Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Устные портреты - характеристики героев. Портрет и характер в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Фото пользователя ЛЮБОВЬ ИГОРЕВНА Балтаева
Submitted by ЛЮБОВЬ ИГОРЕВНА Балтаева on чт, 16/06/2011 - 23:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ражабова Любовь Игоревна
Место работы, должность: 
г.Красный Кут,МОУ-сош №3,учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.Дать понятие сравнительной характеристики литературных героев.

2. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.

3.Обучить детей сравнительному анализу.

4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы. 5-й класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. / Авторы-составители А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, В.В. Леденёва, Е.С. Романичева. М.: Дрофа, 2001. (В дальнейшем — учебник Кутузова.)

Используемая методическая литература: 

Уроки литературы в 5 классе. Авторы Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, М., "Русское слово",1997

Поурочное планирование по литературе. Автор О.Е. Ерёмина, М., "Экзамен",2008

Используемое оборудование: 

Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

                           Компьютер, мультимедийный проектор.

                           Таблицы и схемы.

 

Используемые ЦОР: 

Презентация «  Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»

                         

Краткое описание: 
Данный урок предназначен для анализа характеров литературных героев рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" Жилина и Костылина.

Устные портреты - характеристики героев. Портрет и характер в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

 

Цели:

1.Дать понятие сравнительной характеристики литературных героев.

2. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.

3.Обучить детей сравнительному анализу.

4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.

 

Оборудование: Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

                           Компьютер, мультимедийный проектор.

                           Таблицы и схемы.

 

Используемые ЦОР: Презентация «  Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»

                          

 

                                          Ход урока.

 

I.                   Организационный момент.

II.                Проверка знания текста.

Тестирование. Значок «+», если тезис, предложенный учителем, ребята считают правильным, значок «-» -  если считают неправильным (с последующей взаимопроверкой).

                         

                                             ТЕСТ

1 «-» События происходили осенью.

2. «+» Жилин был невелик ростом, да удал.

3. «+» Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил.

4. «-» Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. «+» Жилин написал неправильный адрес и убежал.

6. «-» Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.

7. «+» Во время первого побега Костылин показан слабым человеком.

8. «+» Во второй раз Жилин бежал один.

9. «+» Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.

10. «+» После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.

Оценивается тест так:

«5»-все ответы правильные

«4»-1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

 

III.             Работа с материалами учебника-хрестоматии с использованием иллюстраций.

1.Работа с текстом.

Центральная тема урока - Жилин и Костылин. Прежде всего определяем материал, над которым будем работать на уроке: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».

Заголовки могут быть следующие:

1. Как Жилин попал в плен. (гл.1)

2. Встреча в плену(конец гл.2)

3. Неудавшийся побег (конец гл.3 и вся гл.4)

2.Работа с иллюстрациями.

Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу.

Сравним поведение двух героев. Результаты наблюдений ученики отобразят в таблице, которая будет задана на дом.

 

1.      Анализ первого эпизода.

 

Жилин «остановился, раздумывает, ехать ли ему вперёд одному. Подъезжает Костылин и уговаривает его ехать». «Чего смотреть? Поедем вперёд.» Костылин храбрее Жилина? Чтобы помочь ребятам, предлагаем подумать над вопросом: «Почему Жилин хочет поехать один и почему - Костылин?» (Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на свою силу, быстроту лошади. Костылин же объясняет своё предложение тем, что ему « есть хочется, да и жара». Костылин «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такой человек может быть слабым и изнеженным)

Затем обращаемся к кульминации этого эпизода – встрече с татарами. Прямо в тексте противопоставлено, как должен был вести себя Костылин и как он поступил, («Заместо того, чтобы подождать»), на иронические слова: закатился что есть духу, ожаривает. А как отнесётся к этому Жилин, почему он думает: не «Костылин уехал»,а «ружьё уехало»? Ребята отвечают, что Жилин не очень-то надеялся на помощь Костылина, ведь он сам хотел «добраться до ружья», «от Костылина меньше пользы, чем от ружья».

     Заканчивая анализ первого эпизода, надо подвести итог. Этому помогут вопросы: «Есть ли вина Жилина, что он попал в плен? Почему это произошло?»

Что можно сказать о Жилине, какой он человек, по тому, как он вёл себя в бою? А какой человек Костылин?»

 

2.      Анализ второго эпизода.

 

     По второй главе, где тоже противопоставлены герои, достаточно задать несколько вопросов: «Почему Костылин просит прислать за него выкуп? Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло? Как это характеризует того и другого?» Жилин не хочет тревожить больную мать, он надеется на свои силы, активно ищет выход. Костылин же эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам ничего для этого не предпринимает.

 

3.      Анализ третьего эпизода.

 

Третий эпизод, в котором противопоставлены оба пленника, - неудавшийся побег. Учитель предлагает подумать: «Что делает Жилин для подготовки к побегу, и как ведёт себя Костылин?» Главная цель Жилина – освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в ауле, поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Он стремится предусмотреть всё заранее. Он не слепо полагается на свою удаль и силу, а активно ищет выхода. Ребята видят, что храбрость не в том, чтобы бездумно презирать  опасность, а в активном поиске выхода, в умении предвидеть и использоваться всё, что может помочь осуществлению замысла, в выборе нужного момента.

     Рассматривать эпизод неудавшегося эпизода целесообразно в форме пересказа, объясняя поведение обоих героев и определяя, какие черты характера обоих героев проявляются в их поведении.

IV.             Подведение итога.

1.Просим ребят коротко выделить главные качества, определяющие облик героев.

 

 

                    Главные качества героев

 

       
   

 

 

 

 

 


ЖИЛИН                                                                 КОСТЫЛИН

Наличие большое цели.                                        Эгоизм.

Активность.                                                           Безответственность.

Верность дружбе.                                                 Безволие.

                                                                              Способность на предательство. 

 

2.Работа с  кроссвордом.

 

V.Домашнее задание.  Заполнить таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн