РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________________ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ__________________ 2011.г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО) ________ ______050144 «Дошкольное образование»_______________ код наименование специальности(ей) / профессии(ий) Организация-разработчик: __ГОУ СПО Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова Разработчики: Сингирцева Ирина Павловна, преподаватель психологических дисциплин Ермолаева Валентина Александровна, преподаватель педагогических дисциплин Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО) Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г. номер СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ___________________Психология общения______________________ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО _050144 «Дошкольное образование» . Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована как программа повышения квалификации и переподготовки по специальности 040401 социальная работа и в профессиональной подготовке по специальностям 050146 «Преподавание в начальных классах», 040401 «Социальная работа». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: _______общий гуманитарный и социально-экономический цикл_____________ 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося__79_____часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __53___ часов; самостоятельной работы обучающегося __26__ часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 79 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 53 в том числе: лабораторные работы 0 Практическое занятие 48 контрольные работы 0 курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26 в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) 0 Реферат Сообщение Самодиагностика Творческая работа Составление и анализ субъективных отчетов Подбор практического материала по теме 1 1 3 4 7 10 Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированного зачета 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ______Психология общения____________ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и Практическое занятие, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 Раздел 1. «Общение и его роль в жизни человека» 5 Тема 1.1. Категория «общение». Общение и общительность Содержание учебного материала 1 2 1 Категория «общение» в психологии. Соотношение понятий «общение» и «общительность» Практическое занятие Формирование умений в составлении собственного психологического портрета 2 Тема 1. 2. Общение и деятельность Содержание учебного материала 1 Соотношение категорий «общение» и «деятельность» Практическое занятие: формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинга 2 Самостоятельная работа обучающихся Реферирование по проблеме «Общение и его роль в жизни человека» Раздел 2. «Составные элементы категории общения» 8 Тема 2.1. Цели и функции общения Содержание учебного материала 1 2 1 Цели общения. Функции общения. Практическое занятие формирование умений определять цели и функции общения в процессе решения ситуационных задач 1 Тема 2.2 Виды и уровни общения Содержание учебного материала 1 Виды общения. Уровни общения 1 Практическое занятие формирование умений определять цели и функции общения в процессе решения ситуационных задач 1 Тема 2.3 Стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная Содержание учебного материала 2 1 Стороны общения: коммуникативная- передача и получение информации, интерактивная – взаимодействие в совместной деятельности и перцептивная- восприятие и понимание людьми друг друга 1 Практическое занятие формирование умений взаимооценки эмоционального состояния студентов на основе экспресс-диагностики невербального поведения, тренинговые упражнения. 3 Самостоятельная работа обучающихся: подбор практического материала по теме Раздел 3 «Механизмы общения» 7 Тема 3.1 Роль и ролевые ожидания Содержание учебного материала 2 1 Понятие «Социальная роль» и ролевые ожидания 1 Практическое занятие Тренинг; формирование умений в процессе решения ситуационных задач 2 Самостоятельная работа обучающихся: составление «профессиограм» педагога, родителя, дошкольника Тема 3.2 Виды социальных взаимодействий. Содержание учебного материала 1.Виды социальных взаимодействий – конкуренция, кооперация и др.. Практическое занятие формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинга 2 Самостоятельная работа обучающихся Сообщения «Педагогическое общение в работе учителей- новаторов» Тема 3.3 Механизмы взаимопонимания. Содержание учебного материала 1 Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Практическое занятие формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинговых упражнений. 2 Самостоятельная работа обучающихся: выполнение творческой работы на самопознание Раздел 4 «Техники общения» 10 Тема 4.1 Правила слушания. Содержание учебного материала 3 1 Правила активного и неактивного слушания. 1 Практическое занятие: тренинг 3 Самостоятельная работа обучающихся : самодиагностика Тема 4.2 Ведение беседы. Содержание учебного материала 1 Особенности ведения беседы. Структура беседы. Практическое занятие: формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинговых упражнений 3 Самостоятельная работа обучающихся подбор техник ведения беседы Тема 4.3 Правила убеждения собеседника Содержание учебного материала 1 Подбор и отработка убеждения собеседника Практическое занятие: формирование умений применять теоретические знания в процессе отработки методов убеждения собеседника 3 Самостоятельная работа обучающихся: подбор техник убеждения Раздел 5 «Этика и культура общения» 6 Тема 5.1 Культура поведения. Речевой этикет Содержание учебного материала 3 Понятие «Культура поведения». Особенности речевого этикета педагога Практическое занятие: защита творческой работы по теме; тренинг 3 Самостоятельная работа обучающихся: выполнение творческих работ по теме Тема 5.2 Этические принципы общения Содержание учебного материала Изучение этических принципов общения Практическое занятие: формирование умений применять теоретические знания в процессе решения анализ и решение конкретных ситуаций и профессиональных задач 3 Самостоятельная работа обучающихся: подбор конкретных примеров по теме Раздел 6 «Конфликт» 19 Тема 6.1 Конфликт, его источники и причины Содержание учебного материала Понятие «Конфликт», источники и причины конфликтов Практическое занятие : формирование умений применять теоретические знания в процессе анализа и решения конкретных ситуаций и профессиональных задач 3 Самостоятельная работа обучающихся: самодиагностика уровня конфликтности Тема 6.2 Виды конфликтов. Содержание учебного материала Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, групповой и др. Практическое занятие: формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинга 3 Тема 6.3 Способы разрешения конфликта Содержание учебного материала Динамика развития конфликта. Способы разрешения конфликта Практическое занятие формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинга 3 Самостоятельная работа обучающихся Составление и анализ субъективных отчетов Тема 6.4 Методы погашения конфликта Содержание учебного материала Отработка методик погашения конфликта Практическое занятие формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинга межличностного взаимодействия 3 Самостоятельная работа обучающихся Составление и анализ субъективных отчетов Тема 6.5 Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Содержание учебного материала Отработка навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, овладение психотехническими приемами, направленными на осознание положительного образа « я». Практическое занятие формирование умений применять теоретические знания в процессе тренинг личностного роста 6 Самостоятельная работа обучающихся самодиагностика уровня саморегуляции; составление и анализ субъективных отчетов Всего: 53 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - программа учебной дисциплины - УДМК, Технические средства обучения: ___CD, желательно видеокамера, нетбук__________________________________________________________ 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Де Боно Э. Новая религия позитивного мышления./ Э.Де Боно. - СПб.: Питер, 2009. - 128с. 2. Рогов «Психология общения».- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001.- 336 с.: ил.- (Азбука психологии) 3. Методика игрового общения / В.П. Шашина – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 288 с. Дополнительные источники: 1. Грановская Р.М. Психологическая защита./ Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007.- 476с. 2. Кляйн С. Формула счастья. Как настроиться на позитивный лад / С. Кляйн. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 352с. 3. Леушкин Д. Как прекратить грузить свой мозг и начать жить / Д. Леушкин. - СПб.: Питер, 2009. - 160с. 4. Мюллер С. Разблокируй свой ум: стань гением! Технологии супермышления и суперпамяти / С. Мюллер. - СПб.: Питер, 2009. - 192с. 5. Род М. Психология юмора / М. Род.- СПб.: Питер, 2008. - 408с. 6. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М.Селигман. - М.: София, 2006. - 368с. 7. http://adalin.mospsy.ru/l_02_05.shtml 8. http://window.edu.ru/window_catalog/files/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Текущий контроль в форме: Анализа проблемных ситуаций Практического применения приемов Реферативных работ по теме Анализа конкретных ситуаций Тренинга Практического применения знаний Копилки методик; практического умения применять знания Творческой работы по теме Копилки методик; анализа конкретных ситуаций Итоговый контроль: Дифференцированный зачет
|