проклятый комп!
Знать, электроны в проводах присели
Чуть отдохнуть. Так электронный тромб
Мой комп оставил не при деле.
И я сижу: пустой экран
А мне писать свое творенье.
Меня же комп оставил без движенья.
Войдешь в знакомый кабинет,
А там – детей десятки, толпы.
На протяженье многих лет
Судьба учить. И виснут компы…
1.Игра «Верю – не верю?» (2 мин)
Вопросы: Верите ли вы в то, что:
1.Электроны могут заставить компьютер зависнуть.
2.Только электроны входят в состав атома.
3.Электроны положительные частицы.
4.Количество нейтронов и электронов одинаковое.
5.Атомная масса равна количеству электронов
6.Все электроны имеют одинаковые электронные орбитали.
7.У всех элементов одинаковое строение атома.
Озвучивание целей урока:
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по теме «Строение атома», повторим символы химических элементов, продолжим выполнять расчеты молекулярной массы веществ и доли элементов.
Заранее, я по желанию ребят разделила класс на четыре равноценные группы. В каждой группе был выбран капитан.
2.Химический диктант: ( 5 мин )
Проводится в виде игры «Поймай мяч» . Учитель бросает мяч каждому учащемуся при этом называет химический элемент – учащийся ловит мяч и называет атомную массу. По одному учащемуся от группы выполняют индивидуальное аналогичное задание на компьютере – тест с выбором ответа.
Стадия осмысления:
(На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную задачу, опираясь на сведения, полученные ранее).
3.Анализ знаний учащихся. (10 мин)
Учитель: Случилось это. Вчера вечером. Было уже совсем поздно, на улице темно и неуютно. Дома все заснули, а я все готовлюсь к урокам. Устало опускаю голову и почти засыпаю. В короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу чьи-то голоса. Голоса все громче и громче спорят, прислушиваюсь и узнаю ведь это инопланетяне. Просыпаюсь, смотрю в окно и все забываю. Прихожу в школу, открываю кабинет и вижу их портреты и записку. Следы от их ног еще не смыла вода.
и
к
л
с
й
а
е
р
к
а
с
а
й
м
и
г
о
н
й
т
р
и
и
л
р
е
ф
с
о
ф
о
и
е
а
й
л
ц
к
ь
м
а
о
л
и
н
й
ю
и
р
т
о
д
к
с
и
о
л
о
р
к
д
о
д
о
в
з
т
о
а
р
р
о
м
о
б
р
й
т
о
ф
й
н
п
т
а
р
и
е
ь
м
и
д
з
е
с
е
ж
л
о
е
ь
с
р
б
о
е
р
р
м
у
о
е
г
л
д
р
л
о
о
х
На карточках в форме следов детских ног написаны задания – «анаграммы» для каждого учащегося. Сначала учащиеся составляют название химического элемента, затем дают ему характеристику по плану. По одному человеку от группы составляют характеристику химического элемента у доски, еще по одному – проходят электронный тест на компьютере. Остальные учащиеся выполняют задания на местах в рабочих тетрадях.
Из оставшихся букв учащиеся в группах составляют слова.
«Скорее открой письмо »
4.Конкурс «Прятки с формулами» (10 минут)
В письме от инопланетян есть еще одна просьба:
- Дорогие ребята ! В нашем инопланетном корабле есть склянки с некоторыми реактивами, но этикетки постарели и символы некоторых элементов не видны , но известна относительная молекулярная масса .веществ в склянках Вставьте недостающий элемент. Помогите нам!!!
Учащиеся работают в парах.
H2—O3
- NO3
- SO4
H3– O4
H—O3
Mg - O4
Al -O4
K–NO3
Cu –O4
Na –O3
Ca- O4
Na-H
Какой элемент есть во всех веществах? (Кислород).
Вычислите его процентное содержание в каждом веществе и выясните, в каком веществе его больше.
5.Повторение правил ТБ. ( 3 мин)
Ребята ! При работе в химическом кабинете мы должны помнить правила техники безопасности:
Учащиеся по очереди вспоминают и анализируют правила ТБ.
1.Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело.
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.
Но зато соседка ваша не пойдет уж больше стричься-
Ерш волос на голове ей напомнит об огне.
2.Ну а если что-то хочешь ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.
Пара глаз – ведь это роскошь.
Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.
6.Физминутка. ( 3 мин)
Проверка «химического зрения».
Учащимся предлагается, как Кутузову закрыть один глаз и называть по очереди символы химических элементов.
H C S P
Cu O K Zn N Cl
H Al Na Fe Cu Ag
N Ca C Zn S Cl K P
Al P Na Cu H O Fe Cl N S
K N C Ag Fe H O S Ca Cu Al Cl Na
Стадия рефлексии.
(На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации. Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют его).
7.Рефлексия.
На столах у учащихся лежат вырезанные из бумаги руки. На одной стороне руки ученики пишут, что им понравилось на уроке, на другой, что не понравилось.