Конспект урока по окружающему миру "Первое знакомство со звездами"
Submitted by Любовь Викторовна Милякова on чт, 16/06/2011 - 21:08
Тема урока: «Первое знакомство со звёздами».
Цель: сформировать у детей представление о звёздах и планетах солнечной системы.
Задачи:
- расширить знания о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы;
- развивать умения сравнивать по характерным признакам звезду и планету;
- воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для составления кластера, модель солнечной системы.
Ход урока.
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елена Борисовна. На уроке присутствует много гостей. Я надеюсь, что это не помешает нашей работе.
2. Слайд 1. (поляна)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает.
-Ребята, а вы любите наблюдать за тем, что происходит вокруг вас?
-А часто ли вы смотрите на небо?
-В какое время суток небо наиболее красивое? (ночью)
-Почему?
С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. Потом появилась наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия» (слайд 2)
В переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия это наука о звездах.
-Вы, наверное, догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (слайд)
Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.
И рассыпались звезды на тысячи верст
Как манят они и зовут за собой
Что вот ты готов уж идти за звездой.
Они миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б имели мы крылья свои,
Смогли бы тогда улететь от земли.
И сверху увидели б, дух затая,
Как все же прекрасна наша Земля!!!
-А знаете ли вы, кто первым побывал в космосе и смог покорить?
-Первым увидел нашу землю из космоса наш соотечественник Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос. С тех пор прошло 50 лет. Этот год юбилейный. В апреле мы будем отмечать знаменательную дату – 50-летие со дня полёта. И 2011 год президентом Д.А.Медведевым объявлен годом Космоса.
И мы, ребята, сегодня сможем совершить виртуальное путешествие в космическое пространство.
-На чем мы полетим?
-А полетим мы на ракете. ( слайд?)
-Чтобы отправиться в путешествие надо проверить рабочие места, у вас на партах лежат бортовые журналы, которые помогут нам в путешествии. Пристегнули ремни, зажмурили глаза и сказали: «Три, два, один - пуск». Мы преодолели земное притяжение и оказались в космическом пространстве. (Звучит музыка. Слайд - Звездное небо).
- Посмотрите, какое огромное количество звёзд нас окружает, и какие они разные!
А знаете ли вы, что такое звёзды? Давайте посмотрим в наш астрономический словарь и прочитаем что такое звёзды.
В бортовых журналах первая запись – ЗВЁЗДЫ (Слайд)
Посмотрите, а все ли звёзды одинаковые по размеру? На какие 2 группы можно разделить звёзды? (большие и маленькие)
(Слайд разноцветные звёзды) Посмотрите повнимательней на звёзды. Все ли они одного цвета? Какие цвета вы увидели?
Если присмотреться к звёздам внимательней станут заметны их цветовые различия.
Отчего же зависит окраска звезды? (выслушать предположение детей)
« Наряд» звезды - окраска зависит от её температуры.
Как вы думаете, какого цвета будет самая горячая звезда? (тёплая, холодная)
Вывод: (слайд) самые яркие звёзды голубые и белые. Их температура самая высокая.
Тёплые звёзды – жёлтые, а холодные оранжевые и красные.
Запись в бортовых журналах.
Физминутка.
Солнце вышло из-за тучки.
Мы протянем солнцу ручки.
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
- Рассматривая звёздное небо, вы заметили, что звёзды расположены неравномерно. Есть места скопления звёзд. Как называется скопление звёзд, найдите в наших словариках.
В прошлом знание звёзд играло более важную роль в повседневной жизни, чем сейчас. Для крестьянина, пастуха, моряка и путешественника звёздное небо было и часами, и календарём, и компасом. Чтобы лучше запомнить рисунок звёздного неба, древние астрономы разделили его на созвездия и дали им имена своих богов, героев, зверей, предметов. Названия созвездий пережили века и сохранились до наших дней. Слайды с созвездиями
Слайд «Млечный путь»
Сейчас из иллюминаторов мы видим «Млечный путь». Он собрал 200 миллиардов звёзд. Вот здесь на окраине есть звезда под названием Солнце и наша солнечная система.
Солнце – обыкновенная звезда. Она имеет особое значение только для нас землян. От неё мы получаем тепло и свет, так как она ближе всех расположена к нашей планете.
У солнца есть своя «семья» - солнечная система.
Может быть, вы уже знаете, что входит в солнечную систему?
Прочитайте в словариках, что такое планеты и сделайте запись в бортовых журналах. А знаете ли вы названия планет? Давайте посмотрим, как они расположены и узнаем о некоторых их особенностях.
Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий.
Венера самая яркая планета.
Треть планета от Солнца – наша Земля. Пока известно, что жизнь есть только на ней.
Ближайший сосед Земли – Марс. Ещё его называют красной планетой, потому что его поверхность покрыта ржавчиной.
Пятая планета – Юпитер. Она самая тяжёлая.
Следующая планета Сатурн. Вокруг него вращаются кольца из осколков льда и камней.
Седьмая планета – Уран. В отличие от других планет он вращается по часовой стрелке.
Восьмая планета Нептун. Девятая – Плутон. Эти планеты самые холодные. Как вы думаете почему? (слайд)
Запись в бортовых журналах.
Проверяем:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун.
Он восьмой идёт по счёту,
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
А теперь давайте посмотрим на модель солнечной системы. Она поможет лучше понять, как же устроена солнечная система, увидеть, как каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. В словарях найдите значение слова орбита.
Посмотрите на таблицу, которая получилась в наших бортовых журналах.
Что же такое звёзды и планеты? (небесные тела) В чём их главное отличие?
Наше виртуальное путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно вернуться на Землю, необходимо разгадать кроссворд:
-звезда, имеющая для землян особое значение; (Солнце)
- самая удалённая планета солнечной системы; (Плутон)
- небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца и отражающие его свет; (планеты)
- планета с кольцами; (Сатурн)
- планета, расположенная ближе всех к Солнцу; (Меркурий)
- путь, по которому движется планета; (орбита)
- Совокупность, скопление звёзд это ……(созвездие)
Вернулись на Землю. Я очень довольна вашей работой. Вы показали хорошие знания. Но в ваших бортовых журналах остались незаполненные стрелки. Значит что- то осталось неизвестным. Об этом вы узнаете на других уроках окружающего мира, географии, астрономии. Но если вас эта очень заинтересовала и вам не хочется долго ждать, вы можете воспользоваться энциклопедиями, ресурсами Интернет и найти ответы на интересующие вопросы.
А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наше путешествие.
Если вам было легко и интересно, поднимите жёлтую звёздочку.
Если интересно, но встретили трудности – голубую.
Если вам было очень трудно – красную.
Вот какое звёздное небо получилось у нас.
Домашнее задание: ознакомьтесь с текстом учебника на странице 6-11.
Нарисуйте солнечную систему. А самым любознательным предлагаю найти информацию и сделать запись в бортовых журналах о кометах, метеоритах, астероидах.